Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методические указания к выполнению контрольной работы

УТВЕРЖДАЮ

 
Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

 

___________ А.Г. Бездудная

 

 
Рег. №

 

ЛОГИКА

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

 

 

Санкт-Петербург

2013

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составитель

канд. филос. наук, доц. Г.Е. Евланникова

Подготовлено на кафедре

философии

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

ãСПбГИЭУ, 2013

Содержание

 

 

1. Общие положения...........................................................................4

2. Методические указания к изучению дисциплины.......................5

3. Методические указания к выполнению контрольной работы....9

4. Контрольные задания....................................................................15

5. Требования к оформлению контрольной работы…...................70

6. Список литературы.......................................................................71

Приложение 1 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)…………………………………………..73

Приложение 2 Пример оформления титульного листа контрольной работы..........................................................................77

Приложение 3 Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине......................................................................78

 

1 Общие положения

1.1 Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов логической культуры ведения диалога с собеседниками и с аудиторией, а также логических навыков подготовки и обработки документации PR.



Основные задачидисциплины «Логика» направлены на формирование следующих компетенций:

владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

А так же необходимодать студенту основные знания по актуальным проблемам современной логики‚ показать роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога; акцентировать внимание студентов на тех разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии; ознакомить студентов с основными понятиями, законами и операциями логики и с логическим аппаратом информатики, с их использованием в устной и письменной аргументации; сформировать у студентов навыки практической работы с логическими формами и структурами путем лекционного разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения; сформировать у студентов умение вести диалог, критически воспринимать аргументацию оппонентов, умение находить свои нужные аргументы и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы своих оппонентов.

1.2 Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Логика» является дисциплиной по выбору в цикле ГСЭ. Она существенно влияет на успешную реализацию социальных проектов и программ обновления, как всего общества, так и отдельных его сфер. Выпускник должен знать теоретический материал, уметь решать логические задачи, уметь отыскивать в изучаемой по другим дисциплинам литературе логические формы, законы, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку, уметь корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии, в том числе при работе на семинарах.

Формой контроля знаний студентов по дисциплине «Логика и теория аргументации» является зачет, проводимый в устной форме по вопросам, утвержденным кафедрой. Для проверки знаний по дисциплине необходимо ответить на вопросы, перечисленные в Приложении № 3.

 

2 Методические указания к изучению дисциплины

Дисциплину «Логика» невозможно основательно изучить за короткий срок, без определенных усилий, поэтому следует соблюдать последовательность и систематичность в работе. Усвоить основные положения, можно только сочетая изучение теоретического материала с решением задач по каждой теме в ходе ее изучения. Если студент воспроизводит правила, но не может применять их в практической работе – он их не знает.

В Приложение № 1 «Содержание дисциплины» указаны темы, которые необходимо изучить. И прежде чем приступить к проблематике логики, необходимо иметь хотя бы общее представление о самой этой науке – уяснить ее предмет, осмыслить ее принципиальное значение для научного познания и практической деятельности.

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Логическая форма – это способ связи содержательных рассуждений. Таким образом, предметом «Логики и теории аргументации» является анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых – необходимое условие для получения истинных заключений.

Под законами логики необходимо понимать не только четыре основных принципа мышления: тождества, противоречия, достаточного основания и исключенного третьего, но и те законы, которые относятся к отдельным формам мысли, к ее виду, фигуре, модусу и т. п.

Изложение содержания дисциплины начинается с формулировки принципиальных положений и традиционно первым формулируется закон тождества: всякая мысль должна быть тождественна самой себе, т.е. каждая мысль логической операции при повторении должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Закон противоречия кратко формулируется так: противоречащие мысли не могут быть одновременно истинными или ложными. Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Закон достаточного основания таков: всякая истинная мысль имеет достаточное основание, т.е. для каждой истины можно найти достаточное обоснование.

Далее исследуются основные общечеловеческие формы мысли: понятия, суждения и умозаключения.

Простейшей по своей структуре – является понятие. Оно отражает общие, специфические признаки предметов, явлений. Важно с первых шагов освоения темы уяснить, что понятие как мысль не тождественно ни слову, его выражающему, ни предмету, который оно отражает. Понятие имеет два элемента структуры – объем и содержание, которые находятся в обратной зависимости. Объем выражает количественную сторону, содержание – качественную. Выделение элементов – дает возможность рассмотреть виды понятий, отношения между ними и операции над понятиями.

Виды понятий: простые, сложные и дескриптивные. По количественному признаку понятия бывают единичными (один десигнат), общими (более одного десигната) и «нулевыми» (не имеют десигнатов). По качественному признаку – собирательные (совокупность представляющая целостность) и не собирательные (относятся к каждому элементу отдельно), конкретные (отражающие предметы) и абстрактные (отражающие свойства предметов), соотносительные (когда один предмет предполагает наличие другого) и безотносительные (предметы существуют самостоятельно), положительные (характеризуют наличие свойств) и отрицательные (характеризуют отсутствие каких-либо свойств).

Отношения между понятия есть отношения между видами понятий. Для лучшего запоминания отношений удобно их изобразить схематически. Круговые схемы для изображения отношений между понятиями имеются во всех учебниках и учебных пособиях. Отношения – сравнимые и несравнимые, а сравнимые отношения делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия могут находиться в отношении равнообъемности, пересечения, подчинения, соподчинения, а несовместимые – соподчинения, противоположности и противоречия.

Операции над понятиями – наиболее сложная и важная часть учения о понятии. К ним относятся: отрицание, определение, деление, обобщение, ограничение, объединение, пересечения. Как производить эти операции можно найти в любом учебнике, которые указаны в разделе № 6 «Список литературы».

Овладевая суждением (высказыванием), студент должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных вопросах этой темы: определение суждения, его структура, виды, отношения между ними, операции над суждениями.

Суждения делятся на простые и сложные.

Простое суждение– это мысль, выраженная в повествовательном предложении, в котором что-то утверждается или отрицается (атрибутивные, экзистенциональные) либо выражается отношение между предметами (реляционные). Структура изображается в виде формулы: S есть (не есть) Р, таким образом в простом суждении выделяют три элемента – субъект, предикат и связку между ними. На виды атрибутивные суждения делятся по качественному (утвердительные и отрицательные) и количественному (единичные, частные и общие) признаку. Отношения между простыми суждениями: эквивалентности, подчинения, частичной совместимости, противоположности, противоречия. Логические операции с простыми суждениями: обращение (конверсия) – количество, субъект и предикат меняется, а качество постоянно; превращение (обверсия) – качество меняется на противоположное; противопоставление субъекту – это преобразование путем обращения, а затем превращения и операция противопоставление предикату – это преобразование путем превращения, а затем обращения.

Сложные суждения образуются из простых с помощью логических союзов.

Виды сложных суждений: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание.

Все виды отношений и операций с простыми и сложными суждениями изложены в учебной литературе.

Изучая умозаключение важно свободно ориентироваться в особенностях тех элементов, которые их составляют, т.е. в особенностях понятий и суждений. Можно выделить три группы умозаключений: дедуктивные, индуктивные и традуктивные, которые в свою очередь подразделяются на более частные структурные образования. Дедуктивные – на простой категорический силлогизм, условный, разделительный, условно-категорический, условно-разделительный. Индуктивные – полную, неполную индукция и методы научной индукции. Традуктивные – на умозаключение отношения и по аналогии.

Более обстоятельно умозаключения рассмотрены в учебной литературе.

Теория аргументации исследует систему приемов доказательства и опровержения, каких либо мыслей. Здесь формы мысли (понятия, суждения и умозаключения) должны обрести свое целевое назначение, т.е. превратится в искусство убеждения, изложение взглядов и умения противопоставлять аргументам противника свою логику, блеск ума, эрудицию.

Доказательство – это логическое действие обоснования истинности мысли с помощью других мыслей. Любое доказательство состоит из трех элементов: тезиса, аргумента (основания) и демонстрации. По способу обоснования тезиса различают два вида: прямое и косвенное доказательство. Опровержение – противоположная по цели форма мысли, но структурно одинаковая с доказательством.

Говоря о гипотезе, следует отличать ее от обычного предложения. Это обоснованное предложение, которое касается причин, коренных свойств, закономерностей развития того или иного явления. Не менее важно хорошо освоиться со структурой гипотезы, которая сложна и имеет разную интерпретацию. Гипотезы появляются по мере накопления знаний, которые требуют объяснения некоторых необъяснимость явлений в этих знаниях. Гипотеза является заключительным моментом эмпирического этапа развития науки и знаменует теоретический этап.

Теория – самая сложная форма научного мышления и познания. Большой вклад в разработку основ теории внес Аристотель. Он дал точное описание особенностей всякой науки, описание ее структурных особенностей, способа построения науки.

В заключении необходимо отметить, что логическое знание развивает способность мышления, укрепляет мыслительный механизм, помогает устранить все нелогичное – неясное, двусмысленное, путанное, противоречивое.

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

Письменная контрольная работа по «Логике» – это отчет студента об освоенном материале. Процесс выполнения контрольной работы является важным этапом подготовки к зачету. Выбор задания осуществляется в зависимости от последней цифры номера зачётной книжки.

Например: – последняя цифра «0» – вариант контрольной работы № 10 или 20; если последняя цифра «1» – можно выбирать вариант № 1 или 11 и так далее.

 

Примеры выполнения заданий вызывающих затруднения:

ПОНЯТИЕ:

1. Дать логическую характеристику понятиям «транспорт», «некомпетентность инженера», «Минотавр».

Транспорт – простое, общее (не регистрирующее), собирательное, конкретное, безотносительное, положительное.

Некомпетентность инженера –дескриптивное, общее (не регистрирующее), не собирательное, безотносительное, абстрактное, отрицательное.

Минотавр –простое, нулевое, не собирательное, конкретное, безотносительное, положительное.

 

2. Определить вид отношения между понятиями «СМИ – печать – телевидение - газеты». Выразить в логической форме и изобразить в круговой схеме.

Вид данного отношения между понятиями – соподчинение с

подчинением.

Схема: СМИ (А) – печать (В) – телевидение(С) – газеты(D).

 
 

 


Выразим эти отношения в логической форме:

«Все В, С,D, есть А»; «Все D есть В»; Некоторые А есть В, С,D»;

«Некоторые В есть D»; «Ни одно С не есть В,D» и наоборот.

 

3. Произведите операции обобщения и ограничения понятия: «университет».

Обобщение: Университет → высшее учебное заведение.

Ограничение: Университет → Московский университет.

4. Определить вид деления понятия, правильность и какое правило нарушено (если нарушено) и указать ошибку она есть: «Люди делятся на мужчин, женщин и стариков».

 

Вид: деление по видоизменению признака. Не правильное деление: нарушено правило деления по одному основанию. Ошибка: перекрестное деление.

 

5. Установить правильность определений, и какое правило нарушено. Менеджер это человек, отвечающий за дисциплину своих подчиненных.

Не правильное определение. Нарушено правило соразмерности. Ошибка: слишком узкое определение.

 

СУЖДЕНИЕ:

6. Определить вид простых суждений и их классификацию, привести к явной логической форме, если это необходимо. «Русалки не существуют». «Виктория сестра Маргариты». «Школьники учат стихи».

Русалки не существуют. – Экзистенциальное суждение, выражает факт не существования.

Виктория сестра Маргариты. – Реляционное суждение, свойство симметричности, так как из отношения Х и У, следует отношение У и Х.

Школьники учат стихи. –Атрибутивное суждение. Структура: «Все S являются Р», где S – субъект, школьники; Р – предикат, учат стихи. Связка – «являются» – следовательно, суждение утвердительное. Квантор: «все», который в данном случае отсутствует, и только подразумевается – следовательно, суждение общее.

Суждение в явной форме: Все школьники являются людьми, которые учат стихи –общеутвердительное («А»).

 

7. Найти S, Р, кванторное слово и связку у атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству, приведите к явной логической форме. Выявить распределенность терминов и изобразить схематично. «Древние китайцы изобрели порох».

Древние китайцы (S). Изобрели порох (Р).

 

Подбираем к субъекту суждения родовое понятие – Люди. В канонической форме предикат будет выглядеть таким образом: Люди, изобретшие порох. Логическая связка – есть, кванторное слово – отсутствует, но предполагается, что речь идет только о некоторой части древних китайцев → квантор суждения – Некоторые. Логическая форма суждения: «Некоторые древние китайцы (S) есть люди, изобретшие порох (Р)». Формула суждения: Некоторые S есть Р. Количественно-качественная характеристика суждения – частноутвердительное (I). Схема – отношение перекрещивания.

 

 
 

 

 


Оба термина взяты в неполном объеме, значит, они являются нераспределенными (S -, Р -).

8. Определить отношения между суждениями, их виды и истинность: «Все профессора являются умными людьми». «Ни один профессор не является умным человеком».

Определим вид суждений: Все профессора являются умными людьми – общеутвердительное «А». Ни один профессор не является умным человеком – общеотрицательное «Е». Они отличаются качеством, а количество у них одинаковое. Отношение сравнимое, несовместимое, противоположное, что подтверждает и схема логический квадрат. Такие суждения одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.

 

9. Установить вид сложного суждения, составить символическую запись, указать составные части, привести к явной логической форме и построить таблицу истинности: «Если Нечаев плохо учится, то он бездарен или просто лентяй».

Составные части: а) Нечаев плохо учится – основание (р); б) Нечаев бездарен –следствие(q); в) Нечаев просто лентяй –следствие (r). Формула сложного суждения: р → (q V r), импликация со слабой дизъюнкцией.

Строим таблицу истинности: количество столбцов – равно пяти (переменных – 3 и 2 сложных суждения); количество строк – 8 (х = 2 n, → 23= 8). Первое действие – истинностное значение слабой дизъюнкции (V), второе – истинностное значение импликации ().

q r р q V r р → (q V r)
И И И И И
Л И И И И
И Л И И И
Л Л И Л л
И И л И И
Л И л И И
И Л л И И
Л Л л л л

10. Преобразовать суждение «I» в «А», указать операцию, закономерности: «Некоторая часть новых автобусов была передана нашему автопарку».

Преобразование частноутвердительного суждения в общеутвердительное называется – обращением. При обращении изменяется количество, субъект и предикат меняются местами, а качество остается постоянным.

Формула обращения: «Некоторые S есть Р» → «Все Р есть S».

Р – распределен; S – не распределен.

Получим: «Все переданное нашему автопарку являлось новыми автобусами».

 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

11. Сделать все возможные выводы через отношение суждений. В случае необходимости привести к явной логической форме. Определить соотношение по истинности.

Каждый свободомыслящий человек революционер.

Явная логическая форма: Все свободомыслящие люди являются революционерами. Данное суждение является «Л».

(используем логический квадрат)

 

1. Противопоставление А в Е.

А: «Все S есть Р»

Е: «Ни одно S не есть Р».

И≠И; Л=Л.

Л→Л.

 

и так далее:

2. Противоречие А в О.

……………………………..

3. Подчинение А в I.

…………………………

 

12. Сделать преобразование и указать операцию. Составить закономерность непосредственного вывода и указать, что изменяется: «Некоторые автомобили являются легковыми».

Здесь возможны 2 операции: превращение и обращение.

1. Превращение – это преобразование суждения в суждение противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения. Т.о. связка меняется на противоположную, а предикат – на противоречащее понятие.

Закономерность: I: «Некоторые S суть Р»

О: «Некоторые S не суть не-Р».

Получим в результате:

«Некоторые автомобили являются легковыми».

«Некоторые автомобили (S) не являются не легковыми (не-Р).

2. Обращение – это преобразование суждения в суждение с неизменным качеством, в котором предикат и субъект меняются местами:

Закономерность: I: «Некоторые S суть Р»

А: «Все Р суть S».

Получим в результате:

«Некоторые автомобили являются легковыми».

«Все легковые являются автомобилями».

13. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью общих правил и специальных правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью:

«Некоторые студенты – отличники»

«Иванов - не отличник»

Следовательно,……………….

Вывод: «Некоторые студенты – отличники»

«Иванов - не отличник»

Следовательно, Иванов студент.

Определим фигуру: данная фигура II.

Средний термин и в большей и меньшей посылках занимает место предиката.

 

Р М

 

S М

Нарушено правило большей посылки, которая всегда должна быть общей. Вывод не следует с необходимостью. Средний термин (М) занимает место предиката в посылках и не распределен ни в одной из них.

Следовательно, заключение не достоверное.

 

14. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру и определить правильность восстановленного силлогизма, указав правила фигуры.

«Этот человек не может быть педагогом,

так как он не любит детей».

 

1. Определим заключение, для того что бы выявить S и Р. Заключение: - «Этот человек (S) не может быть педагогом (Р)» - Находится после слов «ТАК КАК»,

 

2. Определим имеющуюся у нас посылку, большая она или меньшая.

Посылка: «Этот человек(S) не любит детей (М)».

В данной энтимеме суждение: «Этот человек не любит детей» - меньшая посылка, так как в ней находится субъект заключения.

3. Восстановим недостающую большую посылку.

Для этого соединим предикат заключения со средним термином.

При этом необходимо следить, чтобы при отрицательном заключении одна из посылок была отрицательной, а при утвердительном заключении – обе посылки были утвердительными.

Большая посылка: «Все педагоги (Р) любят детей (М).

4. Восстановленный силлогизм будет иметь вид: «Все педагоги (Р) любят детей (М). Этот человек (S) не любит детей (М). Следовательно, этот человек (S) не педагог (Р).

5. Данный силлогизм имеет форму II фигуры. Строим фигуру:

 

Р М

 

S М

Правило II фигуры: Большая фигура должна быть общей;

Одна – отрицательной.

В данном силлогизме правила соблюдены, вывод следует с необходимостью.

Убедившись, что силлогизм правильный, а посылки в нем истинные, мы можем считать, что энтимема восстановлена правильно и заключение вполне обоснованно.

(Не правильная запись: 2 посылки отделены чертой от заключения)

15. Используя условную посылку, построить умозаключение по утверждающему модусу, указав составные части посылок. Построить схему модуса в силлогической записи:

«Если нет кворума, то собрание не состоится»

?????????????»

Следовательно,………..

Основанием (р) является – «нет кворума», следствием (g) – «собрание не состоится».

Построим умозаключение по утверждающему модусу:

«Если нет кворума (р), то собрание не состоится (g)»

«Кворума не было (р)»

Следовательно, собрание не состоялось (g)

Схема утверждающего модуса: р → g, р

g

Посылка утверждает истинность основания. Заключение утверждает истинность следствия.

4 Контрольные задания

ВАРИАНТ № 1

 

Понятие

1. Дать полную логическую характеристику понятиям.

Законодательство, спелая ягода, бесправие, кентавр, Валерия.

2. Выписать конкретные понятия.

Трезвость, компетентность, диктатура, дождь, жертва некомпетентности, измена, равенство, изменчивость, Родина.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Действие – бездействие.

2) Глава государства – президент.

3) СМИ, печать, телевидение.

4) Музей памятник архитектуры.

5) Кисть меч.

4. Произвести обобщение понятий.

Орден Победы.

Курская битва.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Государства в современном мире можно разделить на республики и не республики.

2) Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей.

3) Студенты делятся на успевающих, отличников и неуспевающих.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Менеджер это человек, отвечающий за дисциплину своих подчиненных.

2) Логика наука о правильном мышлении.

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Курск расположен севернее Ростова-на-Дону.

2) Инопланетяне существуют.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Все студенты, не считая двоих, пришли на семинар по логистике.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Амнистия может быть общей и частичной.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Космос необъятен. Закон суров.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично закономерность, указать логическую операцию. Преобразовать суждение «А» в «I».

Все студенты в этой группе успевают.

 

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Указать соотношение по истинности.

Все студенты, не считая двоих, пришли на семинар по логистике.

2. Сделать вывод путем превращения суждения. Составить схему непосредственного вывода (закономерность).

Некоторые преступления являются умышленными.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Некоторые юристы – адвокаты.

Семенов – юрист.

Следовательно,……….

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Тамбов южнее Рязани

Рязань южнее Москвы.

Следовательно, Тамбов южнее Москвы.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

«Этот человек не религиозен, так как он не верит в сверхъестественное».

6. Найти основание и следствие в условных посылках. Сделать вывод, по отрицающему модусу и изобразить его символически.

«Если осуждённый злостно уклоняется от обязательных работ, то они заменяются ограничением свободы или арестом.

?????????????????????????????

Следовательно,…………………………».

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Свидетелями по делу Беляева являются граждане М., Н., П., Л., К. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н., в среду - М., Л., К.

Следовательно,..........

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.

Гражданин Королев имеет право заниматься частным предпринимательством.

2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.

Рыночные преобразования – дело всех народов России.

3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.

 

ВАРИАНТ №2

 

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Созвездие, некомпетентный юрист, платность, планета-Венера, конёк-горбунок.

2. Выписать собирательные понятия.

Полк, оркестр, созвездие, дерево, куча камней,библиотека.

3. Определить вид отношений между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Ленинград Санкт Петербург.

2) Домашний предметы – стул – диван – мебель.

3) Добро – зло.

4) Разводные мосты неразводные мосты.

5) Мужчина – сын – муж – правнук.

4. Произвести обобщение понятий.

Млекопитающее животное, живущее насуше. Учащийся Вуза.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Отношения между людьми могут быть доброжелательные инедоброжелательные.

2) Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

3) Войны бывают захватнические, справедливые и несправедливые.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Доктринер - это схоласт.

2) Возможность - это то, что может быть, а может и не быть.

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Ярославль входит в состав городов «Золотое кольцо России».

2) Севернее острова Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Все адвокаты юристы. Вес защитники в суде имеют специальное юридическое образование.

5. Преобразовать суждение «I» в «А». Изобразить схематично, указать логическую операцию и закономерности.

Некоторая часть новыхэкспонатов была передана музею.

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Указать соотношение по истинности.

Обвиняемый имеет право на защиту.

2. Осуществить преобразование атрибутивного суждения: «А» в «I», изобразить закономерности, указав логические операции преобразования суждения.

Все студенты в этой группе успевают.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Некоторые студенты – отличники.

Сидоров не отличник.

Следовательно,……………….»

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод: А=В, следовательно А=А и В=В.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Следовательно, Петров медицинский работник, так как все врачи медицинские работники.

6. В условной посылке указать основание и следствие, сделать вывод. Определить и изобразить модус символически.

Если туман не рассеется, вылет будет задержан.

Вылет не задержан.

Следовательно, …………

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности вывода.

В день, когда было обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром К.

На основании этого Р., был обвинен в умышленном повреждении средств сигнализации».

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Либерализация цен – разновидность «шоковой терапии» для экономики страны, вступившей на путь рыночных преобразований.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Основной формой классовой борьбы пролетариата является экономическая борьба.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.

 

ВАРИАНТ №3

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Прокуратура, ясная погода, гражданство, Юпитер, апейрон.

2. Выписать положительные понятия.

Красивый, невысокий, бестолковый, дешевый, дорогой, обязанность, млекопитающее животное, неинтересный рассказ, некомпетентный юрист, виновность пострадавшего, право.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Граждане, имеющие право голоса граждане принявшие участие в голосовании граждане, голосовавшие за доверие.

2) Женщина – врач.

3) Бизнесмен миллионер.

4) Посуда кухонная утварь – стакан вилка.

5) Весна – весенняя пора года.

4. Произвести ограничение понятий.

Звезда. Менеджер.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) По государственному устройству государства делятся на унитарные, конфедеративные и федеративные.

2) Политические режимы бывают демократические, недемократические и тоталитарные.

3) Хищение личного имущества квалифицируется как кража или грабеж.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Львы это животные, не встречающиеся в лесах холодного пояса.

2) Количество характеристика предметов с количественной стороны.

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) В атмосфере Юпитера нет кислорода.

2) Не существует абсолютной повторяемости явлений.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме при необходимости. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Некоторые свободомыслящие люди начала XX века не были революционерами.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Лучше скажи мало, но хорошо.

4. Определ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.