Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Статус социальной психологии

 

Статус как элемент самоопределения социальной психо­логии. По мере завершения процесса становления социальной психологии все более актуальными становились вопросы ее внутреннего самоопределения. Последние были связаны не толь­ко с уяснением и уточнением самого предмета исследования и пониманием данной науки как целостной и вместе с тем доста­точно дифференцированной системы научного знания, но так­же и с определением ее статуса.

Значимость достаточно четкого представления о статусе социальной психологии диктуется, во-первых, необходимостью разобраться во всем многообразии тех связей, которые соединя­ли эту науку с системой других дисциплин о человеке; во-вто­рых, неизбежностью сопоставления тех принципиальных подходов, которые были привнесены сюда из давших ей жизнь наук с точки зрения их приоритета в социальной психологии; в-третьих, по мере развития, а соответственно и изменения поло­жения социальной психологии в ряду смежных наук, нуждается в пересмотре и внутренняя самооценка этой дисциплины, кото­рая от потребительской роли аккумулятора, получающего под­зарядку, переходит к новой роли энергетического источника для творческой стимуляции других; наконец, в-четвертых, опреде­ление статуса необходимо для прогнозирования дальнейших пер­спектив ее взаимоотношений с другими науками о человеке.

Понятие и составляющие статуса. Под статусом социаль­ной психологии есть основание понимать характеристику ее по­ложения в ряду других наук о человеке. Последнее, в свою очередь, может анализироваться с различных точек зрения, а именно:

— с точки зрения определения характера ее связи, сопри­косновения, а соответственно и границ с другими науками о человеке по предмету и области исследования;



— с точки зрения распределения ролей во взаимодействии с другими дисциплинами (потребителя, аккумулятора, накопи­теля или донора, генератора);

— с точки зрения определения того, опирается ли эта на­ука на методологию других дисциплин или сама является ме­тодологической основой для них;

— является ли она, с точки зрения "генеалогии", лишь про­дуктом, дочерним образованием каких-то наук или сама спо­собна продуцировать новые дисциплины;

— является ли она, с точки зрения степени автономии и самодостаточности, всего лишь частью каких-то наук, напри­мер социологии или психологии, или имеет свой самостоятель­ный предмет исследования, не принадлежащий никому, кроме социальной психологии.

Пограничный статус социальной психологии. Наибольший интерес у зарубежных и отечественных исследователей в после­дние годы вызывает соотнесение предмета и области социаль­ной психологии с другими, пограничными с ней дисциплинами или, иными словами, ее пограничный статус [9, с. 18—22].

Вопрос этот не новый. Еще в 20-е годы, а затем на старте возрождения отечественной социальной психологии в конце 50 — начале 60-х годов выявились следующие подходы:

— социальная психология возникает на границе между пси­хологией и социологией, а поэтому не является самостоятель­ной наукой, а всего лишь суммой отторгнутых у одной из них или обеих сразу областей знания;

— социальная психология хотя и возникла на пересечении всех наук о человеке, но имеет полное право на самоопределе­ние и свой специфический предмет исследования, который не дублирует ни предмет общей психологии, ни социологии, ни тем более других дисциплин.

По поводу этих двух принципиально различных позиций можно и сейчас предлагать различные варианты вопросов та­кого типа.

1. Является ли социальная психология только частью пси­хологии?

2. Является ли она частью социологии?

3. Может быть, она включает в себя часть одной науки и часть другой?

4. Может, она вообще автономна и имеет свой, отличный от других, предмет исследования?

Ответы на эти вопросы, как и раньше, допускают одно­временное существование различных вариантов.

Социальная психология, берущая свое начало из общей психологии, может существовать и продолжать развиваться там же. И тогда ее можно квалифицировать как психологическую или эмпирическую социальную психологию или как психоло­гическое или эмпирическое направление в социальной психо­логии.

Но с таким же успехом и даже с большим основанием мож­но говорить и, наоборот, о превращении общей психологии по преимуществу в социальную, а соответственно этому и о раз­витии социально-психологического направления в общей пси­хологии. Конкретных оснований для обеих тенденций сейчас более чем достаточно.

Аналогичным образом обстоит дело и со статусом соци­альной психологии в соотношении с социологией. Социальная психология здесь может находиться на положении части социо­логии, как ее психологическое направление; равно как и наобо­рот социология может рассматриваться в качестве прикладной социальной психологии, и тогда более уместно говорить о соци­ологическом направлении в социальной психологии.

Но, как уже отмечалось выше, социальная психология мо­жет иметь и смешанный статус (гибрид социологической пси­хологии и психологической социологии на паритетных началах). Такой же гибрид может возникнуть и на преимуще­ственно психологической почве.

Статус социальной психологии как самостоятельной на­уки и его модификации. Однако и эти варианты не отменяют тот, который можно квалифицировать как статус самостоя­тельной -науки, имеющей свой собственный предмет исследо­вания. Вместе с тем и здесь возможны различные направления. Если учесть то обстоятельство, что наиболее глубокими и древ­ними корнями социальная психология уходит в область фило­софии, то в итоге можно назвать три основных (из большего числа возможных) направления этой науки в данном статусе:

— философское, преимущественно теоретическое;

— психологическое, преимущественно экспериментально-эмпирическое;

— социологическое, преимущественно эмпирически-при­кладное.

Таким образом, уже на основе названных выше критери­ев как предметной, так и межпредметной дифференциации мож­но говорить о достаточно большом количестве вариантов пограничного статуса социальной психологии (не менее 10).

Но при этом следует учесть то, что не меньшие права на статус самостоятельного социально-психологического направ­ления имеют и все другие науки о человеке, в лоне которых когда-то зародилась, да и сейчас продолжает развиваться со­циальная психология.

Это — языкознание, этнология, правоведение, история, пе­дагогика, психиатрия, политология и т. д. Следовательно, чис­ло возможных и вполне реальных статусных характеристик этой науки еще более велико.

Тенденции изменения статуса социальной психологии. Нельзя не учитывать еще и то, что статус социальной психо­логии как междисциплинарной науки не оставался и не остает­ся неизменным.

Известно, что завершающая стадия в процессе становле­ния социально-психологического знания, связанная с переходом от течения мысли к системе научных знаний, проходила на пе­ресечении многих, если не всех гуманитарных научных дисцип­лин, нацеленных на изучение человека.

Поэтому о пограничном статусе социальной психологии можно говорить применительно как к тем дисциплинам, на пе­ресечении которых она возникла, так и к тем, которые созрели в дальнейшем в ее недрах, а в настоящее время либо отпочко­вываются, либо уже отделились от нее.

В таком случае, на наш взгляд, есть основание говорить в этой связи о трех основных стадиях изменения статуса соци­альной психологии в период ее оформления в качестве науки, начиная от фазы самоопределения как течения мысли во вто­рой половине XIX века.

Первой стадией можно считать статус этой дисциплины в качестве течения мысли, когда нет еще четкого определения пред­мета и социальная психология не является самостоятельной и сложившейся системой научного знания. Здесь имеет место непосредственная связь социально-психологической проблемати­ки со сферой и проблемами породивших ее дисциплин — филосо­фии, языкознания, психологии, социологии, этнографии, юриспруденции, истории, политологии и т. д. (см. рис. 1)

Рис. 1. Модель статуса социальной психологии как течения мысли

Вторая стадия связана с оформлением статуса социаль­ной психологии в качестве самостоятельной и сложившейся системы научного знания. Ее характерные черты: определе­ние собственного предмета; появление "буферной зоны", в рамках которой формируется область прикладной социальной психологии. Она еще не выделилась в совокупность самосто­ятельных дисциплин и не отделилась от теоретического ядра исследования собственной сферы специфических социально-психологических явлений. Доминирует движение информации от периферии к центру (см. рис. 2).

Рис. 2. Модель статуса социальной психологии как сложившейся системы научного знания

Третья стадия связана с процессом отпочкования приклад­ных разделов социальной психологии от общей социально-пси­хологической теории. При этом наиболее рельефным становится видение собственного предмета социальной психологии. "Бу­ферная зона", включающая в себя прикладные сферы социальной психологии, теперь представлена самоопределяющимися на­учными дисциплинами — политическая психология, этничес­кая психология, историческая психология и т. д. и выходит за границу социальной психологии. Теперь доминирует тенденция движения информации из центра на периферию (см. рис. 3).

Рис. 3. Модель статуса социальной психологии как общей теории и методологической основы человекознания

Социальная психология на этой стадии начинает выпол­нять функции общей теории, методологической основы челове­кознания и мировоззренческой дисциплины наряду с философией и социологией. От дифференцированных ранее прикладных раз­делов ей остается лишь раздел практической социальной психо­логии, ориентированной на экспериментально-эмпирическую апробацию и обеспечение развития общей социально-психоло­гической теории.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.