ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
M1.В.ОД.2 Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды
Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
1. Шифр и наименование направления подготовки / специальности:
050400 Психолого-педагогическое образование
2. Профиль подготовки / специализация/магистерская программа:
пр.1 Психология образования; пр.2 Психология и педагогика творческой деятельности
3. Квалификация (степень) выпускника: магистр
4. Форма обучения:очная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии
6. Составители программы:
Кривотулова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
7. Рекомендована:
научно-методическим советом факультета философии и____ психологии, протокол от 02.10.2014, № 1400-07
(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)
8. Учебный год: 2015/2016Семестр(ы): 1
- Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины
развитие профессиональной компетентности магистранта посредством освоения теории и практики проектирования и экспертизы образовательной среды, ведущих к научному осмыслению и пониманию этических и ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- формирование целостного представления у студентов о проектировании и экспертизе образовательной среды;
- формирование умений применять полученные знания при проектировании и экспертизе образовательной среды;
- создание условий для развития инновационного мышления студентов и психологической готовности к проектированию и экспертизе образовательной среды.
− освоение современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;
− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;
- выработка навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам проектирования, моделирования, экспертизе образовательной среды.
- Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды» относится к общенаучному циклу вариативной части обязательных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (магистратура).
Приступая к изучению данной дисциплины, магистранты должны иметь теоретическую подготовку по основам психологии и педагогики.
У магистрантов должны быть сформированы компетенции:
- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
- способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
- способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
- способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
Учебная дисциплина «Практикум по проектированию и экспертизе образовательных сред» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по орга-низации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности»
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК ):
Магистрант должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения (ОК-4);
- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
- способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (ОК-9);
- способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
- способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
12. Структура и содержание учебной дисциплины
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —2 ЗЕТ / 72 часа
Виды учебной работы
Вид учебной работы
| Трудоемкость (часы)
| Всего
| В том числе в интерактивной форме
| По семестрам
| 1 сем.
| № сем.
| …..
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
| в том числе: лекции
|
|
|
|
|
| практические
|
|
|
|
|
| лабораторные
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации
| зачет
|
| зачет
|
|
| 12.3. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
| Теоретические основы проектирования и экспертизы образовательной среды.
| 1.1 Основные понятия педагогического проектирования. Педагогический проект. Соотношений понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» применительно к сфере образования. Соотношение понятий проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование.
|
|
| 1.2 Субъекты и объекты проектной деятельности. Многообразие субъектов. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности.
| 2.
| Проектирование образовательной среды
| 2.1 Основные объекты педагогического проектирования. Проектирование содержания образования. Проектирование образовательной программы. Проектирование учебных планов. Логика проектирования образовательных систем. Проектирование педагогических технологий. Проектирование контекста педагогической деятельности.
|
|
| 2.2 Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды. Структура среды. Возможности образовательной среды. Психологические закономерности восприятия образовательной среды.
|
|
| 2.3 Уровни проектирования образовательной среды. Федеральный уровень. Региональный уровень. Локальный уровень. Микроуровень. Алгоритм проектирования среды.
|
|
| 2.4 Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности. «Подводные рифы» проектной деятельности.
|
|
| 2.5 Требования к участникам педагогического проектирования. Особенности проектного мышления. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования. Обучение проектной деятельности.
.
| 3.
| Экспертиза образовательной среды
| 3.1 Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды. Определение объекта и предмета экспертизы. Психологическая диагностика образовательной среды общеобразовательных школ.
|
|
| 3.2 Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Организация и проведение экспертизы образовательной среды на примере реальных образовательных учреждений г. Воронежа
|
|
| .
| 12.4 Междисциплинарные связи
№ п/п
| Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы
| № № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
|
| Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
| 2.1;
|
| Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
| 2.1
|
| Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
| 2.2
| 12.5. Разделы дисциплины и виды занятий
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды занятий (часов)
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
| Всего
|
|
Теоретические основы проектирования и экспертизы образовательной среды
|
-
|
|
-
|
|
|
| Проектирование образовательной среды
| -
|
| -
|
|
|
| Экспертиза образовательной среды
|
|
| -
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
|
|
| Итого:
|
|
| -
|
|
|
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)
а) основная литература:
№ п/п
| Источник
| 1.
| Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста монография. / И.Ф. Бережная. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 219 с.
| 2.
| Педагогика : учебник по направлению 050100 Педагогическое образование / под ред. А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. – 304 с.
| 3.
| Педагогика : учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 11-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 607, [1] с.
| 4.
| Педагогика : учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 490, [1] с.
| 5.
| Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва : Логос, 2012 . 448 с. –. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459
| 6.
| Педагогика : учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 10-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. – 607, [1] с.
| 7.
| Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2011. – 400 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104548
| б) дополнительная литература:
в)информационные электронно-образовательные ресурсы:
№ п/п
| Источник
| 1.
| Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/).
| 2.
| Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php (дата обращения 25.08.2013).
| 3.
| Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru (дата обращения 25.08.2013)
| 4.
| Педагогика. PedagogikaFine. – Режим доступа: http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html (дата обращения 25.08.2013)
| 5.
| Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru (дата обращения 25.08.2013).
|
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
15. Форма организации самостоятельной работы:
• изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовка докладов и рефератов;
• участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.
15.1 Задания для самостоятельной работы
Распределение заданий для самостоятельной работы по темам
Тема
| Задание
| Форма представления задания
| Кол-во часов
| Теоретические основы проектирования и экспертизы образовательной среды
| 1. Изучить литературу по педагогическому проектированию и разработать алгоритм проектирования основных объектов:
образовательной программы
учебных планов
педагогических технологий
контекста педагогической деятельности (психолого-педагогической ситуации)
2. Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы
3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»
| Выступление и
Алгоритм
Устные сообщения
Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Психолого-педагогическое образование»,
Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ.
|
| Проектирование образовательной среды
| 1. Составить проектную заявку:
Проектное предложение.
Описание результатов (поэтапных).
Процедуры оценки и показатели эффективности результатов проекта.
2. Подготовить рефераты по темам:
Субъекты и объекты проектной деятельности. Многообразие субъектов.
Основные объекты педагогического проектирования.
Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды. Структура среды.
Возможности образовательной среды. Психологические закономерности восприятия образовательной среды.
Уровни проектирования образовательной среды.
Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности.
«Подводные рифы» проектной деятельности.
Требования к участникам педагогического проектирования.
Особенности проектного мышления. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.
3. Выполнение индивидуальных проектов:
Проект образовательной программы.
Проект учебного занятия
Проект педагогической технологии.
| Представление и защита проектной заявки
Презентации, выступления
Защита индивидуальных проектов.
|
| Экспертиза образовательной среды
| 1. Подготовить доклады по темам:
Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды.
Определение объекта и предмета экспертизы.
Психологическая диагностика образовательной среды общеобразовательных школ.
Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования.
2. Организация и проведение экспертизы образовательной среды на примере реальных образовательных учреждений г. Воронежа
| Выступления, презентации
Экспертное заключение
|
|
№
| Примеры творческих заданий
(1 семестр)
|
| Докажите необходимость психологических и дидактических аспектов теорий развивающего образования при проектировании
|
| Обоснуйте целесообразность построения эколого-личностной модели образовательной среды
|
№
| Вопросы к промежуточной аттестации (зачет – 1 семестр)
|
| Раскрыть основные категории педагогического проектирования и их соотношение.
|
| Характеристика субъектов и объектов проектной деятельности. Специфика предмета проектной деятельности.
|
| Алгоритм проектирования содержания образования.
|
| Алгоритм проектирования образовательной программы и учебных планов.
|
| Логика проектирования образовательных систем.
|
| Проектирование педагогических технологий.
|
| Проектирование контекста педагогической деятельности.
|
| Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды.
|
| Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования.
|
| «Подводные рифы» проектной деятельности.
|
| Требования к участникам педагогического проектирования.
|
| Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды.
|
| Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Организация и проведение экспертизы образовательной среды на примере конкретного образовательного учреждения г. Воронежа
|
№
| Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации
(зачет – 1 семестр)
|
| Разработать проект "Рабочая программа по курсу......(магистрант определяет самостоятельно)"
|
| Разработать проект "Дидактическая основа занятия с использованием одной из педагогических технологий (по выбору магистранта)
|
16. Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:
Оценка
| Критерии оценок зачета
| Зачтено
| Магистрант демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний
| Не зачтено
| У магистранта отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.
|
Приложение А
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУ ВПО ВГУ)
|