Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История нынешнего поколения сохраняется в Интернете по сути навечно.

Появление новых технологий привело к разрыву между поколениями. Даниель Солоув (Daniel Solove. США) утверждает, что по одну сторону баррикад находятся школьники и студенты, чья жизнь значительной частью происходит в социальных сетях и блогах, а по другую сторону оказались их родители, чье прошлое в лучшем случае оказывается погребенным в их слабеющей памяти, или запечатленным в книгах, на фотографиях или видеозаписях.

Специфическую роль в описанных выше процессах информационной манипуляции призваны играть мировые информационные компьютерные сети. Несомненно, особенностью их являются скоростные потоки, избыточность информации, возможности диалогового текстового общения. Современные компьютерные системы значительно потеснили системы радио- и телесвязи как каналов передачи информации. Важнейшим их свойством является многофункциональность, затрагивающая многие стороны жизнедеятельности индивидуума и социума, развитие многоканального коммуникационного взаимодействия. В масштабах межкультурной коммуникации к нему следует отнести использование в качестве каналов трансляции культуры в различных ее проявлениях, использование в качестве каналов прагматичной текстовой связи в рамках привычных почтовых сообщений, использование в качестве каналов научного обмена, каналов дистанционных форм обучения в так называемых “виртуальных” учебных заведениях и т. д. Отдельным направлением является технологическое информационное обеспечение промышленного производства, научных исследований и торгово-экономических отношений. Тем не менее компьютерные технологии наряду с положительными сторонами развития межкультурной коммуникации способствуют развитию отчужденности пользователей, снижению потребности в непосредственных социальных контактах, вживанию в виртуальные миры, замкнутости круга общения, деформации нравственных ориентиров жизни, дискредитации системы общечеловеческих ценностей, созданию индивидуальной эгоистической картины мира, то есть развитию самодостаточности в общении с компьютером и мировой сетью типа Интернет. Вместе тем, возможности использования системы “мировой паутины” с целью создания и распространения дестабилизирующей информации потенциально огромны. Масштабы информационно-психологического воздействия могут носить как локальный, направленный характер, так и глобальный, сталкивающий в развивающемся информационном противоборстве государства и континенты.



Сегодня фиксирование личной информации становится необходимым качеством человека, связанным не с созданием неких творческих или научных проектов и их воплощений, а личностно-бытовой, можно распространять сои идеи по всюду. В связи с этим с этим специфическим аспектом информационной безопасности личности является сохранение приватности, как угроза для частной жизни и репутации. Сегодня это слабо ощущается молодым поколением в силу принадлежности к юновозрастным субкультурам, в которых проблема расширения контактов, личностного признания приобретает символическую форму симулякров или подобия тирожированным кумирам, чаще всего коммерческого толка. Но в них появляется возможность развивать скверное качество наслаждения слухами о личной жизни своих кумиров, затем своих близких и знакомых, как, впрочем, и своей, только созданной в неком виртуализированном виде. Это напоминает склонность к сплетне, порицаемому «заглядыванию в горшочек, в котором, согласно сказке Х. Андерсена, будет видно, что происходит в соседнем доме. Только интернет-«горшочек» охватывает по сути весь мир!

В сегодняшнем Интернете важным стало обеспечение горизонтальных связей или горизонтального сотрудничества, которые обеспечивают не только активный и взаимнообогащающий ресурс общения в разных областях деятельности человека; в научной, в прогностирующей, в личностно-бытовой, в обсцентной, культурной и.т.п. Кстати, эти технологии общения практически не накладывают на ее участников какие-либо обязательства или существенные нравственные ограничения.

Студенты колледжей стали распространять в социальных сетях и блогах непристойные подробности из жизни своих коллег, появились поощряемые руководством некоторых западных учебных заведений доски объявлений - форумы, где студенты могут анонимно «вывешивать» пикантные сведения о себе и своих сотоварищах, аналогичны отзывы о преподавателях. Как известно, это остается в Сети навечно. Сегодня мы так живем в мире Интернета.

Размышляя, можно придти к выводу, что это всего лишь проявление недостаточности интра- и интерличностного общения, отсутствие того, что раньше представлялось настоящей дружбой, не личными интересами в какой-то области или на короткое время, а сопереживанием и тем, что называл Сент-Экзюпери, умением смотреть в одну сторону.

Как можно предотвратить грозящую в будущем опасность, когда колоссальные объемы информации о личной жизни людей будут свободно циркулировать по миру без их ведома? Техническое решение этой задачи невозможно.

Любопытные факты- ежедневно люди выкладывают на сайтYouTube более 65 тысяч видеозаписей, в 2006 году число посетителей сайтаMySpace превысило 100 миллионов. Большая часть блогов ведется молодыми людьми младше 19 лет. Вероятно, это тяга к забытым личным дневникам жизни как этапу самоутверждения.

Следовательно, наиболее эффективный путь – это воспитание, формирование осознания необходимости того, что человек должен сохранять какую-то степень контроля над личной информацией и ее распространением, и это право должно оцениваться как фундаментальное право, дающее осмысление необходимости наличия неопределенности в культурном развитии человечества, как более тонкого понимания необходимости различия общественной и частной жизни. ( В мире науки,2008, №12,с73-77. Д. Солоув .Конец приватности?)

Четвертый раздел “Условия и свойства объектов, определяющие возможности информационного манипулирования общественным сознанием”

 

Если рассуждать с позиций информационно-психологического воздействия, то в качестве объекта воздействия выступает личность, обладающая индивидуальным сознанием. Средства воздействия рассмотрены в предыдущем параграфе. Некоторые приемы и методы воздействия обсуждались выше, но эффективность как средств , так и приемов связана с готовностью объектов к восприятию этих воздействий, определяемых условиями или свойствами самих объектов.

К таким условиям следует отнести прежде всего общий уровень информированности, общий уровень образованности и эмоциональность индивидуума. Общий уровень информированности может быть рассмотрен с позиций компетентности и глубины знаний, которыми обладает объект. При этом следует провести определенные разграничения между профессиональной и социальной компетентностью индивидуума. Социальная компетентность индивидуума проявляется в социальной адаптации к среде проживания, выражающейся в отношении к нормам организации общественной жизни государства (политическим, правовым, конфессиональным, экономическим структурам); в отношении к нормам социальных и культурных традиций, морали, ценностным критериям, мировоззрению, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях. Важными параметрами выражения социальной компетентности являются ориентация в преходящих, но актуальных явлениях социальной престижности (мода, символы, интеллектуальные и эстетические течения), а также владение элементами социальной коммуникации ( языки разговорные, профессиональные, жаргоны, статусные маркеры)/33/. Социальная компетентность личности способствует расширению сфер проявления интересов и интеллектуальных потребностей индивидуума, следовательно, возрастанию информационного общения и возможностей восприятия и осмысления действительности. Впрочем, при этом формально возрастают возможности информационного манипулирования, хотя степень их эффективности зависит от полноты, системности познаний индивидуума в воспринятых им ценностных ориентирах, проявлениях и нормах социальной культуры общества.

Для справки

В условиях индустриального общества социальная детерминированность и функциональная заданность индивидуума оказываются достаточно жесткими. Все большее значение приобретает узкий профессионализм, который, как нельзя лучше, отражает потребности современного производства и социального функционирования. Причем профессиональная компетентность нередко становится проблемой отчужденности, когда значительные группы людей вынуждены подчиняться объективным обстоятельствам вопреки их собственным потребностям и интересам. Структурирование общества по степени профессиональной компетентности в настоящее время довольно сомнительно, так как в силу социально-политических условий профессионализм объекта в определенной области может являться необходимым условием его востребованности, с другой стороны, обладание определенным уровнем квалификации не является достаточным условием для её востребованности. Это положение убедительно иллюстрируется современным состоянием нашего общества, характеризующимся небывало быстро развившимся кризисом занятости (невостребованности обществом и государством) специалистов умственного труда: научно-технических кадров высокой квалификации, творческих специальностей, специалистов в области управления. Массовый отток за пределы страны невостребованных на настоящем этапе развития государства специалистов приводит к разрушению отдельных отраслей производства, диспропорции развития науки и современных технологий, обеднению духовного потенциала страны, объясняется социальной неадаптированностью конкретных людей, незащищенностью со стороны государства и информационным воздействием сторон, заинтересованных в приобретении специалистов. Этот процесс, безусловно, относится к межкультурной коммуникации, хотя и носит на настоящем этапе слабо выраженные обратные связи, не отвечающие интересам государства..

Так как социальная стратификация общества, определяемая процессами формирования «среднего класса», порождает систему ценностей, в которой существенно снижены критерии социальных идеалов и интерес к целенаправленной творческой деятельности, то это имеет непосредственное отражение в тенденциях развития общего уровня информированности конкретного человека. Мозаичность и поверхностность знания, слабость побудительных причин и социальной обоснованности к его расширению и развитию творческих проявлений личности, недостаточная защищенность личности со стороны государства, повышение мотивационной отчужденности личности и результатов труда вызывают искажение форм взаимодействия личности и общества, личности и личности ( недоверие, замкнутость, криминализованность и т.д.). Ценностные ориентиры общества на настоящем этапе полярно детерминируются в области материального достатка для одних категорий людей или физического выживания для других. Борьба за выживание, дискредитация привычного прошлого, криминализация настоящего способствуют потере устойчивости индивида в социальном отношении для значительной части населения страны, и соответственно повышению его подверженности информационному манипулированию.

Появление в печати ежедневных сообщений об убийствах предпринимателей разного уровня в большинстве случаев сопровождаются констатацией либо криминального прошлого жертвы или его связей с этим миром; бывший вор - уважаемый бизнесмен, откровенный обманщик - политический деятель, конечно, явления переходного периода, имеющие свои аналоги в историческом прошлом, но они ломают устоявшиеся и пропагандируемые ранее представления о ценностных категориях общества, общечеловеческих ценностях добра и зла, преступления и наказания. Информированность личностинаправлено организуется на бытовом уровне сотнями богато иллюстрированных полиграфических изданий, демонстрацией аудиовизуальной продукции сомнительного качества не только в художественном, но и в нравственном отношении, искажающими фактические и исторические события; большинство героев фильмов являются представителями маргинальных слоев общества, носителями ценностей криминальной микросреды; книжные полки трещат под тяжестью низкопробных изданий; выставочные залы сотрясаются от возбуждения перфомансов, эротических международных выставок с живыми экспонатами, зататуированными до смерти свиньями (Артсалон в Манеже 2000 года). Общественная апатия родила спрос на динамичные по форме, возбуждающие (компенсирующие внутреннюю бездеятельность или безысходность) произведения литературы и искусства. Средствами масс- и поп - культуры культивируется эстетика безобразного, вульгарного как норма. Например, отечественные песенные традиции отличались глубинными смыслами текстов или остротой фольклёрного стихосложения, особым колоритом мелодии. О. Шпенглер в своем культурологическом труде “Закат Европы”, отмечал, что русская музыка воспринимается западным слушателем как очень грустная. Большинство русских народных мелодий восходят своими корнями к церковным песнопениям с их торжественностью, возвышенностью голосовой полифонии и глубинностью смысловой нагрузки. В настоящее время самым большим дефицитом в песенном искусстве стало слово, смысл, мелодика, её заменил жесткий ритм, оглушающий звук и низкие частоты наряду со световыми эффектами, воздействующие на возбуждение центров агрессии. Впрочем, и исполнительская культура нередко представляет собой товар сомнительных качеств. Явления массовой культуры отображают уровень потребностей общества и определяют ориентацию его развития, заполняя ниши в социокультурной структуре общества; их информационная значимость возросла с развитием современных средств массовой коммуникации. Явления поп – культуры, несомненно, представляют собой один из механизмов информационного манипулирования определенными, социально незрелыми слоями общества, с идеологией маргинализации как выражения свободы “личности “.

Таким образом, уровень информированности как многофакторный компонент не может трактоваться однозначным определяющим условием готовности индивидуума к восприятию информационного манипулирования.

Общий уровень образованности индивидуума, безусловно, является индивидуальным проявлением усвоения элементов, парадигм культурной компетенции, которые он постигает ещё с детства и постоянно коррелирует в соответствии с социальным окружением и общением в течение всей жизни. При этом с детских лет им усваивается информация, необходимая для социального взаимодействия в ракурсе конкретного общества. По существу система образования, являясь стержневой основой для воссоздания культурной личности, должна способствовать организации системы получения взаимно- и логично связанной совокупности знаний, выработки умений и представлений для дальнейшей профессионализации и развития компетенции. Известно, что индивидуальная картина мира непостоянна, она меняется во времени, осуществляя собой знаковую историчность осмысления действительности в рамках индивидуального и одновременно коллективного опыта. Она приобретает новые смыслы в пространственных координатах окружающего мира, но она несет модальную для общества структуру ориентиров, которая формируется процессами образования и воспитания. Разрушение этой структуры может происходить при революционных катаклизмах социального порядка с последующей заменой системы ценностных ориентиров, которые задаются элитой общества, но это процесс болезненный и требующий времени. Каждый человек, обращаясь к тем или иным явлениям, посредством знаковых форм реконструирует действительность только ему присущим образом в соответствии со своей индивидуальной картиной мира, но с опорой на усвоенные социальные ценностные ориентиры, в соответствии с уровнем компетентности как результатом образования. Например, невежество является одним из источников угроз информационной безопасности личности, иллюстрациями могут служить заряженная с помощью телевидения вода, делающая ее лечебной; летающие над Эйфелевой башней наши отечественные колдуны. Продолжительное время выходила в телеэфир передача “Третий глаз”, по существу не просто рекламирующая целителей, магов, шаманов, но и пропагандирующая их мошенническое, мистическое мировоззрение, псевдорелигиозное и псевдонаучное, сегодня она имеет продолжение в разного рода прогнозных, астрологических предсказаниях, используя возможности канального телевидения или интернет-сетей.

Таким образом общий уровень образованности в совокупности с общей информированностью способствует самостоятельному анализу и осмыслению информации, поступающей к индивидууму, следовательно, может позволить человеку сознательно создавать барьеры для манипулирования его сознанием.

Нельзя не согласиться с утверждением Р.Лэнга о том, что мы отделены друг от друга и связаны друг с другом физически посредством пространства. Отделены и соединены нашими точками зрения, образованием, прошлым, организациями, группами, членством, идеологиями, социально-экономическими интересами, темпераментом. Люди вынуждены обмениваться, делиться своими профессиональными навыками, умениями и познаниями в различных сферах жизни, передавать друг другу свое эмоциональное состояние. Человеческая деятельность всегда приобретает определенную эмоциональную окраску, так как эмоции и проявления волевых качеств теснейшим образом увязаны с психическими процессами, в том числе и определяющими межличностное общение (памятью, мышлением и речью). Эмоциональные характеристики каждой человеческой особи во многом определяются наследственностью, которая функционирует в сигнально-знаковых режимах. Часть этих знаков человек в состоянии выразить словами, в речи, часть только кинестетически (в движении, мимике), часть в поведении. Другим источником формирования эмоций является индивидуальный опыт. Эмоции можно рассматривать как выражение искренности данного момента, которое, минуя механизмы логического контроля, оказывает влияние на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.Эмоции являются одним из средств передачи информации о состоянии индивидуума, проявляющиеся в характерных внешних выражениях. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний явления и ситуации окружающего мира и являются одним из наиболее значительных механизмов регуляции поведения и деятельности человека. Именно поэтому эмоционально-волевая сфера направлено используется для оказания воздействия извне с целью изменения эмоциональных состояний и стимулирования определенных типов поведения. Чтобы оказывать такое воздействие, необходимо сначала спровоцировать перекосы в функционировании отдельных компонентов психики объекта воздействия. Наиболее эффективным в этом случае является выведение его из состояния душевного равновесия. Этому способствуют общее (физическое и психическое) утомление; провоцирование крайности эмоциональных пиков и спадов; развитие и поддержание проявлений психической нестабильности и стрессовых ситуаций; создание эмоционально-психических убежищ (ниш в виде разного рода культов, объединений по интересам). Конечным этапом является нарушение устойчивости объекта воздействия, вытеснение прежних ценностей и внедрение новых установок и стереотипов восприятия и поведения. Главным средством для этого служат создание ситуации, оказывающей сильное воздействие на чувства; пробуждение обычно сдерживаемых, контролируемых сознанием проявлений страха, ненависти, зависти, самодовольства и их массовое распространение. Известно, что обращение к эмоционально возбужденной аудитории не может строиться на ее мыслительных возможностях, чаще всего люди (индивидуальные личности и их объединения) в этих ситуациях полагаются на внешнее впечатление, отвергая пусть временно разум и логику. А.Моль подчеркивал, что «толпу не убеждают доводами, а эмоциями», в современных условиях средства массовой коммуникации используют прием принудительной проекции человеческой психики на элементы культуры . Причем сообщения действуют на получателя информации на различных уровнях глубины его сознания от мира действий, мира мнений до области подсознательных слоев бытия( либидо).

Воздействие на эмоции и высший продукт развития эмоций – чувства является обязательным условием информационного манипулирования сознанием. Для этого используются любые чувства, лишь бы устранить, хотя бы на время здравый смысл, способность к анализу и осмыслению сообщения, например, чувство справедливости или чувство страха.

Для справки

Использование механизмов культивирования страха и возбуждение чувства справедливости было важной и весьма эффективной частью периода перестройки и реформ, для этого годилось все: игра цифрами, несоответствующими действительности при освещении событий прошлого и настоящего, дискридитация авторитетов, высмеивание ценностных ориентаций общества, истерия перед мнимой опасностью, прямые устрашения, откровенная ложь, массированное вливание негативной информации и т.п. Профессор Мичиганского университета В.Э. Шляпентох пишет о том, что страх за свою жизнь влияет на многие решения россиян – обстоятельство, практически неизвестное в 1960 –1980 годах…Судьи боятся, и не без оснований, обвиняемых, налоговые инспекторы - своих подопечных, милиционеры – преступников. Водители смертельно боятся даже случайно ударить другой автомобиль, ибо “жертва” может потребовать компенсации, равной стоимости новой машины или квартиры и т.п.

Эмоциональная неустойчивость, являясь отражением общей нестабильности, связана с психологической безопасностью человека, так как порождает внутреннюю психическую готовность к массовым психозам. И в этом аспекте информационное манипулирование в условиях современного информационного общества играет главенствующую роль. Достаточно вспомнить транслируемые на всю страну сеансы массового внушения Кашпировского, воскресные проповеди из-за океана, широко рекламируемых “колдунов в пятом поколении” и подобных им, многократные обещания конца света… Сегодня в России влияние сектанства, мистики, оккультных “наук” становится важным фактором общественной жизни. При обсуждении приемов и методов информационного манипулирования в разделе, рассматривающем психологическое состояние объектов, нами были приведены некоторые универсальные приемы воздействия на психику человека, основанные на использовании различных закономерностей восприятия, мышления и эмоциональной сферы человека. Дополнительно хотелось обратить внимание на группу личностных или психологических уловок, основанных на раздражении оппонента, унижении личных качеств, лести, игре на самолюбии, использовании чувства стыда. Эти уловки зачастую направлены на дискридетацию имиджа политического деятеля и соответственно его позиции в целом, они определяют формирование преимущественно эмоциональной оценки получателя информации и создают прямую угрозу для адекватной ориентации в социально-политической ситуации.

Для справки

Злоупотребление “свободой слова” приводит к тому, что среди позитивных установок личности преобладают интерес и надежда, а среди негативных ощущений ключевую роль играют тревога, беззащитность и усталость, обман (чувства, испытываемые респондентами при просмотре информационных телевизионных передач по результатам российского социологического опроса 1996 года). При этом отрицательные эмоции в целом доминируют над положительными в приблизительном соотношении 10 : 1. В отношении чувства обмана в наибольшей степени оно присуще служащим(61%), пенсионерам (60%), среди лиц, относящих себя к “низшему классу”(63%), а также в среде рабочих (53%) и сельских жителей(55%).Эти данные приведены в исследованиях известного социолога А.Т. Хлопьева /88, с.48/ Дестабилизирующая информация способствует усилению чувства переживания кажущейся или реальной непреодолимости жизненных обстоятельств, то есть потери чувства устойчивости, росту фрустрации, внутреннего конфликта личности.

Методы психологической защиты, направленные на активизацию функционирования таких защитных механизмов как подавление (нежелание знать или понимать), замещение (поиски виноватого), проекция (перенос на другого), отрицание (незамеченная информация), интеллектуализация (нахождение оправдания), регрессии (отказ от самостоятельного решения) приводят к изменению содержания сознания, в многих случаях осложняют коммуникативно-личностные отношения в поведенческом плане. Другой известный механизм связан с процессом согласования новой информации с когнитивными структурами личности и требует постепенной замены элементов информации, добавления новых, снижающих значимость тех информационных воздействий, которые не соответствуют имеющимся установкам. Это требует системной последовательной работы по восстановлению мировоззренческих установок, жизненных ориентиров, нередко психического здоровья личностей, ставших жертвами информационно-психологических воздействий через СМИ, проповедников, пропагандистов. Таким образом, в настоящее время целесообразно говорить о развитии механизмов, защитных мер, снижающих влияние эмоционального фактора как необходимого и достаточного условия для осуществления информационного манипулирования ( управления общественным сознанием).

 

Исходя из изложенного, можно констатировать, что информационные технологии манипулирования целенаправлены на значительную часть потребителей информации и в условиях развития процесса монополизации источников информирования, отсутствия ограничений на распространение информации фактически выполняют функции управления в государственных и межгосударственных масштабах. В связи с этим формируются несколько уровней проблемы обеспечения информационной и психологической безопасности населения. Один из них связан с обеспечением безопасности личности как условия интеллектуального выживания индивидуума в рамках социального функционирования его в современном информационном пространстве.

 

Использованная литература

1. Вазюлин В.А. Рассудочное и разумное мышление в развитии познания//Диалектика процесса познания. М.,1986.

2. Дризе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.,1984.

3. Желтухина М.Р. Специфика масс-медиального дискурса//Язык и общество на пороге нового тысячелетия:итоги и перспективы( Межд. конф., Москва,23-25октября 2001 г.) М.,2001

4. Збруева Н.А. Информационная безопасность личности .Культурологический аспект. Диссер.канд. культурологии. М.,2001.

5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.,1997.

6. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М.,2001.

7. Моль А. Социодинамика культуры. М.,1973, перизд. 2006.

8. В мире науки. Спецвыпуск,2008,№12.

 

Лекция №4






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.