Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Индекс ВНП в постоянных ценах после второй мировой войны

ТЕМА 9.

ХозяйствА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ПЕРВАЯ половина XX ст.)

Цель занятия

Рассмотреть экономическое положение стран западной Европы после второй мировой войны. Познакомиться с основными экономическими идеями Дж. М. Кейнса и его последователей.

 

План лекции

Экономические последствия второй мировой войны

Национальные программы возрождения экономики.

Теория Дж. М. Кейнса

Эволюция современного неокейнсианства

 

 

Экономические последствия второй мировой войны

Вторая мировая война (1939–1945 гг.) стала крупнейшей экономической катастрофой. Экономические итоги второй мировой войны:

· огромные человеческие потери;

· уничтожение национального богатства на сумму свыше 316 млрд. долл.;

· деформация структуры экономики;

· повреждение инфраструктуры;

· финансовая дестабилизация, усиление экономической мощи США;

· создание двух военно-политических блоков НАТО и ОВД;

· крушение всей колониальной системы;

· создание мировой системы социализма;

· укрепление положения Швеции и Швейцарии.

Военные действия, а, следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции, на их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % – нефти, 53 % – выплавки стали, 17 % – производства зерна, 63 % – кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.



Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). А несколько ранее в апреле 1944 г. было провозглашено создание международного валютного фонда (МВФ). Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

Страны Западной Европы оказались в тяжелом экономическом состоянии. Так, если в США ВНП (без учета инфляции) в период между 1938 и 1945 гг. увеличился со 100 до 165 пунктов, то в Западной Европе за этот же период среднее значение индекса понизилось со 100 до 87. Показатель для Японии был еще более низким (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Индекс ВНП в постоянных ценах после второй мировой войны

(1938 г.=100%)


 

Сразу же после войны Соединенные штаты смогли быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. Если во время войны половина всех производственных мощностей была задействована в выпуске военной продукции, то к середине 1947 г. переход был практически завершен, а уровень общей занятости повысился. Основу этих достижений составили следующие факторы:

· хорошая организация государственного управления;

· программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта;

· быстрый рост частного потребления;

· расширение инвестиций в запасы и оборудование;

· государственная политика экспорта благ и услуг.

Укрепление экономического положения США позволило им осуществлять новую внешнеэкономическую стратегию, получившую название «Пакс Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946–1947 гг., послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики. Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя западноевропейским странам краткосрочные кредиты, сумма которых к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн. долл. Однако начало «холодной войны» потребовало смены тактики. Так появился знаменитый план Маршалла, выдвинутый 5 июня 1947 г. (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Основное содержание плана Маршалла

Участники Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ
Цели плана · обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы; · повышение отдачи от американской помощи; · создание рынка сбыта для наукоёмкого производства США; · противостояние восточному блоку.
Основные направления плана · модернизация инфраструктуры; · увеличение объёмов производства; · рационализация структуры экономики; · рационализация производства в сельском хозяйстве и лёгкой промышленности; · денежная и финансовая стабилизация.
Инструменты · финансовая помощь (17 млрд. дол.) в виде дотаций, займов или финансирования поставок под гарантии американского правительства; · консультационные услуги.
Результаты · создание Европейской организации экономического сотрудничества (1948 г.); · либерализация торговли и платежей; · увеличение выпуска продукции в базовых отраслях с 1947 по 1950 гг. на 50%; · повышение конкурентоспособности европейских товаров на внешнем рынке; · изменение структуры экспорта европейских стран (увеличение доли промышленных товаров).


9.2. Национальные программы возрождения экономики

На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающе выглядела Германия. В 1946 г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Инфляция достигала 600 % к довоенному уровню. Разработанные еще в ходе второй мировой войны и окончательно согласованные на Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. принципы послевоенного устройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., в том числе в виде оборудования.

Источники репараций:

· изъятие из национального богатства;

· товарные поставки сельскохозяйственной продукции;

· использование труда военнопленных;

· доход из зон оккупации стран-победителей.

Основной целью реформирования экономики Германии стало формирование социально ориентированного рыночного хозяйства. Его теоретические основы были разработаны еще в 30-е гг. представителями фрайбургской школы.

Инструменты механизма социально ориентированной рыночной экономики:

· господство в экономике частной собственности;

· поддержание конкуренции без монополии;

· принцип свободного ценообразования;

· стабильность денежного обращения;

· экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей.

Начало функционирования модели социального рыночного хозяйства в Западной Германии относится к середине 1948 года, когда начала осуществляться хозяйственная реформа Эрхарда. Она состояла из двух частей: денежной и ценовой реформ.

Еще в начале 1948 г. по американскому образцу был основан Банк немецких земель. В Германии стала складываться двухуровневая система, в которой Центральный банк был наделен следующими функциями:

· учет векселей;

· операции на свободном рынке;

· регулирование денежного рынка (определение резервов коммерческих банков);

· все платежные операции с заграницей;

· эмиссия денег.

21 июня 1948 г. с объявления рейхсмарок недействительными началось осуществление денежной реформы. Замена рейхсмарок дойчмарками по курсу 100: 6,5 привела к тому, что 93,5 % денежной массы уничтожилось. При этом зарплата и пенсии пересчитывались в соотношении 1:1, что стимулировало труд и гарантировало прожиточный минимум. Половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 10:1, вторая половина была заморожена и позже обменивалась по курсу 20:1. Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 10:1. Обязательства банков и других учреждений старой Германии в основном аннулировались.

4 июня 1948 г. был обнародован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен. Цены отпускались на свободу, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения. Однако свободные цены не распространялись на ряд продуктов питания, некоторые виды сырья (уголь, чугун, сталь, минеральные удобрения), а также на жилье и энергоносители. Кроме того, государство вплоть до обратимости западногерманской марки в начале 50-х гг. сохраняло за собой монополию во внешней торговле. Несколько позже для обеспечения условий свободного развития предпринимательства была проведена налоговая реформа: снижение ставок подоходного налога, налогов на предпринимательскую деятельность и прибыль корпораций. Максимальная сумма налоговых ставок снизилась с 95 до 65 %.

Все эти меры стимулировали процесс образования внутренних источников капиталовложений, которые в дальнейшем обусловили «немецкое экономическое чудо».

«Экономическое чудо» – процесс, характеризующийся быстрыми темпами экономического роста определенного государства при не менее быстром улучшении жизненного уровня его населения.

Если индекс промышленного производства Германии в 1948 г. составлял лишь 63 % по сравнению с 1936 г., то в 1950 г. он достиг 113,7, а в 1951 г. – 136. Реальная заработная плата росла в течение всего времени с начала экономической реформы темпами, превышающими 5 % в год.

В Японии восстановление народного хозяйства происходило гораздо медленнее и значительно трудней. Это объяснялось двумя важнейшими причинами:

· отсутствием рынков быстро развивающихся стран;

· длительным периодом обновления институциональной системы по американскому образцу.

Сразу после окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. В развитии экономики страны в условиях оккупации можно выделить два основных периода:

1. 1945–1946 гг. – осуществление демилитаризации и демократизации.

2. 1947–1950 гг. – выработка курса реформ и начало их реализации.

В первый период были проведены изменения в социальной и институциональной сфере. В марте 1946 г. проводится конфискационная по своему характеру денежная реформа, которая свелась фактически к изъятию свободных наличных денег у населения при ограничении выдачи денег со счетов (500 иен ежемесячно). В октябре 1946 г. аграрная реформа лишила владений крупных помещиков, не использовавших свои земли, и просто разукрупнила большие хозяйства, хотя и используемые их владельцами. Земледельцы-арендаторы получили земли в собственность. Там, где система аренды сохранилась, денежная плата владельцам была заменена натуральной. Разрушению также подверглись крупные земельные кланы (дзайбацу), контролирующие тяжелую промышленность и банковскую сферу. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний. Особую роль для развития японской экономики сыграло решение о запрещение иметь собственную армию. Это обстоятельство повлекло за собой необходимость более глубокой перестройки экономики, чем в Германии, и дало дополнительные источники финансирования.

После принятия в 1947 г. новой японской Конституции США начали осуществлять новую политику по стимулированию экономического роста страны, которая в 1949 г. приняла форму «плана экономической стабилизации» Японии. Известным американским финансистом Д. Доджем был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 % увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установления государственного контроля над ценами и т. д. По рекомендации Д. Доджа были внесены существенные изменения в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый «эквивалентный» фонд, который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, поставлявшихся ранее в порядке помощи. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 долл. США. Важную роль в процессе восстановления экономики Японии сыграла война в Корее. Поступления от американских военных заказов в 1950–1953 гг. достигли 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов.

В результате в 1949–1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950–1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945–1949 гг. Таким образом, за оккупационный период японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. За основу послевоенной экономической модели развития Японии была взята теория Кейнса. При этом японская модификация кейнсианской концепции обеспечила стадию интенсивной индустриализации страны в 50-70-е гг.

Теория Дж. М. Кейнса

Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) выдающийся английский экономист XX века является основателем нового направления экономической науки, получившего название кейнсианство. Его главный труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) произвел переворот в экономической мысли XX века, и экономисты говорили о «кейнсианской революции». Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.

Кейнс подверг критике два ключевых тезиса классиков:

1. о полной занятости всех ресурсов, в том числе и трудовых, из которых следовало, что безработица может носить либо фрикционный (связанный со сменой места работы), либо добровольный характер, связанный с нежеланием части работников трудиться за ту плату, которая предлагается им на рынках труда;

2. «закон рынков Сэя», согласно которому, предложение само рождает спрос». Кейнс писал, что доходы больше чем спрос, цены меняются не так быстро, не успевая при этом уравновесить спрос и предложение, отсюда в самой экономике заложена причина кризиса перепроизводства, т.е. причина кризиса эндогенна. Отсюда Кейнс обосновывает необходимость государственного вмешательства в экономику.

В отличие от классиков и неоклассиков, рассматривающих, в основном, микроэкономические проблемы, Кейнс делает акцент на макроэкономических показателях - национальном доходе, инвестициях, накоплениях, сбережениях, потреблении и производстве в масштабах всего общества, сделавших его основоположником макроэкономики, как самостоятельного раздела экономической теории.

Главную роль он отводил эффективному спросу, а не предложению, как было у классиков и неоклассиков. Под эффективным спросом он понимал совокупность потребительских расходов (потребительский спрос) и инвестиции (инвестиционный спрос).

Главной причиной недостаточности потребительского спроса, по Кейнсу, является «основной психологический закон» человека: «С ростом доходов люди склонны увеличивать потребление, но не в той же мере, в какой растет доход».

Этот закон работает и в обратном направлении – со снижением дохода потребление уменьшается, но в меньшей степени, чем снижается доход. Из этого следует, что грамотное перераспределение части доходов в пользу малоимущих например, посредством налогообложения и выплат социальных пособий) может привести к увеличению совокупного потребительского спроса.

Главная причина недостаточности инвестиционного спроса – отсутствие стимула к инвестированию, который зависит от нормы процента и политической стабильности. Инвестировать, по Кейнсу, означает купить какое-то благо ради того дохода, который от него ожидается в будущем. Высокий ссудный процент угнетающе действует на инвестиционный процесс. Поэтому государству необходимо заботиться о поддержании ставки процента на приемлемом для предпринимателей уровне.

Главная проблема, которую стремился решить Кейнс, состояла в том, чтобы выяснить, с какими факторами связаны колебания производства и занятости. Вопрос о занятости практически не волновал классиков и неоклассиков. Они считали, что сбережения всегда равны инвестициям, предложения и спрос на рынке труда регулируются ставкой заработной платы. Если возникает излишек рабочей силы, возможно снижение зарплаты, и все безработные найдут себе работу по более низкой заработной плате.

Кейнс же считал, что денежная заработная плата вообще не участвует в регулировании на рынке труда, т.к. государством установлен ее минимальный уровень, а также снижению зарплаты препятствуют профсоюзы. Отсюда, если предложение труда опережает спрос, а зарплата не может понижаться, то наступает безработица.

По Кейнсу, возможность появления безработицы существует в самой системе. За счет выталкивания части рабочей силы в безработные, в экономической системе восстанавливается равновесие, т.е. возможно общее равновесие при неполной занятости.

Уровень безработицы и размеры общественного производства зависят от трех факторов:

· психология потребителей;

· эффективность капитальных вложений;

· норма процента.

1. Кейнс рассматривает две склонности человека: склонность к потреблению и склонность к сбережению. Первоначально, по мере роста дохода, срабатывает склонность к потреблению, которое растет такими же темпами, как растет доход. Затем на определенном этапе человека появляется склонность к сбережению (Кейнс рассматривает восемь стимулов к этому: скупость, на случай непредвиденных обстоятельств, оставить наследство и т. д.) и потребление снижается, т.е. потребление растет меньшими темпами, чем растет доход, что обусловливает снижение эффективного спроса.

2. Эффективность капитальных вложений снижается с увеличением размеров капитала в силу закона убывающей производительности капитала. Если ожидаемая норма прибыли не сильно отличается от нормы ссудного процента, то частные предприниматели не будут заинтересованы вкладывать инвестиции, т.е. побуждение к инвестициям существует до тех пор, пока снижающаяся предельная эффективность капитальных вложений не упадет до нормы процента.

3. Процент по Кейнсу, плата за заем денег, за расставание с ликвидностью. Норма процента прямо пропорциональна предпочтению ликвидности и обратно пропорциональна количеству денег в обращении.

Когда происходит снижение эффективного спроса, объема производства и рост безработицы, то существуют два пути регулирования государством спроса:

· кредитно-денежный (государство понижает ставку ссудного процента путем увеличения количества денег в обращении);

· бюджетный (государство вкладывает инвестиции и производит закупки за счет государственного бюджета).

Кейнс отдавал предпочтение второму пути , т.к. во время спада в экономике частные предприниматели слабо реагируют на понижение ставки ссудного процента. Кроме того возможен случай, когда дополнительный выпуск денег не приводит к снижению ставки процента, возникает так называемая «ловушка ликвидности».

В теории Кейнса важную роль играет мультипликатор – коэффициент, выражающий зависимость прироста дохода от прироста инвестиций. Механизм мультипликатора инвестиций состоит в следующем: инвестиции в какую-либо отрасль вызывают соответствующее увеличение производства и увеличение занятости.

Результатом этого является дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что вызывает расширение их производства в соответствующих отраслях. Последние предъявят дополнительный спрос на средства производства и т. д. Это явление можно образно сравнить с камнем, брошенным в воду, от которого во все стороны расходятся круги.

Мультипликатор увеличивается в том случае, когда увеличение доходов потребители используют на потребление, т.е. растет склонность к потреблению, мультипликатор снижается, когда растет склонность к сбережениям.

Однако существуют ограничители мультипликационного эффекта. Мультипликация имеет место при наличии свободной рабочей силы и незадействованных производственных мощностей. В этом случае происходит «дешевое» наращивание выпуска продукции за счет незначительных денежных вложений. Большое внимание Кейнс уделял решению проблемы безработицы с помощью организации общественных работ. Увеличение расходов на организацию общественных работ и вложение государственных инвестиций возможно даже за счет роста дефицита государственного бюджета, т.е. говорил о необходимости проведения дефицитного финансирования. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляции, по мнению Кейнса, являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильное повышение уровня национального дохода.

Со второй половины 30-х годов XX в. кейнсианство превращается в ведущее направление западной экономической мысли. В силу того, что оно более реалистично описывало хозяйственный механизм межвоенной и до определенного рубежа – послевоенной западной экономики, оно оказало решающее влияние на развитие многих направлений экономической науки, стимулировало дальнейшее исследование потребительской функции, мультипликатора, экономического роста, государственного регулирования в целом. Такова вкратце суть кейнсианской теории государственного регулирования экономики, оценка которой, в трудах современных экономистов явно неоднозначна.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.