Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. РЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Форма № Н-3.03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ПРОГРАММА

выборочной учебной дисциплины

цикла гуманитарной подготовки

студентов

всех отраслей знания,

направлений подготовки и специальностей

очной и заочной форм обучения

 

 

Донецк

Год


РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:

доцент кафедры «Философия», к.филос.н. Пашков В. И.

 

 

Обсуждено и рекомендовано к изданию кафедрой философии ДонНТУ

« ____ » « _____________ » 20___ года, протокол № ___


Лист согласования

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)



«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 


ВВЕДЕНИЕ

Программа изучения выборочной учебной дисциплины «Религиоведение» составлена соответственно с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра.

 

Значение учебной дисциплины:

Знания таких важных феноменов мировой культуры, как религия и свободомыслие, способствуют осмыслению многих ее насущных проблем, а также помогают человеку в их решении. Религиоведческие знания являются средством не только интеллектуального раскрепощения человека, не просто позитивной теоретическая его ориентацией, но и соответствующей практической ее реализаций, которая находит свое реальное воплощение в утверждении действительного существования людей, получения ими свободы действовать в соответствии со своими потребностями и интересами, целями и идеалами.

Основные методические установки изучения курса:

– охват основных тем курса, обязательных для аудиторных занятий;

– приоритет в выделении тем в объеме, который отвечает специфике региона преподавания курса;

– логичность, содержательность и доступность формулировок основных положений, необходимых для раскрытия тем курса;

– соотнесенность теоретических положений с жизненными реалиями, их конкретизация относительно определенной сферы практической деятельности;

– ориентация на проблемный характер положений программы, которые будут побуждать к активно-творческому их усвоению;

– учет многообразия существующих подходов к рассматриваемым проблемам, которые сориентирует студентов на дискуссионный и в то же время толерантный характер занятий;

– наличие источниковедческой базы, которая обеспечит многообразие подходов в изучении тем учебной дисциплины.

 

Предмет учебной дисциплины составляет религия во всем единстве ее структуры, функциональности и закономерности, отображающем личный религиозный опыт. Предмет религиоведения не исчерпывается исследованием исключительно трансцендентных форм религии, которые основываются на вере в потустороннее. Существуют еще светские и гражданские религии, которым, при всей их специфике, характерны все основные черты, присущие трансцендентным формам религии. Таким же актуальным для религиоведения является и свободомыслие, изучение его природы и сущности, закономерностей развития и значения в общественной жизни.

 

Междисциплинарные связки заключаются в том, что религиоведение как конституировалось на стыке философии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, этнологии, археологии и других наук, так и взаимодействует с ними доныне, а также оказывает этим наукам помощь как только они обращаются к анализу религии со своей точки зрения.

 

1. Цель и задачи учебной дисциплины:

1.1. Цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и найти определенную позицию, которая идет из внутренних побуждений; стремится к основанным на моральных основания объективно-верным решениям проблем, которые возникают в жизни.

 

1.2. Задачи учебной дисциплины:

– изложить и объяснить разделы академического религиоведения, изучаемый им предмет, содержание и функции, а также его место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;

– рассмотреть проблему происхождения религии, разные подходы ее толкования, раскрыть сущность религиозного феномена, его структуру и особенности функционирования, показать тенденции и перспективы религиозного процесса;

– ознакомить студентов с разными типами религиозных верований, начиная с ранних форм, родоплеменных религий, вплоть до этнических и мировых, а также новых религиозных течений;

– рассмотреть процесс возникновения и развития свободомыслия, показать, что его становление является закономерным следствием общественно-исторической практики людей и присуще их духовному миру, начиная с самых древних периодов человеческой истории;

– показать качественное своеобразие проявления свободомыслия на уровне атеизма в отличие от других его исторических форм;

– раскрыть историю развития свободомыслия как имманентно присущего момента преимущественно философско-материалистического (теоретического) постижения мира и действительного (практического) утверждения в нем человека;

– проанализировать место и роль религии и свободомыслия, знания религиоведческой проблематики в интеллектуальном и культурном развитии человека, в его самоопределении.

 

1.3. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины, в результате соблюдения которых студент должен:

 

Знать: содержание религиоведческой проблематики, такие социально-исторические явления, анализируемые в предметном поле религиоведения, как религия: процесс ее происхождения, разнообразные подходы к трактовке этого процесса, сущность религиозного феномена, его структуру, исторические типы и функциональный спектр, а также свободомыслие: возникновение, природу и исторические формы.

Уметь: содержательно и логично, научно и толерантно обосновывать личное мнение относительно решения вопросов, которые касаются убеждений людей, учитывать разнообразие существующих подходов к ним, не колебаться в случае необходимости отстаивания собственной позиции, которая будет соотноситься с жизненными реалиями и находиться в пределах законодательства страны о свободе совести и права человека.

На изучение учебной дисциплины отводится 70 часов / 2 кредита ECTS.

2. Информационный объем учебной дисциплины:

Тема 1. РЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Становление религиоведения как отрасли научного знания: идеи, подходы, концепции (общая характеристика).

Религиоведение как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет и структура религиоведения: история религии, география религии, социология религии, феноменология религии, психология религии, философия религии.

Методологические основы религиоведения: принципы (объективности, историзму, дуальности и общечеловечности и др.), понятийно-категориальный аппарат (понятия: «анимизм», «церковь», «верующий», «православие» и т.п.; категории: «религия», «сверхъестественное», «религиозная вера», «секуляризация» и т.п.), методы (каузальный, генетический, типологический, сравнительно-истори­ческий, структурно-функциональный, герменевтический и т.п.). Основные черты (мировоззренческий плюрализм, нейтральность, открытость, сравнительность, историзм, полиметодичность, творчество и т.д.) и функции (мировоззренческая, методологическая, эвристическая, образовательная, воспитательная и т.п.) религиоведения. Складывание системы религиоведческого образования в стране. Место и роль религиоведения в системе интеллектуального и культурного развития человека.

Понятие религии. Религиозное сознание: понятие, сущность, предпосылки и условия возникновения. Субъект и объект религиозного сознания. Вера в сверхъестественное – способ религиозного отражения и специфический признак религиозного сознания. Структура религиозного сознания: уровни, сферы, формы. Религиозное сознание в системе общественного сознания.

Религиозное мировоззрение: понятия, причины возникновения и условия существования. Структура и основные черты религиозного мировоззрения. Вера в сверхъестественное – основополагающий принцип религиозного мировоззрения. Религиозное мировоззрение в теоретическом и практическом освоении реальной действительности.

Религиозный комплекс: религиозные взгляды, религиозные чувства, религиозный культ, религиозные организации, их определения, происхождение, формы существования, динамика развития и взаимодействия и место и роль в религиозном комплексе и в жизни верующего.

Функционирование, функции и функциональность религии. Полифункциональность религии: религиозные и нерелигиозные функции. Мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, интегративная, коммуникативная функции религии.

Религия как идеологический фактор. Религия и церковь в политической жизни общества. Религия и церковь в культурно-историческом процессе. Религия, нация и национальные отношения. Религия и мораль. К вопросу о миротворчестве, патриотизме, гуманизме и милосердии в церковном функционировании.

Религия и церковь на Донбассе: многоконфессиональность, изменения религиозной конфигурации в его истории и многовекторность проявлений.

Свобода совести как духовная ценность. Свобода совести в Украине и на Донбассе: конституционно-правовые основы обеспечения.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.