Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Прослушивание и анализ сказки

Цель: Способствовать формированию адекватной Я - концепции ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка с повышенным уровнем агрессии.

Игра: «Критикуй не обижая»

Эта игра является очень важной частью программы работы с агрессивным ребенком, так как она тренирует умение направлять свое недовольство не на бумагу, песок или воду, а непосредственно на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. Конечно, форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Ребенку следует стремиться не «сделать больно в отместку», а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы ему снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно учить детей конструктивной критике, а это - целое искусство. Поэтому не ожидайте всего и сразу, а начинайте постепенную работу в этом направлении.
Заранее заготовьте набор фраз, которыми ваш ребенок или его одноклассники склонны пользоваться при оценке поведения другого человека. В этой копилке у вас окажутся предложения типа: «Ты дурак!», «Смотри, куда прешься, корова!», «С тобой со скуки помрешь!» и другие фразы, режущие ухо воспитанного взрослого. Можно записать эти грубости и «клички» на отдельных листочках.

Теперь введите законы правильной критики. К ним относятся:

- критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;
- говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;
- покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;
- избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;
- не приказывай, а предлагай человеку выбор.

Если теория ребенком усвоена, начинайте практиковаться. Возьмите любой листок с обидной фразой. Пусть ребенок предложит, как ее изменить таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека. Так, фраза «С тобой со скуки помрешь!» может перетечь в предложение типа: «Знаешь, мне уже надоело собирать мозаику. Давай лучше погуляем или построим замок из конструктора» или «Лично мне не очень интересно слушать об одном и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь еще много интересных вещей. Так что, может, поговорим о чем-то еще или займемся делами?». Каким именно будет предложение вашего ребенка, зависит от его возраста и от того, какую ситуацию он себе представил.



Примечание. Взрослым придется помогать ребенку на первом этапе, так как речевое развитие и мышление детей еще недостаточны, чтобы придать мыслям и чувствам другую словесную форму. Поэтому подготовьтесь заранее. При этом, предлагая ребенку какой-то вежливый вариант, подумайте, соответствует ли такая формулировка возрасту ребенка и особенностям речи современных детей. Иначе может возникнуть ситуация, когда ваш ребенок станет посмешищем, употребляя слишком книжные или слишком взрослые предложения. Замена грубым фразам, которую вы ему предлагаете, должна гармонично влиться в его речь, чтобы у окружающих не возникало ощущения, будто ваш ребенок играет какую-то роль (например, воспитанницы Института благородных девиц).

Занятие.

Цель: развить коммуникативные способности и навыки сотрудничества в диадах.
Задачи: развить навык конструктивного взаимодействия с партнером; сформировать установку на позитивные взаимоотношения в диаде.
1. Приветствие. Анализ настроения перед началом занятия.
2. Упражнения, позволяющее создать хорошее настроение и позитивную установку на совместную деятельность.
3. Упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.
• Игра «Прогулка». «Представьте, что вы в самой любимой нарядной одежде. Вы гуляете по парку. На дорожке лужа. Вам ее надо обойти. И вдруг вы падаете в лужу. Надо почистить костюм и умыться. Вы зашли в химчистку». Теперь дети делятся на пары -один из них «Химчистка», он «чистит одежду, трет как следует, вытирает, сушит, гладит». Потом они меняются. Действия могут выполняться одновременно. Теперь все чистые.
• Игра «Собери картинку». Каждой паре детей дается набор разрезных картинок. Пары соревнуются между собой, кто быстрее соберет картинку. Скорость работы будет зависеть от умения детей договориться между собой и распределить объем работы. Упражнение так же способствует развитию мелкой моторики руки, внимания. Дается несколько попыток (3), время каждой попытки фиксируется, происходит обмен картинками. В конце упражнения определяется пара-чемпион. При обсуждении упражнения анализируется почему одни справлялись заданием быстрее, а другие медленнее.
• Игра «Веселые обезьяны» на синхронизацию движений. Развивает мимику, наблюдательность, пластику, фантазию. Выполняется в парах. Один из партнеров делает произвольные
движения, строит рожицы, а другой должен как можно точнее их повторить. Упражнение может выполняться под музыку.
• Упражнение «Растение» на снятие психоэмоционального напряжения, выполняется в парах. В каждой паре дин из ребят садится на пол так, как ему удобно, закрывает глаза и представляет себя каким-нибудь растением. Второй ребенок становится за его спиной и по команде ведущего изображает легкий ветерок (делает по голове, рукам, спине партнера поглаживающие движения), сильный ветер (слегка раскачивает партнера из стороны в сторону, придерживая за плечи), дождик (слегка барабанит пальцами по спине и плечам партнера) снова легкий ветерок. Партнеры меняются ролями. Обсуждение: каждый высказывается, что он чувствовал и представлял во время упражнения, приятны ли были ощущения.
• Упражнение «Медвежонок». Выполняется, лежа на ковре. Вы -медвежата в берлоге, спите сжавшись в комочек. На лице ветер, стужа, вы плотнее сжимаетесь в комочек, прижимаете колени к груди, глаза закрыты. Пригрело солнышко, в берлоге стало жарко, отпустили колени, перевернулись на спину. Луч солнца посветил в глаза, вы крепко зажмурились, сжали кулачки, потянулись и проснулись - открыли глаза, встали. Вы чувствуете себя отдохнувшими, свежими.
4. Анализ занятия. Прощание.

Игра: Слепой и поводырь.

Цель: дать ребенку опыт доверия к окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям.

Инструкция: Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.
Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время, и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.
Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя, таким образом, владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив препятствия по-другому и раскрутив ребенка на месте после того, как ему завязали глаза.

«Волшебные превращения».

Цель: дать возможность ребенку снять напряжение или проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, кон­тролировать активность.

Ход игры: Взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображени­ем того образа, в какой они будут превращаться. Напри­мер: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но, что Это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик). Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (дети бегут каждый в свое «логово»). Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание — и вы делаете несколько глу­боких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубоч­ком, как домашняя кошка, и закрываете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спраши­вает: «Отдохнули? А теперь обратно превращайтесь в мальчиков и девочек».

«Морские волны»

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Если взрослый даёт команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздаётся команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами.

Через 2-3 сек. поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми садятся и т. д. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Родительское собрание:

«Способы преодоления агрессии в младшем школьном возрасте».

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы начинаем очередное родительское собрание. Тема сегодняшнего собрания «Способы преодоления агрессии в младшем школьном возрасте»  
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли …Эрих Фромм  
Каждый может разозлиться - это легко. Но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно, - это дано не каждому" Аристотель  
Цель: информирование родителей о причинах и последствиях агрессивного, жестокого поведения младших школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления отклоняющегося поведения Парадокс: с одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. Недавно, в газете «Волоколамская неделя» была статья о том, как дети сожгли заживо новорожденных щенят. Возраст этих детей немного больше наших детишек. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?  
Чтобы определить актуальность темы сегодняшнего собрания лично для вас и вашего ребенка предлагаю ответить на вопросы экспресс – анкеты. Ребенок за последний год: o Часто теряет контроль над собой. o Часто спорит, ругается с взрослыми. o Часто отказывается выполнять правила. o Часто специально раздражает людей. o Часто винит других в своих ошибках. o Часто сердится, отказывается сделать что-либо. o Часто завистлив, мстителен. o Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его Предположить, что ребенок агрессивен, можно в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 из перечисленных признаков. Думаю, что в той или иной степени это касается каждого ребенка. - Как Вы считаете, что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? (ответы родителей)  
- Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили). Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт  
Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намерено употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой » всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Давайте проверим, можем ли мы с Вами понять агрессивного ребенка. Для этого выполним вместе такое задание. Отвечаем на вопросы, переходим по гиперссылке на правильные ответы. Да, переход назад по стрелке Нет переход назад по стрелке Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.  
Давайте попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение младших школьников? (ответы родителей) Причины детской агрессии. Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению. Исследования в области изучения детской агрессии, что на формирование данной особенности влияют: 1. негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика); 2. безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения); 3. суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение). На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка. Можно выделить еще несколько причин детской агрессии: • Борьба за внимание Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А нередко родительская любовь носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя». • Обида на родителей Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины детской агрессии могут быть разными: появление младшего ребенка в семье, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание… • Неуверенность в себе Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае детская агрессия выступает как защитная реакция. Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив и следа. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.   2. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни. Дети — наши зеркала, они ведут себя точно так же, как мы. Ребёнок копирует своих родителей с самого детства на очень глубоком уровне, до моторики — манеры, походка, некоторые привычки… Что говорить о системе ценностей и поступках? Если Вы зачастую наказываете ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.   3. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.  
Понимание агрессивности младшими школьниками В психолого-социальном центре «Доверие» был проведен мини-опрос среди младших школьников, с целью выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:   1. Каких людей ты считаешь агрессивными?
Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся Преступников, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных

 

 

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?
Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
Начал(а) бы драться; ударил(а) бы; обрызгал(а) бы, испачкал(а) бы Прошел бы мимо, позвал бы на помощь знакомых, ушел бы, убежал бы

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.