Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рекомендации для педагогов в работе с агрессивными детьми.

Приветствие.

Сообщение целей беседы.

Сообщение алгоритма действий при возникновениях конфликтных ситуаций с агрессивными детьми.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следую­щие позитивные стратегии:

1) простое игнорирование реакций ребенка/подростка (игнорирование является мощ­ным способом гашения нежелательного поведения);

2) выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

3) переключение внимания или предложение какого-либо задания;

Если педагог видит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивности, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному рассадить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация - поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения.

Переключая активность агрессивного ребенка в конструктивное русло, педагогу необходимо опираться на его индивидуальные особенности, прежде всего - интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энергичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.

Позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.



Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с агрессией - снизить напряжение ситуации.

Невербальные сигналы, снижающие напряжение:

1. Пространственное положение педагога по отношению к школьнику. Та пространственная позиция, которую педагог занимает по отношению к школьнику, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят слова руководителя.

Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. Если человек переступает эту границу, он вторгается в интимное пространство другого человека и его действия будут восприниматься этим другим как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным.

2. Тон голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Тон голос необходимо понижать при общении, тогда коммуникация становится менее категоричной.

Долгий и продолжительный визуальный контакт повышает напряженность во взаимоотношениях, может восприниматься как проявление подозрительности и агрессивности ребенком. Поэтому визуальный контакт должен быть менее частый и продолжительный.

3. Движения. Движения педагогов, должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у детей. Дети, прошедшие через жестокое обращение пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов, т.к. у педагогов в данное время возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить прибегая к замедленным движениям.

4. Физический контакт. Как и все учащиеся испытывают потребность в физическом контакте. Но отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой — отказывается от физического контакта. У прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Педагогам и воспитателям в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет.

Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций ребенка/подростка.

На начальной стадии агрессивного поведения (при пер­вых незначительных признаках) целесообразно использо­вать мягкую тактику:

1) игнорирование;

2) переключение внимания;

3) «изящный уход» (Изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации).

Нередко этого бывает достаточно для того, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию.

Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циничных участников помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.

Варианты нестандартных решений взаимодействия педагогов для предупреждения агрессивного поведения учеников.

Признать силу ученика.

Правило вытекает из принципа «Чем больше давление, тем сильнее сопротивление, и наоборот». Прием заключается в том, чтобы не втягиваться в обреченную на проигрыш битву, а, напротив, неожиданно признать силу ученика: «Я действительно не могу заставить тебя работать, пока ты сам этого не захочешь». Признание власти (силы) подростка часто разряжает напряженную ситуацию, т. к. означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения, однако необходимо создать атмосферу кооперации, а не конфронтации.

Убрать зрителей.

Убрать сторонних наблюдателей с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классе. Но в некоторых случаях, например если произошла драка на перемене в коридоре, это вполне осуществимо, хотя и нестандартно. Если все же свидетелей устранить не удается, можно «устранить конфликтное обсуждение». Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с педагогом в яростную полемику по теме, не относящейся к уроку (он при этом чув­ствует горячее внимание всего класса), просто сказать: «Мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда про­звенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и «прово­катор» без публики может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

Перенести обсуждение вопроса.

Если ваше состояние недостаточно комфортно, лучше отложить противостояние до того момента, когда вы почувствуете себя более уверенно. Необходимо выбрать более удобное время и место для продолжения дискуссии.

Делать записи.

Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого во­проса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?». Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше говорить не следует, переключитесь на деятельность.

Озадачивать «агрессора».

Когда вас выводят из себя с помощью словесных замеча­ний, можно отвечать так, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировать, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае: 1) соглашаться с учеником; 2) менять тему.

Изменить тему.

Если не отвечать на словесный вызов, необходимо изменить тему и тем самым прекратить конфликт. Например, в ответ на любой вызов подростка можно неожиданно спросить его совсем о другом. Так следует реагировать вновь и вновь, пока подросток не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит. Главная задача педагога — прекратить агрессивную выходку и снять напряжение.

Иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва. В этом случае следует контролировать состояние ребенка, наблюдая за признаками нарастающей агрессии (изменением цвета лица, агрессивной мимикой, учащением дыхания, напряженной позой, повышением двигательной активности, повышением громкости и напряжения его голоса и т. д.).

При остановке неадекватного поведения необходимо помнить, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать.

Поведение взрослых должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.

Этапы короткого наставления:

1. Вступите в контакт.

2. Назовите адекватное поведение в данной ситуации.

3. Объясните почему.

Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например: «Петя, хочу тебе что-то сказать». Другая возможность - обозначить чувство (например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?»). Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажите что-то положительное, чем учащийся занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство. Пример: Коля ты внимательно работал над заданием, сейчас мне кажется тебя что-то тревожит).

При использовании короткого наставления важно помнить следующее:

1) наставляйте на поведение, легко выполнимое для подростка;

2) постройте, используя несколько наставлений, поведение, исключающее проблемное поведение;

3) используйте невербальные сигналы, снижающие напряжение;

4) не отвлекайтесь от темы;

5) сделайте ситуацию предсказуемой, подсказывая каждый раз следующий шаг.

Если «взрыв» неизбежен или произошел, лучше всего использовать тактику удаления ребенка (его изоляция от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обеим сторонам успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения).

Тактика удаления рассматривается как временная изоляция. Серьезность проступка определяет, на какое время необходимо удалить провинившегося. В случае неподчинения ученика необходимо либо вызвать «группу поддержки», либо предоставить выбор способа разрешения конфликта.

Предоставление выбора способствует формированию чувства ответственности за свои решения. Этот прием нельзя использовать, когда проступок так опасен, что он должен быть изолирован немедленно.

Этапы удаления:

1) вступите в контакт;

2) назовите неадекватное поведение и попросите прекратить;

3) скажите, что последует отделение, назовите место и количество минут;

4) сопроводите учащегося к месту отделения;

5) назовите там адекватное поведение;

6) назовите адекватное поведение после отделения;

7) еще раз назовите длительность отделения и закончите.

Пример. В комнате продленного дня дети заняты различными делами. Саша решил раскрашивать и занят кисточками и акварельными красками. Он уже использовал много бумаги, но каждый раз ему нужен новый лист. Он постоянно вмешивается в дела Ани, потом переносит свое внимание на Дениса. Он идет к шкафу с книгами и материалами и собирается достать из него какую-то вещь.

Несколько раз руководитель группы (воспитатель) дает ему наставления, но Саша каждый раз придумывает что-то новенькое. Его моторика становится все более напряженной. Саша все чаще и чаще что-то кому-то кричит или просто кричит, ни к кому не обращаясь.

После такого начала воспитатель решает, что Сашу лучше всего на какое-то время отделить от группы. «Послушай Саша! Ты так занят, что тебе не удается сделать то, о чем я тебя прошу. Теперь ты пойдешь и сядешь на стул в углу комнаты. Там ты будешь сидеть пять минуты спокойно и молча. После этого сможешь продолжать выполнять работу (рисовать). Пойдем, я тебя отведу».

Возвращая ребенка в обычную ситуацию, руководитель группы должен помнить о следующем:

1) после отделения расскажите другим воспитанникам, по какой причине оно произошло;

2) дайте наставление группе о том, как реагировать на отделенного ребенка после его возвращения;

3) приведите отделенного;

4) обратная связь на выработку адекватного поведения на месте;

5) назовите адекватное поведение, от него ожидаемое;

6) наблюдайте за отделенным и другими воспитанниками, проведите обратную связь и при необходимости направляйте ситуацию, применяя обратную связь и наставления.

Сама идея изоляции не предполагает заточения ученика на часы, скорее это возможность получить опыт неприятных переживаний в течение нескольких минут. Младшим детям достаточно 5 мин, а подросткам или злостным нарушителям можно установить срок от 15 до 30 мин. Можно действовать и по-другому: предложить ребенку самому установить срок, сказав, что он может вернуться, когда будет готов вести себя прилично. Если нарушение поведения повторяется и после удаления, следующее удаление удлиняется уже без обсуждения его сроков с учеником. Если и после второго удаления ученик нарушает правила, следует использовать другие санкции.

Все дети/подростки должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Необходимо заранее самим установить определенные последствия каждого конкретного нарушения поведения или попросить подростков внести свои предположения об этом. Дети/подростки должны научиться думать о последствиях своего поведения. Тогда они научатся в определенных, конкретных обстоятельствах каждый раз выбирать наиболее адекватные действия.

Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика. Например, если ребенок раскачивается на стуле, расшатывая ножки, в качестве санкции ему предлагают «немного постоять». Важно, чтобы санкцию за проступок, совершенный в школе, ученик получил в школе, а не дома. Некоторые учителя очень удивляются этому правилу, ведь они стараются привлечь родителей к процессу воспитания. Однако очень важно разделять сферы ответственности: санкция за проступок, совершенный в школе, это не обязанность родителей.

Санкция должна быть соразмерна проступку. Соразмерность означает, что интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку. Санкции используются не для того, чтобы отомстить, а только для того, чтобы научить детей выбирать в будущем правильное поведение. Санкции должны быть позитивными — сохраняющими самоуважение ребенка/подростка. Созидательные санкции не закрывают ученику путь к хорошему поведению в будущем.

К санкциям относятся:

- лишение обычных прав ребенка/ученика (на вещи, деятельность); лишение свободы взаимодействия (прогулок, общения);

- обязательные встречи (с родителями, администрацией, милицией); возмещение убытков (путем работы или денежного возмещения).

В отличие от санкций-последствий, наказания не связаны с проступком, они произвольны, не соизмеримы с действием, не позитивны. Поэтому наказания порождают обиду, ожесточение, оборону.

Многие дети с властной и мстительной мотивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Они пытаются обесценить санкцию, однако правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на детей/подростков независимо от их желания.

Таким образом, для правильного выбора способа воздействия на агрессивное поведение необходимо учитывать:

• возраст ребенка;

• характер ситуации, в том числе окружение;

• степень опасности его поведения;

• значимые для ребенка/подростка стимулы;

• возможности самого взрослого.

С учетом перечисленных факторов можно выбрать наиболее подходящую тактику нейтрализации агрессивного поведения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.