Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

К разделу «Физиология высшей нервной деятельности»

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб., 1999.

3. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.

4. Бехтерева Н.П. О мозге человека: Размышления о главном. СПб., 1994.

5. Бехтерева Н. О мозге человека: ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб., 1997.

6. Блейхер Б.М., Крук И.В., Боков С.М. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996.

7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988.

8. Вейн А.М., Хехт А. Сон человека: физиология и патология. М., Берлин, 1989.

9. Воронин Л.Г. Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1965.

10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.

11. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971.

12. Ильин Е.П. Психология воли. С-Пб, 2000.

13. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М., 1980.

14. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

15. Миролюбов А.В. Использование искуственных функциональных связей мозга для регуляции психофизиологического состояния человека. СПб., 1996.

16. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М., 1997.

17. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт работы объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения). – М.: Медгиз, 1951.

18. Павлов И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951.

19. Пратусевич Ю.М., Орбачевская Г.Н., Сербиненко М.В. Системный анализ процесса мышления. М., 1989.

20. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

21. Раус С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. М., 1995.

22. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М., 1995.



23. Симонов П.В. Мотивационный мозг. М.. 1987.

24. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

25. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

26. Судаков К.В. Физиология мотиваций. М., 1990.

27. Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. М., 1983.

28. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

 


Приложение 1

 

Учебная программа по курсу

«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ»

 

Образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов РБ по естественнонаучному образованию

Учебно-методическое объединение вузов РБ по экологическому образованию

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

 

- ___________ 20 г.

 

Регистрационный № /тип.

Физиология человека и животных

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-31 01 01 Биология;

1-33 01 01 Биоэкология

 

 

Минск 2009


СОСТАВИТЕЛИ:

Анатолий Георгиевич Чумак – заведующий кафедрой физиологии человека и животных Белорусского государственного университета, доктор биологических наук;

Дмитрий Борисович Сандаков – доцент кафедры физиологии человека и животных Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Людмила Николаевна Семейко – старший преподаватель кафедры физиологии человека и животных Белорусского государственного университета;

Светлана Александровна Руткевич – ассистент кафедры физиологии человека и животных Белорусского государственного университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра нормальной физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

Владимир Всеволодович Солтанов – заведующий лабораторией физиологии афферентных систем Государственного научного учреждения «Институт физиологии Национальной академии наук Беларуси», доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

 

Кафедрой физиологии человека и животных Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 19 октября 2009 г.);

 

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № от 2009 г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебно-методического объединения вузов РБ по естественнонаучному

образованию (протокол № от 2009 г.);

 

Научно-методическим советом по специальностям 1-33 01 01 Биоэкология и
1-33 01 02 Геоэкология Учебно-методического объединения вузов РБ по

экологическому образованию (протокол № от 2009 г.).

 

 

Ответственный за редакцию: Чумак Анатолий Георгиевич

Ответственный за выпуск: Сандаков Дмитрий Борисович


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание физиологии человека и животных как классической биологической дисциплины в университетах призвано сформировать у студентов общебиологический стиль научного мышления. Поэтому признается важным дать студентам фундаментальные знания о процессах и механизмах жизнедеятельности организма в равной мере человека и животных. Преподавание конкретных блоков, модулей и разделов общего курса физиологии должно быть построено с учетом возрастания роли контролируемой самостоятельной работы студентов, уменьшения демонстрационных методик лабораторных работ, на фоне повышения требовательности к развивающим методическим моделям. Поскольку общий курс физиологии человека и животных читается на третьем курсе стационара и четвертом курсе заочного отделения, в программе учтено то обстоятельство, что студенты получили фундаментальные знания по общеобразовательным предметам (математика, химия, физика) и имеют основные представления по общебиологическим дисциплинам (в частности, анатомии человека, цитологии и гистологии, зоологии, биохимии и др.). В свою очередь, сведения из курса физиологии человека и животных составляют базис для усвоения материала спецкурсов по физиологии и общебиологических дисциплин, читаемых на старших курсах. В настоящей программе учтен многолетний опыт преподавания курса физиологии человека и животных в БГУ.

Цель курса – дать представление о современном уровне знаний по физиологии, биологической науке, которая изучает общие и частные механизмы функционирования здорового организма и его структурных элементов (органов, тканей, клеток) в различных условиях жизнедеятельности.

Задача курса – на основе системного научного подхода сформировать у студентов основные знания о гомеостазисе организма, процессах регуляции его функций, связанных с деятельностью в разнообразных условиях существования.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

–классические и современные теории и представления о процессах регуляции соматических, витальных и когнитивных функций организма;

–основные понятия теории биоэлектрогенеза, строение и функции клеточной мембраны, роль ионных каналов, переносчиков и рецепторов в межклеточных информационных взаимодействиях;

–строение и функции основных анатомических и функциональных систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность и поведение;

–структуру и функции различных отделов головного и спинного мозга, нейрохимические механизмы интегративно-координационной деятельности нервной системы;

уметь:

–использовать основные закономерности функционирования организма в педагогической и научной деятельности;

–самостоятельно планировать и организовывать простой физиологический эксперимент, включая математический анализ его результатов;

–владеть классическими методиками малого практикума по физиологии (запись и количественный (без диагностики) анализ электрокардиограммы, спирограммы, миограммы, измерение артериального давления, определение границ поля зрения, остроты зрения и слуха, объема кратковременной памяти, установление группы крови по системе АВ0 и др.).

Программа курса рассчитана максимально на 250 часов, в том числе 118 часов аудиторных: 54 – лекционных , 64– лабораторных занятий

 

№ разделов и тем Наименование разделов и тем Аудиторные часы
Всего Лекции Лабораторные занятия
I. Введение -
II. Физиология возбудимых тканей
Ш. Нейро–гуморальная регуляция физиологических функций
IV. Общая физиология центральной нервной системы
V. Частная физиология центральной нервной системы
VI. Гормональная регуляция функций
VII. Внутренняя среда организма
VIII. Физиология сердечно-сосудистой системы
IX. Физиология дыхания
X. Физиология пищеварения
XI. Обмен веществ и энергии. Питание. Физиология терморегуляции
XII. Физиология выделительных процессов -
XIII. Физиология сенсорных систем
XIV. Физиология высшей нервной деятельности
ИТОГО:

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Физиология как раздел биологии, изучающий механизмы реализации функций живого организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития. Предмет, метод и задачи физиологии. Физиология в системе наук (физика, химия, общая биология, кибернетика, медицина). Понятие о методологических подходах к предмету физиологии (аналитическая и синтетическая, или интегративная, физиология). Элементы истории физиологии как части истории науки. Русские и советские физиологические школы, их истоки, традиции, вклад в развитие мировой науки. История и достижения белорусской физиологической школы.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.