Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта) Общие положения.
Школьныйконкурс проектов и исследовательских работ проводится один раз в год и призван активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов.
Конкурс проводится в 3 этапа:
• Подготовительный
• I этап (классный)
• II этап ( школьный)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
2.1 Цель конкурса - создание благоприятных условий для:
- формирования интереса к проектной, познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской, интеллектуальной деятельности обучающихся младшего школьного возраста;
- поиска и поддержки талантливых школьников и создания оптимальных условий для их интеллектуального развития;
- популяризации исследовательской деятельности среди школьников начального звена образования.
2.2. Задачи Конкурса:
- активизировать интерес учащихся к углубленному изучению различных научных дисциплин;
- развивать познавательные способности, проектные и исследовательские навыки учащихся;
- мотивировать школьников к исследовательской деятельности в доступных им в соответствии с возрастными особенностями областях науки;
- развивать общую культуру, креативность, техническое и изобретательское мышление детей;
- развивать умение презентовать и защищать результаты своей исследовательской работы;
3. ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНКУРСАявляются:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы;
Методическое объединение учителей начальных классов;
Педагоги среднего и старшего звена.
Представители администрации и Совета школы.
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
• Участниками Конкурса могут быть школьники 1-4 классов.
• К участию в конкурсе допускаются работы, подготовленные одним или двумя авторами под руководством руководителя проекта.
• В качестве руководителей проектных и исследовательских работ могут выступать педагоги общего и дополнительного образования, родители (законные представители) и др.
• Каждый участник имеет право представить на конкурс только одну работу.
НОМИНАЦИИ КОНКУРСА
1. Естествознание (науки о Земле, физика, химия, биология)
2. Экология и здоровый образ жизни
3. Общественные науки (история, культура, психология, социология)
4. Языки и литература
5. Математика и информатика
6. Собственные изобретения.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
• Конкурс проводится ежегодно в апреле-мае.
• Заявки принимаются от учителей начальных классов, родителей обучающихся.
• Для участия в конкурсе необходимо направить в его оргкомитет в письменном виде заявку.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
Научная работа должна содержать:
1. титульный лист (полное название ОУ, тема работы, ФИО исполнителя, класс, ФИО руководителя работы); (приложение №1)
2. оглавление;
3. введение, цель и задачи с обоснованием актуальности выбранной темы;
4. основную часть (литературный обзор, методика проведения исследования, результаты исследования);
5. заключение;
6. список литературы (библиографический список), адреса Интернет-источников;
7. приложения;
Текст доклада печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman Суг, размер — 14 пт, межстрочный интервал — 1,5. Поля: слева — 25 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной пастой (тушью) (в электронном варианте их надо отсканировать).
Текст доклада — не менее 2 страниц (не считая титульного листа и приложения).
Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада автор должен на них ссылаться.
Доклад и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).
Максимальное время выступления одного участник, включая ответы на вопросы, не более 10 минут.
Члены экспертного совета Конкурса оценивают представленный проект и выступление участника в соответствии с критериями оценки работ (Приложение 4).
Результаты оценки каждого проекта заносятся в оценочный лист и подписываются членом экспертного совета.
Руководители проектов и сопровождающие лица могут присутствовать на защите проекта без права участвовать в дискуссии.
По завершении работы секций экспертный совет проводит итоговое заседание и выносит решение о награждении. Решение принимается на основании баллов, зафиксированных в оценочных листах, заполняемых на каждого участника во время защиты проекта. Решение экспертного совета оформляется протоколом и направляется в Оргкомитет. Авторы лучших работ удостаиваются звания Победитель Школьного конкурса проектов и исследовательских работ учащихся и награждаются дипломами победителя. В случае, если работа представлена двумя авторами, степень вклада каждого оценивает экспертный совет секции.
8. ОЦЕНКА ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ:
Эксперты оценивают каждую работу по следующим критериям:
• актуальность темы;
• соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам;
• научная аргументированность работы, разнообразие методов исследования;
• практическая значимость;
• оригинальность решения проблемы;
• логичность построения работы;
• соответствие выводов полученным результатам;
• новизна исследования
• культура оформления работы, приложений (если есть).
• самостоятельность
• краткость
• соответствие возрасту
Жюри, в состав которого входят представители предметных секций, администрации и Совета школы, оценивает выступление участника и ответы на вопросы по следующим критериям:
логичность выступления;
использование наглядности выступления (если есть);
культура речи;
компетентность докладчика (владение проблематикой области исследования);
культура речи при ответах на вопросы.
При активном обсуждении докладов (рефератов) участников, учащиеся имеют возможность получить дополнительные баллы.
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА:
По окончании работы предметных секций проводятся заседания экспертных групп, на которых выносятся решения о призерах. Все решения экспертных групп протоколируются, подписываются, утверждаются председателями и секретарями экспертных групп, являются окончательными.
Победители и лауреаты Конкурса награждаются дипломами. Их работы рекомендуются для участия в муниципальных, областных и международных конкурсах.
Приложение№1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Перми
ТЕМА: название темы без кавычек
Выполнила: Ф.И.
ученицы(ка) … класса
Руководитель: Ф.И.О.
Пермь, 20… г.
Приложение№2
Краткое описание исследовательской работы (проекта)
Название _________________________________________________________
Выполнен автором или творческим коллективом (указать фамилии, имена и отчества авторов) __________________________________________________________________
под руководством (указать фамилию, имя и отчество руководителя): ____________________________
Исследовательская работа (проект) посвящена изучению: ______________________________________
Откуда у Вас возник интерес к этой проблеме, вопросу? ________________________________________
Где Вы искали информацию для ответа на возникшие вопросы (указать источники) __________________________________________________________________
Какие гипотезы выдвигали? __________________________________________
Использовали ли Вы следующие (или другие) методы исследований для проверки своих гипотез: __________________________________________________________________
Опросы (кого и о чём Вы спрашивали) _________________________________
Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали) ______________________________
Эксперименты: ____________________________________________________
Другие методы (укажите, какие именно): _______________________________
Как Вы обобщали полученные данные: ________________________________
К каким выводам пришли: ___________________________________________
Для презентации результатов исследования Вы планируете использовать (указать с помощью каких наглядных средств вы собираетесь представлять свою работу на конференции, например: с помощью схем, рисунков, макетов, фотографий и т.п.): _________________________________________________
Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры, другое): __________________________________________________________________
Приложение №3
Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта)
Этап
| Действие
| 1.Выбор темы исследования
| Дайте ответ на вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Подсказка:
Темы исследования могут быть:
фантастическими;
экспериментальными;
теоретическими;
изобретательскими
| 2.Цели и задачи исследования
| Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют исследования.
| 3.Гипотеза исследования
| Для формулирования гипотезы используйте слова:
предположим;
допустим;
возможно;
что если
| 4.Организация исследования
| Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказывать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования.
Посмотреть книги по теме
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
Спросить у других людей
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Посмотреть телематериалы
Запиши то необычное, что узнал из фильма.
Использовать Интернет
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать
Запиши интересную, полученную с помощью наблюдений информацию , удивительные факты и парадоксы.
Провести эксперимент
Запиши план и результаты эксперимента.
| 5.Подготовка к защите исследовательской работы
| Этапы подготовки:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Ранжировать по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
|
Приложение №4
Данное приложение содержит требования, на основании которых выводится общий балл (максимальный – 10) за научную ценность работы.
Отсутствие любого из перечисленных признаков снижает указанный общий балл на 1.
1. Работа носит нереферативный характер.
2. Тема исследования достаточно актуальна.
3. В работе присутствуют методы исследования, описание эксперимента.
4. Текст работы построен по строгой логической схеме: введение, обзор современной литературы, цель работы, методика и материалы, собственные данные, анализ собственных данных, выводы, заключение, приложение.
5. Степень соответствия иллюстрированного материала (графиков, таблиц, рисунков и пр.) излагаемым данным.
|