Пиши Дома Нужные Работы


Формы промежуточной аттестации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая хирургия, лучевая диагностика

 

 

Для специальности 060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Факультет – Педиатрический

Кафедра Хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов

Курс –2, 3

Семестр – 4, 5

Форма обучения – очная

Лекции – 36

Клинические практические занятия – 84 часов

Самостоятельная внеаудиторная работа – 60 часов

Экзамен – 5 семестр – 36 часов

Всего – 216 часов

 

Волгоград, 2012

 

 

Разработчики программы:

заведующий кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов д.м.н. Михин И.В.

доцент кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического

факультетов к.м.н. Кухтенко Ю.В.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов

протокол № __ от «___» ________ 2012 года

заведующий кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н.: И.В. Михин

 

 

Рабочая программа согласована с учебно – методической комиссией ВолгГМУ

протокол № ____ от «___»__________2012 года

Председатель УМК,

декан педиатрического факультета: Малюжинская Н.В.

 

 

Внешняя рецензия дана _____________________________________________

«___» _____________ 2012 года (прилагается)

 

Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой __________________ Долгова В.В.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол № ___ от «____»_______________2012 года

Председатель ЦМС профессор ______________ Мандриков В.Б.

 


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по общей хирургии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки: 060103 Педиатрия, с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки: 060103 Педиатрия и примерной учебной программы дисциплины (2011г.)

1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика» является:

- знакомство студентов с историей и спецификой хирургической деятельности, профессией хирурга, организацией хирургической помощи в РФ;

- формирование представления студентов об основных направлениях хирургической работы - соблюдение правил асептики и антисептики при выполнении хирургических операций, вопросов обезболивания, остановки кровотечения и возмещение кровопотери.

Задачей дисциплины является обучение студентов особенностям методики обследования хирургических больных, ориентировать их в некоторых общих вопросах хирургической патологии (травматологии, острой и хронической хирургической инфекции, онкологии, пороках развития, пластической хирургии и хирургических паразитарных заболеваниях).

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс общей хирургии относится к циклу «Общая хирургия, лучевая диагностика. В нем сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии. Современному врачу-педиатру в его практической деятельности необходимы ориентировка в основных вопросах общей хирургии, знание вопросов неотложной диагностики острых гнойных хирургических заболеваний и повреждений у взрослых и детей, умение оказать экстренную помощь при различных тяжелых состояниях.

Целый ряд актуальных вопросов современной хирургии (травматология, хирургическая инфекция, реаниматология взрослых и др.) изучается студентами педиатрических факультетов только в курсе общей хирургии. После аналитического изучения общих вопросов хирургии становится возможным синтетическое изучение основ клинической хирургии - базиса частной хирургии. Приобретение умений клинического, лабораторного и инструментального обследования больного, знание основных синдромов существенно облегчает в последующем освоение как частной хирургии, так и других разделов клинической медицины. Особо следует обратить внимание на применение в хирургии новейших технологий, таких как малоинвазивная и эндоскопическая хирургия, эндоваскулярные вмешательства, современных рентгенологических и радиоизотопных методов исследования, применение ультразвука, экстракорпоральных методов детоксикации и др. При прохождении курса общей хирургии студенты должны ознакомиться и освоить необходимый перечень практических умений, уметь оказать первую медицинскую помощь.

Для успешного изучения программы необходимы хорошие знания по следующим дисциплинам: фармакология, гистология, анатомия человека, нормальная физиология, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, рентгенология.

Прохождение дисциплины «Общая хирургия» необходимо для дальнейшего изучения этиологии, патогенеза и методов лечения хирургических болезней на кафедрах факультетской и госпитальной хирургии, углубленного изучения заболеваний на кафедре онкологии.

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часОВ

Результаты обучения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

1. ОК-1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. ОК-2. Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.

3. ПК-1. Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками.

4. ПК-5. Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;

5. ПК-7. Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций,;

6. ПК-29. Способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях.

7. 4.2.2. Диагностическая деятельность:

8. ПК-17. Способность и готовность выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

9. ПК-31. способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

виды современной антисептики и методы профилактики хирургической инфекции, общие вопросы анестезиологии, учение о кровотечениях и восполнениях кровопотери. Методику обследования пострадавших от травмы, основные принципы лечения травматических повреждений, основные симптомы и принципиальные вопросы лечения острой, хронической, гнойной и специфической хирургической инфекции, онкологических заболеваний и пороков развития, особенности их у детей.

Уметь:

ориентироваться в основных вопросах общей хирургии, применять на практике асептические приемы, работы и основы антисептики, уметь собрать анамнез, использовать методики обследования хирургических больных, уметь оказывать необходимую экстренную помощь при различных повреждениях, поставить диагноз в типичных случаях отдельных нозологических форм (переломы, гнойная хирургическая инфекция), уметь работать в перевязочной хирургическим инструментарием, накладывать различные виды повязок.

Владеть:

сбором анамнеза заболевания, заполнением медицинской документации стационарного больного, выявлением симптомов у больных с острой хирургической патологией, назначением предоперационного обследования, подготовкой операционного поля к вмешательству.

Образовательные технологии

1. Предусматривается проведение практических занятий с использованием компьютерных обучающих программ, работы с муляжами и фантомами с разбором клинических случаев

2. Для организации самостоятельной работы предлагается подготовка рефератов и докладов для выступления в группе и на студенческой конференции; а также подготовка к лабораторно- практическим занятиям, работа с дополнительной литературой, подготовка рефератов, занятие-конференция.

3. Активные и интерактивные формы проведения занятий (IT-методы):

- компьютерных симуляций;

- разбор реальных клинических ситуаций (сase-study);

- решение клинических ситуационных задач (сase-study);

- проведение круглых столов;

- использование интерактивных атласов по хирургическим болезням болезням.

- разбор реальных клинических ситуаций;

- проведение занятий-конференций по результатам самостоятельной работы.

Удельный вес клинических практических занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторного времени; самостоятельной внеаудиторной работы – 19% времени

 

Формы промежуточной аттестации

Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – экзамен. Проходит в 3 этапа: тестирование, практические навыки, теоретический экзамен. Задания для студентов сформулированы в виде билетов, в составе которых предложены варианты воспроизведения практических навыков, так и в виде ситуационных задач с последующим освещением теоретических вопросов по данной нозологии. Теоретический экзамен включает решение ситуационной задачи по курсу общей хирургии с обоснованием клинического диагноза в соответствии с МКБ-10, обоснованием планов обследования и лечения, определением объема оперативных вмешательств.

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Содержание дисциплины

Курс общей хирургии относится к циклу «Общая хирургия, лучевая диагностика».

На 2 курсе изучаются темы, входящие в модуль «Общие вопросы хирургии» (4 семестр), на 3 курсе «Основы клинической хирургии», (5 семестр).

 

Модуль «Общие вопросы хирургии»

Вводное занятие.

Ознакомитьcя со спецификой работы хирургической клиники, с профессией хирурга и требованиями, предъявляемые к студентам во время прохождения общей хирургии. Доказательная медицина. Задача: Преподаватель должен: - познакомить студентов с профессией хирурга и раскрыть связи хирургии с другими медицинскими дисциплинами,

- разобрать последовательность изучения хирургии в институте и ознакомить студентов с требованиями, которые будут предъявлены на практических занятиях и лекциях,

- познакомить с историей клиники и спецификой работы хирургических отделений ОКБ, на базе которых располагается кафедра,

- обучить студентов поведению в хирургической клинике. Содержание занятия: Понятия о хирургии и хирургических заболеваниях. Профилактическое направление и физиологические основы современной хирургии, Общая и специализированная хирургическая помощь, ее организация, особенности развития хирургической помощи в поликлиниках и стационарах. Связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами.

Деонтологические аспекты в хирургии. Правила поведения в клинике. Основные понятия о доказательной медицине, критерии, уровни ( 3 часа)

Антисептика.

Понятие. Антисептика. Идейные предшественники антисептики: Листер, Н.И.Пирогов. Антисептика Листера. Развитие антисептики в России (П.И.Пелехин, Н.В.Склифосовскии). Виды современной антисептики (механическая, физическая, химическая, биологическая). Взгляды на механизм действия антисептических средств: влияние на фагоцитоз, бактериостатическое и бактерицидное действие антисептиков. Характеристика основных антисептических средств и антибиотиков. Основы рациональной антибиотикотерапии. Осложнения при применении антибиотиков и их профилактика. Энзимотерапия хирургической инфекции. Основные методы применения антисептиков (3 часа).

Асептика.

Асептика - как современный метод профилактики хирургической инфекции. Значение асептики в современных условиях. Источники инфекции,экзогенная инфекция (воздушная, капельная, контактная, имплантационная). Профилактика воздушной и капельной инфекции. Организация хирургического отделения, его планировка, основные помещения и их устройство. Палаты, перевязочная, их оборудование. Операционный блок, его устройство и оборудование: операционная, предоперационная, стерилизационная, материальная. Уборка операционной и перевязочной после работы. Профилактика имплантационной инфекции. Стерилизация материалов для швов (шелка, кетгута, волоса, капрона и др.). Стерилизация аллопластических и гомопластических материалов в хирургии и травматологии. Хирургические инструменты, особенности их устройства, стерилизация, уход за ними. Перевязочный материал, его основные свойства. Основные требования, предъявляемые к перевязочному материалу. Подготовка перевязочного материала белья и их стерилизация. Автоклав его устройство и работа. Предстерилизационная обработка инструментария с целью профилактики ВИЧ-инфекции (3 часа).

Подготовка рук хирурга.

Методы обработки рук хирурга. Общая методика обработки. Последовательность обработки отдельных частей рук. Контроль за стерильностью рук. Облачение в стерильную одежду. Стерилизация перчаток и одевание их перед операцией (3 часа).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.