Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Функции и природа социально-психологического барьера

 

Основная функция барьера. Основная функция социаль­но-психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия [16]—[21].

Впервые термин "защита" был введен 3. Фрейдом (1894), позднее (1896) им же было описано и функциональное назначение психологической защиты как средства или механизма ослабле­ния внутрипсихического конфликта, вызванного столкновением инстинктивных импульсов индивида с интериоризированными требованиями социальной среды. Однако заслуга попытки созда­ния целостной теоретической системы защитных механизмов при­надлежит А. Фрейд, которая определяла их как "деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активно­сти побуждений или соответствующих им аффектов, представля­ющих для него опасность. Существенно при этом, что эти механизмы функционируют автоматично, не согласуясь с созна­нием" [22, с. 9—11].

Такие психологические механизмы, как отрицание, подав­ление, вытеснение, рационализация, проекция, сублимация, идентификация, замещение, сновидение и другие, открытые и описанные в свое время 3. Фрейдом, а позднее систематизиро­ванные А. Фрейд, нацелены на ослабление внутренних и вне­шних конфликтов личности и повышение уровня ее способности и к адаптации, уравновешиванию со средой и саморегуляции.

Однако, обеспечивая психологическую защищенность лич­ности от стрессогенных факторов, способных ее вывести из со­стояния внутренней уравновешенности, эти механизмы, в свою очередь, оказываются психологическими барьерами на пути адекватного восприятия и понимания личностью природы пос­ледних.



Так, вытесняя и подавляя сигналы тревоги и угрозы для личности, поступающие извне, и поддерживая тем самым ощу­щение внутреннего психологического комфорта у индивида, эти механизмы выступают в качестве психологического барьера или, что то же самое, помехи на пути формирования у личнос­ти адекватной оценки как этих сигналов, так и той ситуации, которая стоит за ними и требует перестройки психического со­стояния и поведения индивида.

Психологи рассматривают эти барьеры как средство кон­троля за степенью соответствия или не соответствия побужде­ний индивида социальным нормам, равно как и за уровнем стабильности его мировосприятия. Так, в работах Р. М. Гра­новской и Ю. С. Крижанской психологические барьеры квали­фицируются в качестве "системы защиты от травмирующей информации и контроля за социально неодобряемыми побуж­дениями [23], [21, с. 19]. В свою очередь, сама система психоло­гической защиты трактуется как механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, не соответствующую представлениям человека о мире, а иногда и мешает порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям [23, с. 5].

В какой-то мере социально-психологический барьер мож­но уподобить панцирю черепахи, которой он нужен потому, что у нее очень нежное и беззащитное тело. С этой точки зрения психологический барьер тем нужнее, чем чувствительнее, впе­чатлительнее нервная система человека.

Психологический барьер, подобно холодильнику, защища­ет духовный мир человека от резких перепадов внутренних со­стояний и внешних условий его жизни, от стрессовых перегревов и разрушительного воздействия опасных соблазнов.

Однако, защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, барьер одновременно и тормозит, сдерживает, замо­раживает и консервирует эмоциональную реактивность и впе­чатлительность, интеллектуальную активность и подвижность личности.

Иными словами, психологический барьер ограничивает или даже прерывает эпизодически связь индивида с его соци­альным окружением.

Зачем человеку нужна такая защита? Оправдана ли она? Чего в ней больше — приобретений или потерь?

Природа социально-психологического барьера. Необходи­мость психологической защиты личности от разрушительных последствий как внутреннего конфликта, так и внешнего влия­ния, порождающая барьер, вытекает из многих факторов и ус­ловий человеческой жизнедеятельности. Она может быть продуктом:

— угрозы манипуляции сознанием и психическим состоя­нием индивида;

— результатом потребности человека в обособлении от интенсивного общения с окружающими в целях внутреннего со­средоточения;

— следствием опасности стрессовой ситуации;

— финалом полной идентификации с какой-либо общнос­тью в противовес другим;

— порождением трудностей межличностного или ролево­го общения и т. д.

Социально-психологический барьер как средство компен­сации индивидом своей неготовности к деятельности. Иными сло­вами, психологический или социально-психологический барьер личности по своей природе — результат компенсации индиви­дом психологической неготовности к эффективной деятельно­сти в условиях ее экстремальности.

Такая неготовность заставляет включить тормоза — пси­хологические барьеры, которые осуществляют функции как психологической защиты, так одновременно и консервации ре­зервов психологического потенциала индивида.

Смысл такого торможения — выключение личностного потенциала из опасной зоны экстремальной ситуации до того времени, пока не изменится сама ситуация или не будет сфор­мирована необходимая для нее психологическая готовность к эффективному действию. Естественно, что платой за такую защиту может стать торможение не только тех или иных ка­честв личности, но и в целом всего процесса ее жизнедеятель­ности и развития.

Опосредованность — механизм образования социально-психологического барьера. Но если по своей природе психоло­гический барьер является специфической установкой или психическим настроем индивида, то истоки того и другого, в свою очередь, связаны с механизмом опосредованности.

Иными словами, опосредованность психической деятель­ности человека выступает в конечном итоге основным источ­ником всех психологических барьеров.

Это означает, что возможность возникновения психоло­гических барьеров заложена уже в самой предметности психи­ческой деятельности человека, которая может выступать в качестве фильтра, опосредующего, преломляющего, а нередко и деформирующего всю поступающую извне информацию.

Однако опосредованность психической деятельности сама по себе еще не тождественна психологическому барьеру. Перво­начальное назначение опосредованности — функция усиления психических качеств, свойств, возможностей и интеллектуаль­ного потенциала человека.

Например, опосредованность инстинктивных, эмоцио­нальных реакций человека на опасность вооружением предме­том, орудием с последующим развитием интереса к этому предмету как таковому стимулирует в дальнейшем его твор­ческие способности в данной предметной деятельности.

Естественно, что это становится возможным лишь по мере замещения биологических, инстинктивных, непосредственных эмоциональных реакций на опосредованные. С этим связан про­цесс социализации человека и дальнейшего развертывания его интеллектуального потенциала.

Следовательно, уже в самом факте актуализации пред­метной деятельности можно видеть не только функцию уси­ления специфически социальной интеллектуальной и творческой активности индивида, но одновременно и подав­ления непосредственных, биологических реакций. Последняя же выступает по отношению к этим реакциям и в качестве психологического барьера.

Аналогичным образом обстоит дело и при переходе от не­посредственного (основанного лишь на зрительном образе) к опосредованному озвучиванием слова восприятию при обуче­нии ребенка языку. Научение навыкам громкого, произноси­мого по слогам, проговаривания слова "ма-ма", "па-па" и т. д. носит опосредованный голосом характер. Это значительно уси­ливает эффект запоминания.

Однако при этом в дальнейшем образуется и психологи­ческий барьер на пути к стремлению повысить скорость чтения. Скорость звукового произношения намного ниже скорости зри­тельного восприятия. И секрет достижения скорочтения заклю­чается в отказе от звукового, голосового (хотя бы даже и мысленного) опосредованного восприятия текста и в возврате к непосредственному чисто зрительному восприятию. Таким об­разом, как непосредственность, так и опосредованность могут поочередно выступать в качестве механизма как возникнове­ния, так и преодоления социально-психологических барьеров личности.

В конечном итоге, как уже отмечалось ранее, колоссаль­ный разрыв между огромными возможностями психической са­мореализации человека как личности и его же реальными более скромными достижениями обусловлен целой системой психо­логических барьеров.

Степень опасности перерастания отдельных барьеров в си­стему, с эффектом полной психологической блокировки разви­тия личности, определяется мерой развернутости последних в тех или иных сферах человеческой жизнедеятельности. После­днее связано с представлением о диапазоне и различных видах психологических барьеров.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.