Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности

 

Возможности духовно-психического потенциала личности: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Во взглядах на возможности духовно-психического потенциала человека оче­видны существенные различия между учеными.

Одни обращают внимание на его огромные, почти безгра­ничные возможности [6]—[9], в то время как другие, наоборот, — на ограниченность тех или иных духовно-психических сил и резервов человека. Так, для многих исследователей бесспорны колоссальный потенциал роста продолжительности как физи­ческой, так и связанной с ней духовной жизни людей. Уже сей­час установлена как вполне естественная и достигнутая норма продолжительности жизни человека — 120 лет. Столько обыч­но уже сейчас живут в Тибете. Ученые говорят о принципиаль­ной возможности 7- или 14-кратного увеличения жизни человека (от возраста зрелости в 20 лет) как это имеет место у животных. А по предсказаниям французского астролога Ност­радамуса люди достигнут долгожительства и будут жить 300 лет уже в 2100 году[8].

Жизнестойкость и необычные возможности духовно-пси­хического потенциала человека в целом многие исследователи связывают с уровнем его интеллекта и прежде всего с матери­альным субстратом последнего — мозгом. Интеллектуальный потенциал человека в целом весьма высок, и его возможности еще далеки от сколько-нибудь полной реализации. Как отме­чал американский ученый С. Коэн, "еще никто не знает границ своего ума... Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Задача будущего — узнать, как, с ка­кой пользой увеличить эту долю". "В коре головного мозга — по мнению Г. Селье, — заключено столько мыслительной энер­гии, сколько физической силы содержится в атомном ядре, и... центральная задача науки заключается в том, чтобы найти способ высвобождения и использования этой энергии" [10].



Известно также, что из огромного числа — 15 млрд нервных клеток — нейронов, заключенных в мозгу, используется пока сравнительно небольшая часть. По некоторым данным, человек в среднем реализует 4% от общего количества нервных клеток, так что 96% их остается в резерве [11, с. 7].

Представление о границах духовно-психического потенци­ала. Наряду с высокими оценками, даваемыми уровню разви­тия духовно-нравственного потенциала человека, существуют и такие достаточно традиционные представления, согласно ко­торым если не сам потенциал, то по крайней мере возможности его реализации весьма ограничены. В определенной мере о последнем свидетельствует то обстоятельство, что человек реали­зует в конце жизни только незначительную часть своего интел­лектуального потенциала.

Н. М. Амосов о пределах интеллектуальных возможнос­тей человека. Но если это свидетельствует лишь о трудностях прижизненной реализации интеллектуальных возможностей че­ловека, то, по мнению Н. М. Амосова, есть основание гово­рить заодно и об ограниченности самого интеллекта. Именно с этим он связывает необходимость работ по созданию искусст­венного (машинного) интеллекта, что вызвано якобы особен­ностями мышления человека, для которого характерны ограниченный объем памяти, малая скорость переработки ин­формации, медленность обучения, трудность вспоминания и выборки, неизбежность искажений [12, с. 146—147], [13].

Близка к этой позиции и точка зрения тех исследовате­лей, которые рассматривают деятельность мозга, лишь исходя из теории информации, а не физиологии, и говорят о пределах его возможностей, о его перегрузке и перенасыщенности ин­формацией в условиях научно-технической революции.

Информационный взрыв как фактор перенасыщенности информацией. Действительно, научно-технический прогресс со­провождается интенсификацией всей психической, в том числе и интеллектуальной, деятельности человека, что в ряде случа­ев может порождать эффект "информационного перенасыще­ния", психической перегрузки и стрессового состояния.

Одной из форм психологической защиты личности от стрес­са в этих условиях может оказаться известное торможение ин­теллектуальной и эмоционально-волевой активности индивида. Последняя обнаруживает себя внешне, например, в так назы­ваемом феномене "пресыщенности знанием", наблюдающемся у части учащихся средних школ и студентов вузов.

Известно, что на заре духовной истории человечества, во времена античности, да и в более поздние эпохи люди еще не были избалованы избытком информации. В эпоху Возрождения учащиеся школ могли слушать лекции в течении 4 ча­сов подряд без перерыва. Современный школьник или студент далеко не всегда способен на столь длительное сосредоточе­ние внимания.

Возможно, что эти различия в степени усидчивости уча­щихся могут быть объяснены большей динамичностью, разно­образием информации, с которой имеет дело современный молодой человек в отличие от его предшественников, не испы­тавших того многообразия быстро меняющихся впечатлений, которое несет ныне система средств массовой коммуникации.

Сугубо информативный подход видит причину такой эво­люции познавательной активности учащихся в постепенном пе­ренасыщении мозга, который, подобно сосуду, прошел долгий путь от "вакуума" до "переполненности" (см. рис. 4).

Рис.4

Уже из сказанного выше вытекает ответ на вопрос отно­сительно природы границ духовно-нравственного потенциала человека.

Одним из факторов, затрудняющих самореализацию ду­ховно-психического потенциала личности, является ограничен­ность интеллектуальных, мыслительных способностей человека, связанных со скоростью переработки им информа­ции и возможностями ее хранения в памяти. Другой — с труд­ностями использования в полной мере и этих интеллектуальных возможностей.

В числе различных попыток объяснить последнее обстоя­тельство заслуживает внимания взгляд на рассматриваемую про­блему со стороны исследования роли эмоций в жизни людей.

Эмоции как способ компенсации недостатка информации. Согласно концепции, предложенной академиком П. В. Симоно­вым, эмоции играют компенсаторную роль по отношению к уровню рациональной информированности человека. Эмоции тем ярче, чем ниже уровень информации, необходимой и имею­щейся у человека по поводу удовлетворения актуальной для него в данный момент потребности. И наоборот, эмоции от­сутствуют там, где есть вся необходимая и достаточная для эффективного действия информация [14, с. 30—31].

Эмоции как регулятор интеллектуальной активности. Из сказанного не трудно сделать выводы относительно роли эмо­ционального фактора, рассмотренного с данной точки зрения, в реализации духовного потенциала личности.

Являясь мощным инструментом эмоциональной самореа­лизации личности, этот фактор вместе с тем может тормозить саму потребность в получении новой информации на основе ин­теллектуальной деятельности, поскольку способен компенси­ровать ее отсутствие.

Снижением уровня интеллектуальной активности способ­на сопровождаться и эмоционально яркая, окрашенная силой и потенциалом воображения, жизнедеятельность людей. Образ­ность мировосприятия, связанная с тем же воображением человека, снижает уровень его потребности в чисто рациональной,, интеллектуальной деятельности.

Далеко не случайно поэтому многие исследователи в прошлом склонялись к отрицательной оценке роли эмоций в раз­витии и реализации интеллектуального потенциала личности.: Чарльз Дарвин, например, квалифицировал эмоции человека BI качестве рудиментов психики животных. А немецкий философ Иммануил Кант полагал, что будущий и более интеллектуально развитый человек вполне сможет обходиться и без эмоций.

Однако такой взгляд нельзя признать абсолютно бесспорным.

Достаточно сказать, что те же эмоции ученого, его страсть, увлеченность решением какой-либо проблемы играют роль могучего фактора мобилизации всех его творческих сил.

Иными словами, эмоции нельзя рассматривать по отно­шению к интеллектуальному потенциалу человека в качестве некоего антипода. Эмоции способны играть как отрицатель­ную, так и в высшей степени положительную роль в творчес­кой, интеллектуальной деятельности человека. Они способны выступать в качестве психического регулятора уровня его ин­теллектуальной активности.

Фактор саморегуляции в реализации духовно-психическо­го потенциала. Не менее существенен для понимания природы границ духовного потенциала и механизм психической само­регуляции личности. От уровня способности к сосредоточению внимания в любых видах деятельности решающим образом за­висит и степень реализованности духовно-психического потен­циала личности в целом.

Исследования в области инженерной психологии, в част­ности, показали, что эффективность деятельности человека, на­пример оператора у пульта управления, целиком зависит от адекватности или неадекватности его восприятия и реагирова­ния на поступающую извне информацию, от его способности своевременной переработки последней, при этом как избыток, так и недостаток поступающей информации ведет к снижению уровня включенности сознания и внимание оператора в данной ситуации его деятельности (Б. Ф. Ломов).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.