Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дислокационные механизмы на уровне социумов

Каждая ступень цивилизационного развития оставляет свой след в будущем, прорастая через значительные промежутки времени как дислокационные искажения. Рабовладельческий строй находит отражение в купле-продаже выдающихся физических или интеллектуальных проявлений личности (отдельные спортсмены, целые клубы, ученые, журналисты). В сравнительно недавно, около 20 лет назад, в России началась парадоксальная архаизация общества: в нем возродились и утвердились некие неофеодальные, клановые или даже цеховые отношения, распространившиеся на политические, управленческие сферы, затронув образовательные институты и т.д.

На думских выборах 2007 года успех проправительственной партии фактически создал прецедент возникновения, по выражению А. Неклесса, «расширенного юридического отдела правительства/администрации»,[7] в новом качестве повторяя структуру управления поздней КПСС, которая к этому времени потеряла партийный потенциал и превратилась, по сути, управленческую и административную пирамиду. Впрочем, это повторяется и в нынешнем времени.

Для справки

В планетарных масштабах складывается транснациональная культура, формируется виртуальная экономика, появляется генерация управленцев, которым не важна отрасль, профессиональность в которой они должны доказывать, тем самым отвечать за перспективы ее развития, находить верные ответы на вызовы извне или изнутри, важен сам процесс продвижения через них властных импульсов определенной идеологической направленности. Они не позиционируют себя как творческое меньшинство, согласно А. Тойнби, со всеми вытекающими обязательствами перед обществом, они весьма откровенно определяются себя как меньшинство власти и денег. Эта молодая плеяда имеет отличный от прежней элиты специфический вид контркультуры, выражающей свою сущность в покушении на цивилизационное ядро исторически доминирующей культуры общества. Достаточно вспомнить некоторых представителей этих «людей воздуха» (Чубайс, Гайдар, Немцов и прочие зурабовы), чтобы можно было понять, что в них реализовывалась страсть к интенсивной провокации, амбициозному проектированию, масштабному риску (проект ваучеризации, шоковая терапия, преобразования в социальной сфере и т.д.). Нарушения, возникающие при этом в системных отношениях и связях внутри общества, вызывают не только невиданное расслоение общества в экономическом, образовательном, информационном плане, как следствие техно- и экономикоцентризма, но фактически представляют собой деформации или дислокации развития такого порядка, которые цинично противостоят вектору гуманизма, серьезных перемен самореализации личности, нравственных и духовных ориентиров пассионарности. Мир стремительно скатывается к социал-дарвинистскому реализму, так как там, где доминантой является естественный отбор, «торжествует естественный (инстинктивный) эгоизм над «пережитками» социальной (солидаристской и сострадательной) морали, человеческое измерение исчезает и сама человечность превращается в метафору».[8] Иными словами, социал-дарвинизм означает «демократию меньшинства» и свободу избранным, существующим в пределах «золотого миллиарда», согласно теории Г.Дали, при небывалом по масштабу росте слабых - незащищенных и неприспособленных, отныне пребывающих в рабском большинстве до разрешения ситуации естественного отбора. Трансформация в результате дислокационных воздействий социального менталитета, возникновение новых социальных общественных популяций, выделение новых элит могут определить формирование новой организации индивидуального и общественного сознания, новую типологию социальной активности, политической и экономической практики.



 

Следует напомнить, что дислокации, развиваясь, нередко приводят к разрушению структуры в целом, но при этом могут исчерпать свой разрушительный потенциал, приведя к инверсии статусов: превращения высшего в низшее и наоборот.

Дислокации мышления проявляются в полной мере в таких явлениях как американизм и антиамериканизм. Американизм сегодня представляет собой идеологию неоспоримого авторитета и единственно удачного образца для подражания в мировом пространстве. Отсутствие собственных исторических корней, разве что историческая память пришельцев-авантюристов, позволили легко оправдывать идею расширения зоны своих национальных интересов за счет других общностей (от притеснения коренного населения материка, захвата и обращения в рабство африканцев до устрашающих ядерных бомбардировок и локальных войн в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Ираке, прочерчивания «новых осей зла»). При этом полагалось, что по мере разрастания внешней зоны американских национальных интересов внутри государства различия между американцами будут все более и более сглаживаться, если же зоной интересов США становится весь мир, тогда внутренние различия американцев исчезнут и американский народ обретет статус новой высшей расы. Следовательно, американизм представляет собой идеологию нового расизма, осуществляемого в пользу избранного меньшинства, все остальные попадают в категорию туземного населения, управляемого национальными компрадорскими реформаторами. Сказочное описание мира по-американски на самом деле сильно отзывается духом авантюризма далеких предков как дислокация исторического мышления, мышления недавнего рабовладельца. В то время как Америка возглавляет необъявленную войну глобализированных богатых против новых бедных, оформляется антиамериканизм, имеющий значительно более широкую социальную базу, чем отдельно взятые коммунизм, фундаментализм или радикализм и национализм. Нынешняя кризисная ситуация, разражающаяся в США, безусловно, затрагивает значительные экономические пространства Земли, но при этом порождает нетерпеливое желание дождаться унижения и краха «сверхдержавы», как и наказания аморальной вестернизации, вызова общечеловеческой морали, вызова религиозным основам и осквернению национальных святынь. Таков закон витальности культуры: действие рождает противодействие, которое призвано купировать действие этой исторической дислокации на определенной стадии ее развития, что, тем не менее, не исключает проявление ее в новых исторических координатах

Особая роль отводится дислокационным механизмам в создании когнитивного беспорядка (хаоса) в индивидуальном и групповом мышлении: меняя некоторые элементы структуры культурной или цивилизационной картины мира, можно искусственно создавать локальные нарушения, которые при соответствующей поддержке извне, могут дать нужные изменения в самой структуре. Одним из таких видов дислокаций структуры является “наведенная” дислокация, то есть возникшая искусственным образом в результате внедрения или замещения отдельных элементов структуры привнесенными извне. Примерами ее могут являться трансформация понятия советский гражданин в совка, введение понятия уравнительной системы, деревянного рубля, искажение таких фундаментальных концептов русской культуры, как сострадание, солидарность.Когнитивный аспект языка СМИ состоит в том, что язык не только отражает мышление, но и оказывает на него заметное влияние. Язык СМИ предоставляет возможности для конструирования востребованной картины мира, его функциональные стили формируют частные картины мира, используя глобальные каналы трансляции культуры, публицистическая картина мира в последнее время расширила пространство своего воздействия. Надо напомнить, что в нашей стране сохранилось доверительное отношение к средствам массовой информации как достоверным источникам, отсюда вытекает высокая подверженность внушению и эффективность мифотворчества, создаваемая именно СМИ. Наведенные дислокации системы используются в качестве проводника идеологического оружия. Известное как гарвардский проект разрушение советского государства особую роль отводило деформациям когнитивного порядка широких слоев населения через дискредитацию ценностных ориентиров, активного влияния массовой культуры, создание хаоса в осмыслении действующих экономических механизмов, дискредитации управленческого аппарата, армии и структурных единиц обеспечения безопасности государства. Следует заметить, что опора только на внутренние резервы сопротивления – пятую колонну[9] - недостаточна. Активная поддержка извне с помощью явлений массовой культуры (мода, музыка, поставангардное изобразительное искусство, литература), открытой пропаганды через СМИ (радиовещание на территорию Советского Союза достигало сотни часов ежесуточного вещания, в том числе таких радиостанций, как « Голос Америки», «Свобода» и т.п.) возрастающей разницы в экономическом статусе СССР и стран Запада сыграли важную роль в создании когнитивного диссонанса в мышлении определенной части населения, которое осознавалось как выработанное самой личностью представление.

Не менее важным является могучее внешнее давление, осуществляемое всеми доступными средствами, иными словами, способствующее направленному разрастанию дислокационных процессов в виде сдвигов структуры, и прогнозирование последствий этих сдвигов для конкретной системы.

Для справки

Для иллюстрации можно обратиться к выбору Б. Ельциным проекта приватизации в 1991году. Среди всех проектов план Е. Гайдара был самым жестким, однозначно отстраняющим подавляющее большинство населения от этого процесса: в нем предусматривалось не только резкое обеднение населения за счет отпуска цен (проект одеревенения рубля), но и дальнейшая приватизация государственной собственности по закрытым спискам, исключающим большинство населения. Проект был явно недемократичен, но в его пользу говорила обещанная поддержка США в виде кредита в 38 млдр. долларов. Это и решило исход в пользу данного проекта. Состояние когнитивного диссонанса, в котором пребывала большая часть населения страны, апатия, дезинформация, политическая чехарда действовали как дислокация мышления: народ добровольно пошел выкупать бумажки с загадочным названием «ваучер» как кусочки государственной собственности, не представляя, что с ними делать (лозунг «рынок все сделает сам»). А США укрепили свои экономические позиции, так как сумели навязать через свою пятую колонну заведомо экономически неэффективную и коррумпированную модель номенклатурного капитализма, таким образом предотвратив возможность превращения России в динамично развивающуюся страну и положив начало управляемой деградации населения России, планового его сокращения, лишения нормальных условий человеческого существования. Так началась дискредитация великой русской культуры, используя уничижение его высокого человеческого интеллектуального и морального достоинства при полном отсутствии внешнего сопротивления со стороны этой культуры.

Проявления дислокационных механизмов можно разглядеть также в абсолютизации какой-либо черты социальной самоидентификации, явлений фетишизма, гордости обладания, культа потребительства. Последнее наиболее ярко выражается в изменении ориентиров современной русской литературы и использовании средств массовой информации для формирования измененного сознания, выражающегося в запугивании, распространении негативной информации агрессивного толка для создания безысходности и безнадежности, духовного обеднения и даже примитивизации духа, потери важнейших культурных кодов, таких как православие, чувство солидарности, сочувствия к сирому и обездоленному (противно внедряемой идеологии безграничного потребления, гедонистического подхода, принципа успешности, гордости обладания чем-то или кем-то, спекулятивных норм общения, коррупции как естественных процессов современного общества). Сдвиги в сознании индивидуума активно формируются СМИ и главным образом телевидением, используя технику «черного пиара», пропагандируя насилие, агрессивный индивидуализм, секс, обаяние преступного мира.

 

Приведенные описания дислокаций как механизма трансляции культуры представляются, на наш взгляд, достаточно убедительными для рассмотрения их в качестве одного из видов коммуникации. Введение этого термина позволяет выделять общее в несопоставлявшихся ранее фактах и явлениях культурного взаимодействия и информационного воздействия.

В заключении отметим, что в жизни обычно реализуются различные комбинации указанных механизмов трансляции культуры , совокупность которых определяется многообразием форм коммуникации, направленности, динамики взаимодействия проявлений культуры, способов сохранения и усвоения культуры и, наконец, принципов осмысления воспринимаемой информации. В то же время, чем выше степень дислокационных нарушений социокультурной среды общества, чем активнее и агрессивнее проходят процессы взаимопроникновения культур при условии подготовленности плацдарма противостояния механизмами внедрения и наложения, тем эффективнее протекает процесс слома устоев сложившейся социокультурной общности, покушений на ее цивилизационное ядро.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.