Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Студенты делятся на группы по два человека. Один из них будет исполнять роль работодателя, другой – потенциального работника. Во время подготовки деловой беседы на заданную тему студенты должны составить сценарий и по мере необходимости пользоваться им. Главная цель работодателя – как можно больше выяснить о своем потенциальном работнике (о его привычках, хобби, семейном положении, стремлениях и т.д.), а тот, кто устраивается на работу, должен в ходе беседы получить ответы на все интересую- щие его вопросы. Вся остальная аудитория (студенты и преподаватель) должна оценить игру: насколько соблюдались этапы проведения беседы, правильность речи, соблюдения норм делового этикета.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОЩАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР ПРИ УВОЛЬНЕНИИ»

В данном случае ситуация складывается следующим образом: работник, который пользуется авторитетом и уважением в коллективе по каким - либо причинам собирается уходить с места работы. Главная цель руководителя – выяснить причину увольнения и, используя различные «уловки» убеждения, по

стараться переубедить своего ценного работника. Вся остальная аудитория (студенты и преподаватель) должна оценить игру.

ДЕЛОВАЯ ИГРА«ВЕРТУШКА ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ».

Получение обратной информации о себе организуется таким образом, что каждый студент группы встречается с другими в молчаливом минутном взаимодействии. При встрече в парах они обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где алгоритм повторяется.



Инструкция. В предстоящем взаимодействии каждый из вас встретится с каждым в парном взаимодействии. При встрече по моей команде вы будете выполнять следующие действия: обмениваться рабочими тетрадями; в тетради партнера в таблице записывать (кратко, одно-два слова) ваше впечатление о нем по следующим позициям: а) «ресурс» – что, на ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера; б) «точка» – за счет каких его качеств вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»);  снова обмениваться рабочими тетрадями;  совершать переход для встречи со следующим партнером. Упражнение выполняется молча. Обсуждение результатов. ( Разные люди видят нас по-разному, это нужно всегда учитывать.)

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я ЗА ТЕБЯ ОТВЕЧАЮ».

Цель: получение опыта различения образа другого человека, изучение искажений взаимовосприятия.

Задача: осознание, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.

Описание. Вызывается доброволец, он выбирает из группы того человека, с кем, по его мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое

садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал его напарник.

Напарник же молчит и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно и на любую тему. Вводятся ограничения: либо временные, либо на количество задаваемых вопросов. Пара по желанию меняется ролями. Игра проходит с двумя-тремя парами участников.

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Для оценки знаний, умений, навыков студентов по дисциплине «Деловое общение» применяется бально-рейтинговая система оценки студента.

Максимальное число баллов за семестр – 100. Максимальное число баллов по результатам текущей работы в семестре – 80. Максимальное число баллов на зачете – 16.

В случае набора студентом по результатам текущей работы в семестре от 60 до 80 баллов, зачет выставляется автоматически. Однако если студент желает повысить свой балл, то он сдает зачет.

Минимальное число баллов за текущую работу в семестре – 40. Студент набравший в семестре менее 40 баллов может заработать дополнительные баллы, отработав соответствующие разделы дисциплины или выполнив обязательные задания, для того чтобы быть допущенным до зачета.

Студент, набравший за текущую работу менее 40 баллов, т.к. не выполнил всю работу в семестре по объективным причинам (болезнь, официальное освобождение и т.п.) допускается до зачета, однако ему дополнительно задаются вопросы по разделам, выносимым на зачет, а также предлагается

дополнительно к разрешению две практические задачи, что позволит определить сформированность компетенций и получить дополнительные баллы.

Для получения оценки «зачтено» суммарная бально - рейтинговая оценка студента по результатам работы в семестре и на зачете, должна быть не менее 60 баллов.

В случае неудовлетворительной сдачи зачета студенту предоставляется право повторной сдачи в срок, установленный для ликвидации академической задолженности по итогам соответствующей сессии. При повторной сдаче зачета количество набранных студентом баллов на предыдущем зачете не учитывается.

Структура бально-рейтинговой оценки:

· посещение лекций – 2 балла за каждое посещение, но не более 36 баллов за семестр

· качество подготовки к практическому занятию (правильность изложения при ответе на устные вопросы, наличие выполненных практических аудиторных и домашних заданий, задач и т.д.), корректность и вежливость при ответе на вопрос, а также в ходе дискуссии между студентами при обсуждении темы практического занятия, общая активность в течение семестра, нестандартность ответа на семинарском занятии – от 0 до 4 баллов за одно семинарское занятие, но не более 28 баллов за семестр

· выступление с докладом и презентацией – от 0 до 10 баллов за доклад, но не более 10 баллов за семестр

· выполнение контрольных работ – от 0 до 6 баллов за каждую контрольную работу, но не более 6 баллов за семестр

· зачет – 20 баллов (оценивается в баллах от 0 до 20).

 

 

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания

 

Виды занятий и контроля Кол-во баллов за одно занятие или испытание Кол-во занятий и испытаний Максимальная сумма баллов
Лекция
Практическое занятие
Контрольная работа
Выступление с докладом и презентацией
Зачет
ИТОГО    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ГЛОССАРИЙ

Авторитарный стиль – руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую информацию, формирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается обще- го согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.

Активное социально-психологическое обучение - психолого- педагогическая форма совершенствования коммуникативного поведения людей, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности.

Альтернативные вопросы – вопросы, которые предоставляют возмож- ность выбора из двух-трех вариантов и которые могут помочь оппоненту бы- стрее принять решение.

Аргументация– способ убеждения кого-либо посредством логических доводов.

Вербальное общение – словесное, речевое общение.

Восприятие – целостный образ партнера по общению, складывающийся на основе его внешнего вида и поведения.

Визуальный контакт – взгляд, его направление, частота контакта глаз.

Внешняя атрибуция – обусловленность поведения и поступков сложив- шейся ситуацией, внешними причинами, тем фактом, что большинство лю- дей поступило бы точно так же.

Внутренняя атрибуция– зависимость поведения человека от особенно- сти его личности, характера, установок.

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого, при котором осуществляется процесс передачи инфор- мации, основанный на ее некритическом восприятии, это эмоционально- волевое воздействие.

Групповая дискуссия –это способ организации совместной деятельности, цель которого – интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Деловое общение – особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание кото- рого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психо-

логическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принци- пом их взаимодействия.

Деловой этикет – правила поведения в профессиональной и деловой сфе- рах в процессе общения с деловыми партнерами, коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами при осуществлении официальных и деловых кон- тактов.

Диалог– форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. В дело- вом общении представляет собой взаимный обмен информацией и учет каж- дым его участников психических состояний собеседников и их интересов.

Духовное деловое общение– обмен духовными ценностями (научной информацией, философскими, эстетическими представлениями и идеями), способствующее развитию внутреннего мира деловых партнеров.

Женский стиль слушания– свойственная человеку манера слушания, для которой характерно большее внимание к эмоциональной стороне сооб- щения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора.

Жесты-иллюстраторы сопровождают речь и изображают то, что уже выражено словами.

Жесты-регуляторымогут сопровождать речь, а могут использоваться самостоятельно: «встаньте», «идите сюда», «прошу вас пройти» и т.п.

Жесты-эмблемы – указательные, символические и эмоциональные – имеют самостоятельное значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста.

Закрытые вопросы – вопросы, требующие ответов «да» или «нет» и не способствующие продолжению обсуждения.

 

Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека опре- деленным психическим состояниям; проявляется через передачу определен- ного эмоционального состояния.

Зеркальные вопросы– повторение с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, с целью заставить собеседника увидеть свое утверждение как бы со стороны.

Идентификация – один из способов понимания другого человека путем уподобления себя ему на основе попытки поставить себя на его место. Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно- выразительный «срез» его личностных характеристик. Создание имиджа свя- зано с созданием привлекательного образа.

Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знания и идеями, но и действиями. И.с.о. отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаим- ного воздействия партнеров по общению.

Интроверсия– психологическая характеристика установки личности на свой внутренний мир – мир своих чувств, переживаний, мыслей.

Исполнительная часть коммуникативной деятельности– набор коммуникативных техник, которыми владеет человек, операциональный репертуар (владение невербальными и вербальными средствами общения, навыками активного слушания, организация коммуникативного пространства).

Каузальная атрибуция– формирующаяся в процессе жизни привычка приписывать ответственность за успешные и неуспешные события себе или другим людям, в зависимости от характера участия в них.

Кинесика– особенности, которые отражают эмоциональные реакции человека, т.е. позы, жесты, мимика.

Кинесические средства общения – зрительно воспринимаемые движения другого человека (мимика, пантомимика, позы), выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.

Кодекс кооперативности – это свод правил, которым подчиняются члены группы.

Команда – это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Это особая форма организации людей, основанная на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

Командообразование – процесс целенаправленного взаимодействия людей в группе и придание этой группе некоторых целевых характеристик, при этом сами характеристики могут варьировать в широком диапазоне.

Коммуникативная компетентность– сложное социально-психологичес- кое образование, выражающееся в способности человека адекватно оцени- вать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнози- ровать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные спо- собы обращения с окружающими.

Коммуникативная сторона общения – сторона общения, заключающаяся в обмене информацией между людьми.

Коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между инди- видами посредством общей системы символов. Коммуникация может осуще- ствляться вербальными и невербальными средствами.

Коммуникация в деятельностном подходе– совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникативная компетентность –способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в ее состав включают некоторую совокупность знания и умений, обеспечивающих эффективное общение в различных ситуациях. Это система внутренних ресурсов, необходи

 

мых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Конфликт – высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил.

Корпоративная этика– это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации.

Корпоративный кодекс – свод принципов и правил делового поведения.

Манипулирование в общении – скрытое психологическое воздействие на человека, меняющее его поведение в заданном направлении и обеспечи- вающее воздействующей стороне различные преимущества.

Механизмы психологической защиты – в современной психологии трак- туются как способы сохранения человеком своего душевного равновесия.

Метод мозговых атак (мозговой штурм) – форма групповой дискуссии, направленная на выработку новых вариантов решений для проблемных ситуаций. Цель мозгового штурма – стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества идей.

Мотивы поведения – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности.

Мотивационное деловое общение – обмен деловых партнеров стремления- ми, желаниями, потребностями, интересами, установками, побуждениями. Мужской стиль слушания– свойственная человеку манера слушания, для которой характерно внимание к содержанию разговора.

Невербальное общение– несловесная сторона общения с помощью ми- мики, визуальных контактов, жестов и т.д.

Невербальные средства общения– мимика, движения тела, интонаци- онные характеристики голоса, тактильное воздействие, используемые для пе- редачи познавательной или эмоционально-оценочной информации.

 

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешива- ясь в речь собеседника своими замечаниями.

Нормы группы— это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности. Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты. К нормам группы относятся: норма доброжелательности, норма открытости, норма конфиденциальности, норма самоисследования, норма творчества.

Открытые вопросы (Каково…? Как…? Когда…?) – это вопросы, на- правленные на получение информации, способной заинтересовать, активизи- ровать различные мнения.

Ориентировочная часть коммуникативной деятельности– ориентировка в коммуникативной ситуации. Успешность ориентировочной части коммуникативной деятельности обусловлена совокупностью коммуникативных ресурсов.

Паралингвистика или просодика – качество голоса, его диапазон, тональ- ность: особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость. Переговорное пространство – область, в рамках которой возможно дос- тижение соглашения.

Переговоры – процесс взаимодействия сторон с целью достижения со- гласованного и устраивающего их решения.

Переговоры на основе взаимного учета интересов – одна из стратегий ведения переговоров, при которой характерно взаимное стремление сторон в выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каждой из них.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга парт- нерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Перцептивные возможности – совокупность способностей человека правильно определять чувства, мысли, мотивы, намерения, возможные модели поведения других людей, оценивать их отношение ко всем элементам ситуации общения.

Подражание – воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.

Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явле- ний исторической, социальной, культурной и природной реальности. Понимание – универсальная форма освоения действительности.

Проксемика– организация общения, учитывающая взаимную ориентацию и пространственные потребности его участников.

Проксемические средства– пространственно-временные элементы ситуации общения, содержащие важную для участников общения информацию. Просодические (паралингвистические) средства общения – ритмико- интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр го- лоса, сила ударения).

Резюмирование– подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров.

Рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих природных и социальных способностей, а также своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми и с обществом.

Слушание – процесс восприятия информации.

Социальная перцепция – процесс построения целостного образа партнера по общению (социальной группы), формирующегося на основе оценки его внешнего вида и поведения.

 

Социально-психологическая идентификация – мысленное вхождение в поле сознания и жизненную ситуацию другого человека, оценка его глазами событий и фактов, целей и процесса общения.

Социально-психологический тренинг (СПТ)– область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Цель СПТ конкретизируется в следующих задачах: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного познания самого себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности.

Социальные стереотипы– сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных яв- лениях, привычное отношение к ним.

Такесические средства общения – динамические прикосновения к парт- неру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуя и т.п.

Тактика общения– варианты поведения в конкретной ситуации, вклю- чающие умения оперативно пользоваться механизмами психологического взаимодействия.

Трансакционный анализ – в концепции американского психолога Э. Берна – это анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их психологических состояний.

Трехтактная система выслушивания (активного слушания)– обозначает последовательность «шагов» в процессе активного слушания – поддержка речи собеседника, уяснение сказанного, собственного комментирование.

Причем на каждом этапе процесса активного слушания особую роль играют способы реакции на речь собеседника, специфические техники и приемы, приводящие к лучшему установлению контакта между собеседниками и позволяющие оценивать адекватность воспринятой информации.

Экстралингвистика – темп речи, пауза между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.

Экстралингвистические средства общения– включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.).

Эмпатия– способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Эмпатическое слушание – наиболее интимный вид слушания, используемый прежде всего при необходимости глубокого проникновения в проблему и установления более личных отношений с партнером, дает собеседнику ощущение вашего сопереживания.

Эмоции – реакция человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.

Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

Этикет – установленный порядок и внешние формы поведения где-либо, например дипломатический этикет.

Эффект ореола – перенос общего впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств.

Эффект стереотипизации - связан с восприятием и оценкой людей на ос- нове устойчивых представлений, стереотипов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.