Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Смена надстроечной парадигмы: способ преодоления барьеров на пути гуманизации общества

 

Есть ли альтернатива традиции идеологического и поли­тического диктата. Однако вернемся к исходному тезису отно­сительно деидеологизации и деполитизации как условий свободного и независимого развития гуманитарного образова­ния и науки. Можно ли совместить его со всем тем, о чем толь­ко что говорилось выше как о совершенно противоположной и столь же обоснованной тенденции?

Если исходный тезис о необходимости освобождения гу­манитарного образования и науки от давления идеологических и политических структур оставить в силе, то вопрос этот мож­но сформулировать и иначе: есть ли альтернатива прежнему наследию односторонней подчиненности духовной жизни обще­ства (в том числе науки, культуры и образования) политичес­кому и идеологическому диктату?

На наш взгляд, имеются все основания для того, чтобы такую альтернативу предложить. Она, по нашему глубокому убеждению, состоит в смене парадигм, характеризующих вза­имосвязь и взаимозависимость, с одной стороны, политико-иде­ологических, а с другой — духовно-нравственных структур и приоритетов в системе распределения социальных ценностей и доминант российского социума.

Прежняя парадигма взаимосвязи и соподчинения этих структур может быть представлена такой моделью, у которой в вершине в качестве цели выступает политика и идеология, а в качестве средств, обеспечивающих ее доминирующую и приори­тетную роль, равно как и подчиненных первым, — духовно-нрав­ственные ценности, представленные национальной культурой, национальным самосознанием и общественным настроением, наукой и гуманитарным образованием (см. таблицу 5).



Таблица 5

Старая надстроечная парадигма

Политика и идеология
Духовно-нравственные ценности (национальная культура, самосознание и настроение, наука и гуманитарное образование)

 

Нам представляется назревшей и правомерной тенденци­ей, отвечающей социальному заказу и духу времени, необхо­димость смены старой парадигмы на новую, построенную по альтернативному принципу доминирования духовно-нравствен­ных ценностей над идеологическими (см. схему 26).

 

Схема 26.

Смена надстроечной парадигмы

 

Идея такой перестановки акцентов и представлений о при­оритетных и доминирующих ценностях в структуре традици­онной модели социума, конечно, нуждается в дальнейшем анализе с точки зрения того, насколько она может быть вопло­щена в реальный алгоритм жизнедеятельности.

Возможности и реальность смены надстроечной парадиг­мы в прошлом и теперь. Начнем с определения того, насколько она практически достижима вообще. На наш взгляд, вопреки обозначенной ранее модели, характерной для распределения на­званных ценностей в нашей российской истории, даже в ней можно найти ситуацию если не полного, то хотя бы частично­го подобия новой парадигме распределения политических и ду­ховно-нравственных ценностей.

Пример такого распределения дает, на наш взгляд, время царствования Екатерины II, когда, по свидетельству выдаю­щегося российского историка В. О. Ключевского, доминантой в структуре социальных ценностей общества того времени было духовно-нравственное начало, вершиной которого явля­лось состояние социальной психики, преобладающее обществен­ное настроение, в котором было аккумулировано высокое чувство и мироощущение национального достоинства и наци­онального самосознания народа [19, с. 290].

Другим примером той эталонной модели распределения приоритетов, где тон задает социально-психологическая доми­нанта, представленная преобладающим общественным настро­ением, общественным мнением и высоко поднятым чувством национального достоинства, является способ связи гуманитар­ного образования в университетах США с системой тех нрав­ственных ценностей, которые в них впитывает, а затем и реализует в политике будущая правящая элита.

Здесь очевидна инструментальная роль политики и идео­логии в качестве средства сохранения, поддержания и разви­тия тех ценностей, которые формируются как некая доминанта в духовной атмосфере американского университета. Естествен­ной традицией в такой ситуации становится выработка имен­но в университетской среде неформального общения, критериев и эмпирических индикаторов для оценки всей системы управ­ления страной, начиная с фигуры скромного менеджера до пре­зидента того или иного концерна и даже страны.

Это позволяет говорить о том, что искомая нами пара­дигма перераспределения приоритетов власти и духовно-нрав­ственных ценностей как некая модель вполне достижима в ее практическом осуществлении как в нашем же историческом про­шлом, так и в настоящем. Об этом свидетельствует и некото­рый наш современный опыт развития университетского образования.

Современный опыт развития университетского гуманитар­ного образования. Примером этого может служить в числе дру­гих вузов и опыт Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в котором в качестве стратегичес­кой цели формирования специалиста гуманитарного профиля ставится задача осуществления преемственности, сохранения и развития лучших национальных традиций российского соци­ума, и прежде всего гуманитарной и духовно-нравственной культуры [20]. Этот курс, взятый СПбГУП на приоритетное развитие духовной, правовой, экономической, политической и профессиональной культуры будущего специалиста, получает аргументированное обоснование в культуроцентристской кон­цепции образования, предложенной А. С. Запесоцким [21].

Есть все основания предполагать, что реализация культу­роцентристской концепции в качестве стратегии вузовского, и прежде всего гуманитарного, образования позволит со време­нем привести к смене рассмотренных выше парадигм и способ­ствовать на пороге XXI века как свободной и всесторонней реализации творческого потенциала нового молодого поколе­ния, так и духовно-нравственному преобразованию России.

Необходимость социально-психологического обеспечения гуманитарного образования и духовного здоровья общества. Та­кая смена предполагает расширение поля практического вне­дрения культуроцентристской концепции и выход за ее рамки одного или несколько вузов на широкий простор университет­ского образования в стране в целом.

А это, в свою очередь, возможно лишь при условии все­стороннего как экономического, правового, так и научного, и в частности социально-психологического, обеспечения готов­ности всего общества, народа и государства к включению сво­их сил в решение обозначенных выше задач.

Существенную роль здесь могли бы сыграть концепция и программа социально-психологического исследования и обеспе­чения эффективности гуманитарного образования. Их разработ­ка и последующая реализация позволили бы поднять уровень психологической готовности молодого специалиста к продук­тивной профессиональной деятельности и в экстремальных ус­ловиях современной жизни. Это, в свою очередь, явилось бы надежной гарантией неповторения ошибок прошлого опыта и ус­ловием формирования не только социального оптимизма, но и самого общества, подлинно здорового во всех отношениях.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная психология как наука, изучающая многооб­разные проявления психической жизнедеятельности человека, прошла значительный путь в своем развитии как у нас в стра­не, так и за рубежом.

Сегодня ей предстоит принять активное участие в реше­нии больших и сложных социально-психологических проблем, связанных с историческим процессом экономического и поли­тико-правового реформирования, а также духовно-нравствен­ного возрождения и преобразования России.

Это, в свою очередь, предполагает развитие и совершен­ствование духовно-нравственной и социально-психологической культуры, гражданского самосознания человека, а также его психологической готовности к эффективной деятельности во всех сферах социальной жизни.

Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии, и прежде всего те, которые связаны с феноменом личности и дея­тельности последней в свете данной науки.

Исторический опыт и исследования говорят об огромном потенциале возможностей эффективной психической деятельно­сти человека как личности и неповторимой индивидуальности.

Но на пути развертывания и реализации психического по­тенциала человека немало трудностей, противоречий и много­численных барьеров.

Социально-психологические знания, новейшие методы оценки, коррекции и развития психического потенциала и дея­тельности человека позволяют сформировать надежную сис­тему научного обеспечения эффективности последней.

Как фундаментальная наука, опирающаяся на мировой опыт осмысления и обобщения закономерностей и тенденций психической жизнедеятельности человека, социальная психоло­гия накопила достаточно богатый опыт понимания природы и механизмов психического состояния и поведения людей, который позволяет ей предугадывать и предвидеть многое из того, что может и должно произойти в развитии общества.

Рост интереса людей, например, к этой науке, который наблюдается сегодня, перспектива и расширение сферы ее прак­тического применения — все это было предугадано пионерами ее возрождения в нашей стране еще более четверти века назад.

В середине 80-х годов нами было высказано и предосте­режение об угрозе психологической неготовности общества к эффективному осуществлению процесса его радикального об­новления без необходимой программы социально-психологичес­кого обеспечения.

Однако практическое подтверждение этого и других про­гнозов не означает, что концептуальные и прогностические воз­можности социальной психологии не имеют строгих границ. Сама наука, как известно, не обнаружила той степени дина­мичности в восприятии и понимании природы современных про­цессов социальной трансформации (которая была столь необходима), а значит, оказалась не готовой к адекватному ответу на те непростые вопросы, связанные с психическим со­стоянием, отношениями и действиями людей, которые были по­ставлены временем радикальных перемен.

Из этого следует очевидная актуальность обновления ее концептуального аппарата и методов исследования, значимость перестройки позиций и подходов специалистов в данной облас­ти знаний. Заслуживает в связи с этим особого внимания про­блема формирования психологической готовности человека к эффективной деятельности вообще и инновационной в первую очередь.

Вместе с тем было бы ошибочно и абсолютизировать стремление к переменам любым способом и любой ценой. Вряд ли можно оправдать то шараханье из одной крайности в дру­гую, которое наблюдается нередко как среди практических де­ятелей, так и среди исследователей, способных в относительно короткий интервал времени пережить обращение или трансфор­мацию из бескомпромиссных критиков в апологетов одних и тех же теорий, равно как и наоборот.

Подобные трансформации во взглядах на проблемы со­циальной психологии во многом несут на себе печать как из­лишней политизации, так и подверженности влиянию моды или конъюнктуры, неспособности выдержать дистанцию, необхо­димую для взвешенной оценки событий и обстоятельств, преж­де чем они станут предметом обоснованного научного осмысления и т. д.

В этом же ряду факторов, деформирующих строгость и взвешенность научной выправки исследователя, может оказаться и некритическое заимствование, если не слепое копирование чье­го-либо опыта при одновременной недооценке собственного.

Последнее особенно актуально учитывать в том случае, когда речь идет об отношении к опыту развития отечествен­ной социальной психологии. Последняя, к сожалению, пока не стала предметом постоянного и скрупулезного внимания на­ших исследователей.

Между тем, будучи мировой наукой, социальная психо­логия может успешно развиваться и в рамках сложившихся тра­диций национальных школ под влиянием специфических для истории того или иного народа проблем, не говоря уже о его специфическом взгляде на мир, о его менталитете.

Нам представляется, что одной из причин трудностей осу­ществления современной трансформации социальных структур и отношений в России является как раз неготовность исследо­вателей и практиков к тому, чтобы учесть особенности психо­логии своего народа и его истории, избежав тем самым механического копирования опыта других стран и народов при решении своих в высокой степени уникальных проблем.

Вполне понятно и объяснимо стремление как исследова­телей, так и практиков добиться эффективности от внедрения социально-психологического знания в решение актуальных со­циальных проблем. Успешное развитие современных отраслей прикладной социальной психологии, несомненно, открывает пер­спективу их эффективного внедрения в самые разные сферы социальных отношений и структур.

Нельзя вместе с тем не видеть постепенно растущего раз­рыва между уровнем притязаний специалистов на масштабы внедренческой деятельности, с одной стороны, и уровнем фун­даментально-теоретического обеспечения потенциала практи­ческой социальной психологии — с другой.

Отставание с развитием современной социально-психоло­гической теории с неизбежностью сказывается на потенциале диагностического и прогностического подкрепления современ­ной прикладной социальной психологии.

Бесспорно, полезно накопление и обогащение опыта пси­хологических консультаций и внедрения технологий диагности­ческого и корректирующего характера в работе тех или иных частных фирм, объединений и организаций. Однако еще более весомо внедрение методов социальной психологии для решения масштабных задач на уровне государственного управления.

Перед практической социальной психологией стоит непро­стая задача занять адекватную позицию при поиске способов преодоления тех негативных социально-психологических по­следствий, которые порождаются в обществе растущей соци­альной дифференциацией населения, сопровождающейся ростом недовольства ее наиболее ущемленных слоев, их нереализован­ных потребностей в социальной защищенности от угрозы ни­щеты, безработицы и преступности. Не менее острой и чреватой социальными катаклизмами проблемой остается ущемленное у значительной части населения чувство социальной справед­ливости, равно как и потребность полноценной реализации чув­ства гражданского и человеческого достоинства.

Естественно, что решение этих проблем невозможно лишь на уровне индивидуальной психотерапии или психологических консультаций, но предполагает включение потенциала всей со­циальной психологии в формирование общенациональной стра­тегии социального развития и контроля тех механизмов социальной трансформации, которые бы исключали само воз­никновение подобных проблем.

Тем не менее необходимо учитывать, что социальная пси­хология как наука может отвечать лишь за успехи формирования тех или иных социально-психологических условий и пред­посылок, связанных с эффективностью человеческой деятель­ности в различных сферах социальной жизни.

Поэтому, подчеркивая ее возрастающую значимость, нуж­но помнить не только о ее больших возможностях, но и грани­цах. По мере изменения статуса социальной психологии, когда она покажет возможность успешного решения проблем не только на личностном или микрогрупповом, но и на государственном уровне, шире станут и возможности ее творческой и эффектив­ной самореализации как фундаментальной и прикладной науки.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

1. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. — М., 1975.

2. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1979.

3. Абульханова-Славская К. А., Кольцова В. А. Отече­ственная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.

5. Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной пси­хологии. — М., 1988.

6. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.

7. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. — Л., 1997.

8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека чело­веком. — М., 1982.

9. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983.

10. Бодалев А. А. Психология личности. — М., 1988.

11. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление И общение. — Минск, 1990.

12. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

13. Грушин Б. А. Массовое сознание. — М., 1988.

14. Динамика социально-психологических явлений в изме­няющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 1996.

15. Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984.

16. Зотова О. И. и др. Особенности психологии крестьян­ства. Прошлое и настоящее / О. И. Зотова, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова. — М., 1988.

17. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.

18. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориаль­ного самоуправления. — СПб., 1993.

19. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

20. Психологический пульс современной России / Под ред. В. В. Новикова (на англ, языке). — М.; Ярославль, 1997.

21. Регуляция социально-психологического климата тру­дового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1986.

22. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. — М.; Новосибирск, 1997.

23. Советова О. С. Инновация: теория и практика. — СПб., 1997.

24. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987.

25. Социальная психология и общественная практика. — М., 1985.

26. Теоретическая и прикладная социальная психология / Под ред. А. К. Уледова. — М., 1988.

27. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настрое­ние. — М., 1996.

28. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. — М., 1985.

29. Уледов А. К. Психосоциология: сущность и функции. — М., 1995.

30. Шепель В. М. Управленческая психология. — М., 1984.

31. Шестопалов Ю. А. Общение: возможность и действи­тельность. — Фрунзе, 1985.

32. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. —- М., 1985.

33. Шкуратов В. А. Историческая психология. — М., 1997.

34. Человек в изменяющемся мире: социальные и психо­логические проблемы: Материалы научной конференции / Под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб., 1993. — В 3 ч.

 

Глава 1

1. Фурст Д. Невротик, его среда и внутренний мир. — М., 1957.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

3. Тард Г. Законы подражания. — СПб., 1982.

4. Тард Г. Общественное мнение и толпа. — М., 1902.

5. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912.

6. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

7. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л., 1967.

8. Теоретическая и прикладная социальная психология / Под ред. А. К. Уледова. — М., 1988.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

10. Методология и методы социальной психологии.— М., 1977.

11. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузь­мина, В. Е. Семенова. — Л., 1977.

12. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. — Л., 1981.

13. Регуляция социально-психологического климата тру­дового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1986.

14. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гумани­тарное образование. — СПб., 1996.

 

Глава 2

1. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

2. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую соци­альную психологию. — М., 1972.

3. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. — М., 1972.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

5. Allport Y. W. The Historical Background of Modern Social Psychology. — Cambridge, 1954.

6. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.

7. Аристотель. Политика. — М., 1911.

8. Фейербах Л. Основные положения философии будуще­го // Избр. филос. произв. — М., 1955. — Т. I.

9. Гегель. Философия истории // Соч. — М., 1935. — Т. VIII.

10. Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. — М., 1960.

11. Плеханов Г. В. Материалистическое понимание исто­рии // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. II.

12. Sargent S. St. Social Psychology. — New-York, 1950.

 

Глава 3

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. П., Петровская Л. А.

Современная социальная психология на Западе (Теоретическая ориентация). — М., 1978.

2. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. — М., 1979.

3. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М., 1985.

4. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идео­логии и политики. — М., 1980.

5. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

6. Парыгин Б. Д., Рудаков Л. И. Н. К. Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе // История и психология. — М., 1971.

7. Рудаков Л. И. К вопросу об оценке социально-психо­логических воззрений Н. К. Михайловского // Проблемы фило­софии и социологии. — Л., 1968.

8. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

9. Михайловский Н. К. Граф Бисмарк // Поли. собр. соч.

— Спб., 1909. — Т. 6.

10. Михайловский Н. К. Отклики // Поли. собр. соч. — Спб., 1914. — Т. 8.

11. Михайловский Н. К. Герои и толпа // Поли. собр. соч.

— Спб., 1907. — Т. 2.

12. Парыгин Б. Д. Вопросы социальной психологии в ра­ботах Г. В. Плеханова // Проблемы общественной психологии. — М, 1965.

13. Флегонтова С. М. Г. В. Плеханов о роли психологи­ческого фактора в истории // Социальная психология и филосо­фия. — Л., 1973. — Вып. 2.

14. Кольцова В. А. Проблемы социальной психологии в трудах Г. В. Плеханова // Психол. журнал. — 1981. — № 5.

15. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

16. Плеханов Г. В. О материалистическом понимании ис­тории // Избр. филос. произв. в пяти томах. — М., 1956. — Т. П.

17. Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. П.

18. Плеханов Г. В. О так называемых религиозных иска­ниях в России // Избр. филос. произв. — М., 1957. — Т. III.

19. Плеханов Г. В. Французская драматическая литера­тура и французская живопись XVIII века с точки зрения социо­логии // Избр. филос. произв. — М., 1958. — Т. V.

20. Плеханов Г. В. К психологии рабочего движения // Избр. филос. произв. — М., 1958. — Т. V.

21. Плеханов Г. В. Письма без адреса // Избр. филос. про­изв. — М., 1958. — Т. V.

22. Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990.

23. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной пси­хологии как объективной науки. — Спб., 1911.

24. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избран­ные работы по социальной психологии. — М., 1994.

25. Кузьмин Е. С. Развитие социальной психологии в СССР // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семе­нова. — Л., 1979.

26. Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психо­логия. — Л., 1979.

27. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.

28. Свенцицкий А. Л. История развития социально-психо­логической теории // Основы социально-психологической тео­рии / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.

29. Абульханова-Славская К. А., Кольцова В. А. Отече­ственная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.

30. Челпанов Г. И. Психология и марксизм. — М., 1924.

31. Артемов В. А. Введение в социальную психологию. — М., 1927.

32. Блонский П. П. Очерки научной психологии. — М., 1924.

33. Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. — Ростов-на-Дону, 1925.

34. Челпанов Г. И. Социальная психология или "услов­ные рефлексы"? — М.; Л., 1926.

35. Корнилов К. Н. Психология и марксизм. — М.; Л., 1925.

36. Артемов В. А. К вопросу о социальной психологии // Психология. — М.; Л., 1929. — Т. II. Вып. 2.

37. Залкинд А. Б. Половой вопрос в условиях советской общественности. — Л., 1926.

38. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоана­лиза в России. — СПб., 1993.

39. Троцкий Л. Литература и революция. — М., 1991.

40. Блонский П. П. Педагогика. — М., 1922.

41. Петровский А. В. История советской психологии. — М., 1967.

42. Рейснер М. А. Проблемы психологии и теории истори­ческого материализма // Вестник социалистической академии. — 1923. — № 3.

43. Диалектический и исторический материализм. Ч. П. Исторический материализм / Под ред. М. Митина, И. Разумов­ского. — М., 1932.

44. Фомина В. А. Рецензия на книгу Г. В. Плеханова "О материалистическом понимании истории"//Советская кни­га. — 1946. — № 2.

45. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1937.

46. Барт П. Философия истории как социология. — Спб., 1902.

47. Fromm E. The Sane Society. — N.Y.; Toronto, 1955.

48. Ананьев Б. Г. Бытие и сознание (О новой книге С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. — 1959. — № 1.

49. Ковалев А. Г. О социальной психологии // Вестник ЛГУ. — 1959. — № 11.

50. Парыгин Б. Д. О психологическом направлении в со­временной буржуазной социологии и о социальной психологии // Вестник ЛГУ. — 1959. — № 23.

51. Проблемы общественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева. — М., 1965.

52. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Марк и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3.

53. Энгельс Ф. — И. Блоху // Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. произв. в 2 т. Т. П.

54. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 2 т. Т. П.

55. Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. — М., 1960.

56. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.

57. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.

58. Абульханова-Славская К. А. Состояние социальной психологии в 80—90-е годы. Заключение // Психологическая наука в России XX столетия. — М., 1997.

59. Человек в изменяющемся мире: социальные и психо­логические проблемы: Материалы научной конференции / Под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб., 1993. — В 3 ч.

60. Динамика социально-психологических явлений в из­меняющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 1996.

61. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д. Парыгина. — 2-е изд., доп. и испр. — СПб., 1997.

 

Глава 4

1. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. — М., 1965.

2. Джемс В. Научные основы психологии. — Спб., 1902.

3. Merton R. Social Theory and Social Structure. — Ylencoe, 1957.

4. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. — М., 1966.

5. Леонтьев А. А. Языкознание и психология. — М., 1966.

6. Дивитовская Н. А. Позиция личности // Социальная пси­хология и философия. — Л., 1971.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические про­блемы психологии. — М., 1984.

8. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

9. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при анома­лиях личности. — М., 1989.

10. Парыгин Б. Д. Общественное настроение, его природа и динамика // Проблемы общественной психологии. — М., 1965.

11. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. — М. 1966.

12. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.

13. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М., 1990.

14. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настро­ение. — М., 1996.

15. Краткий словарь по социологии. — М., 1989.

16. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориаль­ного самоуправления. — СПб., 1993.

17. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

18. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в пси­хологии // Вопросы философии. — 1979. — № 8.

19. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.

20. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. — СПб., 1997.

 

Глава 5

1. Мопассан Ги де. Пьер и Жан // Поли. собр. соч. в 12 т. — М., 1958. — Т. 8.

2. Павлов Т. Некоторые методологические вопросы эсте­тики // Проблемы эстетики. — М., 1958. «гш

3. Дубинин Н.П. Философский и социологический аспект генетики человека // Вопросы философии. — 1971. — № 1.

4. Добжанский Т. Детерминизм и индетерминизм в биоло­гической эволюции // Философские вопросы биологии и биоки­бернетики. — М., 1970.

5. Сеченов И. М. Избранные философские и психологи­ческие произведения. — М., 1947.

6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.

7. Гримак Л. П. Моделирование состояния человека в гип­нозе. — М., 1978.

8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1987.

9. Гримак Л. П. Общение с собой. — М., 1991.

10. Уровень таланта // Комсомольская правда. — 1972. — 19 авг.

11. Могендович М. Мозг и жизнь. — Пермь, 1967.

12. Амосов Н. М. Искусственный разум. — Киев, 1969.

13. Амосов Н. М. Алгоритмы разума. — Киев, 1979.

14. Симонов П. В. Что такое эмоция? — М., 1966.

15. Парыгин Б. Д. Можно ли раскрыть "второе дно"? // Неделя. — 1973.

16. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и лич­ность. — М., 1978.

17. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб., 1994.

Глава 6

1. Парыгин Б. Д. Психологический барьер как фактор об­щения // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л., 1973.

2. Парыгин Б. Д. Социально-психологический барьер и его функции // Философия и социальная психология. — Л., 1974.

3. Парыгин Б. Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. — Л., 1975. — Вып. 3.

4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

5. Эмоциональный стресс. — Л., 1970.

6. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 1976.

7. Селье Г. На уровне целого организма. — М., 1966.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.

9. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и под­ростков. — Л., 1982.

11. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напря­жения. — Л., 1983.

12. Психогении в экстремальных условиях. — М., 1991.

13. Горбачевский В. Ф. Психологический барьер на пути к научному открытию // Проблемы философии и социологии / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1968.

14. Бэкон Ф. Опыт или наставления нравственные или политические // Соч. — М., 1972. — Т. 2.

15. Бернал Дж. Наука в истории общества. — М., 1956.

16. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.

17. Бассин Ф. В. О силе "Я" и психологической защите // Вопросы философии. — 1969. — № 2.

18. Воловик В. М., Вид В. Д. Психологическая защита как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологические проблемы психогигиены, пси­хопрофилактики и медицинской деонтологии / Под ред. М. М. Кабанова. — Л., 1976.

19. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Пробле­ма психологической защиты // Психологической журнал. — 1988. — № 3.

20. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.

21. Романова Е. С., Гребенникова Л. Р. Механизмы пси­хологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагнос­тика. — Мытищи, 1996.

22. Freud A. Defense Mechanisms: Encyclopedia Britanika. V. 7. // Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психоло­гической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи, 1996.

23. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб., 1994.

24. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1987.

25. Практикум по социально-психологическому тренингу

/ Под ред. Б. Д. Парыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1997.

 

 

Глава 7

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психоло­гия личности. — М., 1980.

3. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.

6. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М., 1979.

7. Уманский Л. И. Психология организаторской деятель­ности школьников. — М., 1980.

8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

9. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. — М., 1987.

10. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994.

11. Выготский Л. С. История развития высших психичес­ких функций. Т. 3. — М., 1983.

12. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Пет­ровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1985.

13. Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997.

14. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. — Л., 1989.

15. Кастанеда К. Дверь в иные миры. — Л., 1991.

16. Солженицин А. Лицемерие на исходе XX века // Аргу­менты и факты. — 1997. — № 40.

 

Глава 8

1. Парыгин Б. Д. Психологическая готовность к работе в новых условиях: проблемы, тенденции и пути решения // Пси­хологический журнал. — 1986. — Т. 7, № 6.

2. Парыгин Б. Д. Психологическая готовность к социаль­ному действию // Человек, наука, производство. — СПб., 1992. — Ч. 1.

3. Парыгин Б. Д. Проблема готовности в социальной пси­хологии // Динамика социально-психологических явлений в из­меняющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 1996.

4. Иолов Г. Критические ситуации и массовая психика. — София, 1973 (на болг. яз.).

5. Парыгин Б. Д. Психологическая готовность к территори­альному самоуправлению: проблемы и перспективы. — Л., 1991.

6. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориаль­ного самоуправления. — СПб., 1993.

7. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Пет­ровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1985.

8. Николаев Д. П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. — М., 1988.

 

Глава 9

1. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и лич­ность. Социально-психологические проблемы. — М., 1978.

2. Крылов А. А. Человек в автоматизированных систе­мах управления. — Л., 1972.

3. Мечников И. И. Этюды оптимизма. — М., 1964.

4. Бондарев Ю. Ожидание. — М., 1976.

5. Селье Г. На уровне целого организма. — М., 1966.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.

7. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 1976.

8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

9. Лозанов Г. Суггестология. — София., 1971.

10. Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. — Пермь, 1971.

11. Вопросы внушающего воздействия в педагогике. — Пермь, 1972.

12. Циолковский К. Э. Гений среди людей. // Terminator. — 1994. — № 1.

13. Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973.

14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

 

Глава 10

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — Л., 1970.

3. Десев Л. Психология малых групп. — М., 1979.

4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. — М., 1979.

5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. —М., 1991.

6. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической тео­рии. — М., 1971.

8. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и лич­ность. — М., 1978.

9. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.

10. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство // Руковод­ство и лидерство. — Л., 1973.

11. Парыгин Б. Д. Как найти ключи // Комсомольская правда. — 1974. — 29 марта.

12. Регуляция социально-психологического климата тру­дового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — М., 1986.

13. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л., 1990.

 

Глава 11

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.

3. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Филосо­фия духа // Соч. — М., 1956. — Т. III.

4. Гегель. Фрагменты. Исторические этюды // Работы раз­ных лет: В 2 т. — М., 1970. — Т. 1.

5. Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1990.

6. Астафьев Н. О духе времени. — Спб., 1899.

7. Болдуин Д. М. Психология и ее методы. — Спб., 1908.

8. Белинский В. Г. Речь о критике // Избр. филос. соч.: В 2 т. Т. 1.

9. Тарле Е. В. Наполеон. — М., 1957.

10. Плеханов Г. В. О материалистическом понимании ис­тории // Избр. философ, произв.: В 5 т. — М., 1956. — Т. II.

11. Тугаринов В. П. Личность и общество. — М., 1965.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.