Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 1. Понятие, назначение и система уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальное законодательство.

Семинар 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие и сущность уголовного процесса. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», «правосудие».

2. Назначение (задачи) уголовного процесса и способы их достижения. Соотношение задач уголовного процесса и задач отдельных стадий.

3. Понятие и система стадий уголовного процесса. Классификация и общая характеристика отдельных стадий уголовного процесса.

4. Понятие и содержание уголовно-процессуальных отношений. Уголовно-процессуальная форма и ее значение для решения задач уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальные функции и их реализация на различных этапах судопроизводства.

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1. Исторические типы уголовного процесса. Типология российского уголовного судопроизводства.

2. Уголовно-процессуальные гарантии.

3. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями права и учебными дисциплинами.

4. Основные этапы развития уголовно-процессуальной науки.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

При изучении первого вопросаследует учитывать, что понятие уголовного процесса является дискуссионным и в учебной литературе можно встретить множество его определений. Термин «уголовный процесс» можно встретить в УПК, однако в ст.5 он не раскрывается в качестве основного понятия. Рекомендуется выписать в тетрадь три-четыре определения, данные в учебниках разных авторов, и сравнить их, выделив общие признаки и отличия.

Практически все ученые включают в понятие «уголовный процесс» деятельность уполномоченных органов и должностных лиц. Поэтому, анализируя данное понятие, обратите внимание на разное его значение для достижения задач уголовного процесса, деятельности органов предварительного расследования и суда. Ответьте на вопрос: кто является главным субъектом уголовно-процессуальной деятельности и почему?



При подготовке и ответе на вопрос рекомендуется так же обратить внимание на соотношение уголовно-процессуальной и административной деятельности, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, которое удобнее проводить по линиям сходства и отличия этих разновидностей государственной деятельности.

Анализируя соотношение понятий «уголовный процесс», «правосудие», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», следует обратиться к ст. 118 Конституции РФ (в ней раскрывается понятие правосудия) п.п. 55, 56 ст. 5 УПК (раскрываются понятия «уголовное судопроизводство» и «уголовное преследование»). Необходимо разобраться, какие отличия и сходства есть в этих понятиях, какие из них шире или уже по содержанию и чем.

Одним из признаков уголовно-процессуальной деятельности является форма ее осуществления – только в рамках уголовно-процессуальных отношений. С привлечением ранее полученных знаний теории права о правоотношениях необходимо уяснить понятие, содержание, специфику и состав уголовно-процессуальных отношений.

При изучении второго вопросанеобходимо, прежде всего, проанализировать положения ст. 6 УПК, обратив особое внимание на соотношение ч. 1 и ч. 2 ст. 6 УПК. Следует учитывать, что в юридической литературе положения ч. 2 ст. 6 УПК рассматриваются по-разному: либо как продолжение перечня задач, сформулированного в ч. 1 ст. 6 УПК, либо как способы достижения задач, обозначенных в ней. Определитесь, какая из точек зрения, на ваш взгляд, более предпочтительна, и попытайтесь ее аргументировать.

Наиболее полный ответ на вопрос предполагает сравнительный анализ задач уголовного права и уголовного процесса. Сравните постановку задач в ст. 2 УК[1] и ст. 6 УПК, сделайте выводы. Кроме того, рекомендуется проследить трансформацию задач уголовного процесса от УПК РСФСР к УПК РФ, для этого необходимо провести сравнительный анализ ст. 2 УПК РСФСР[2] и ст. 6 УПК РФ.

Дополнительным вопросом, который следует подготовить для обсуждения на семинаре, является соотношение категорий «задачи» отрасли права и ее «принципы» (с учетом того, что ст. 6 УПК помещена в главу «Принципы уголовного судопроизводства»).

При изучении третьего вопроса, помимо уяснения понятия стадии уголовного процесса, основных, характеризующих стадию признаков и перечня стадий, важно обратить внимание и на значение для судопроизводства разделения его на стадии. Раскрывая классификации стадий, определитесь с ответом на вопрос: в чем проявляется исключительность стадий кассационного и надзорного производства, а также производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?

При изучении четвертого вопроса необходимо учитывать, что в теории уголовного процесса существует понимание процессуальной формы в «узком» смысле этого слова (порядок производства отдельных следственных, процессуальных действий, порядок их оформления; порядок принятия и оформления процессуальных решений по делу) и в «широком» смысле (порядок построения уголовного процесса и прохождения уголовного дела от начальной его стадии и до исполнения приговора; порядок и формы досудебного производства, производства по делу в суде).

Соблюдение формы - одно из условий законности производства по уголовному делу. При подготовке к ответу попытайтесь сформулировать ответы на вопросы: для чего необходима процессуальная форма и каковы последствия ее нарушения?

Далеенеобходимо учитывать, что уголовно-процессуальными функциями принято считать основные направления уголовно-процессуальной деятельности. Единого мнения о количестве таких функций не существует и в учебной литературе можно столкнуться с различным их перечнем. На наш взгляд, изучая данный вопрос, можно остановиться на рассмотрении трех общепризнанных функций: обвинения, защиты, разрешения дела (на основе принципа состязательности).

Рекомендуемая литература:

1. Уголовно- процессуальный кодекс РФ. М., 2013.

2. Безлепкин Б.Т Комментарий к Уголовно – процессуальному кодексу РФ. М., 2010.

3. Колоколов Н.А. Уголовное судопроизводство: теория и практика. Научно-практическое пособие М., 2010.

4. Башкатов Л.Н. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М., 2011.

5. Калинин В.Н. О взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального права // Следователь. 2006. № 7. С. 12.

6. Смирнов Г.К. Основные научные школы уголовного процесса: становление и перспективы // Следователь. 2006. № 11. С.17.

7. Хашимов Р.А. Категория «цель» в уголовном процессе: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

Семинар 2 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие источника уголовно-процессуального права. Правовая основа формирования системы источников. Место и значение подзаконных нормативно-правовых актов и судебных решений в уголовном процессе.

2. Характеристика источников уголовно-процессуального права (вопрос разделяется на подвопросы, посвященные отдельным источникам).

3. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1. Применение аналогии в уголовном процессе.

2. Пути разрешения коллизий между нормами УПК, между УПК и другими законами.

3. Развитие уголовно-процессуального законодательства в решениях Конституционного суда РФ.

4. Толкование норм уголовно-процессуального права.

5. Значение судебного прецедента в уголовном процессе.

6. Виды уголовно-процессуальных норм и их структура.

7.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.