Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

Кафедра педагогики

 

   

 

«Согласовано» _________________ Председатель УМК Трофимова Е.В. «Утверждаю» _______________ Руководитель ООП Гайсина Г.И.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

М2.Б.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Рекомендуется для

 

Направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Программы Социальная педагогика

 

квалификация (степень) выпускника - магистр

 

1. Целью дисциплиныявляется:

Формирование общепрофессиональных компетенций:

- ОПК-1 (способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся);

- ОПК-2 (использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации);

- ОПК-6 (владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности);

ОПК-4 (умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении).



2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 26 часов аудиторных занятий, 19 часов самостоятельной работы и 27 часов – экзамен. В интерактивной форме проводятся 6 часов учебных занятий. На заочном отделении трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них аудиторных занятий – 16 часов, СРС – 47 часов.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:дисциплинаотносится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части ООП (М.2).

Для изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- общественно-исторические факторы развития образования;

- методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой;

- признаки и показатели уровня психического стресса, способы их интерпретации;

- способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка.

Уметь:

- применять этические нормы в организации профессиональной деятельности;

- оценивать особенности социальной и культурной среды в реальной ситуации развития;

- оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства;

- выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий.

- оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и разрабатывать научно обоснованные методы повышения их эффективности с учетом возрастных критериев и норм;

- апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);

- исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе в поликультурной среде.

Владеть:

- современными компьютерными средствами и инновационными технологиями организации профессиональной деятельности (в том числе, информационными и сетевыми технологиями);

- современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

Сопряженно с данной дисциплиной реализуются «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Социальная психология образования», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». Дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» является завершающей в базовой (общепрофессиональной) части и является предшествующей дисциплинам специальной части профессионального цикла ООП.

 

4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции;

- показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека;

- способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно-воспитательном процессе;

Уметь:

- проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную);

- организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся;

- организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Владеть:

- способами организации и оптимизации познавательной и исследовательской деятельности;

- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

- принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

- современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

- методами активного обучения;

- современными (в том числе организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость в часах Семестры  
 
ОДО ОЗО  
Аудиторные занятия:          
Лекции (ЛК)          
Практические занятия (ПЗ)          
Лабораторные работы (ЛБ)              
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)                
Самостоятельная работа:          
             
Промежуточная аттестация экзамен (1ЗЕ)                      
ИТОГО:          
                 

 

6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления Педагогическая праксеология как общая теория педагогической деятельности. Сущность организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Законы и принципы организации профессиональной деятельности психолога и педагога. Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования. Управление как функция организации профессиональной деятельности. Теория и практика организации управления процессом психолого-педагогической деятельности. Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования. Стратегия самоорганизуемого образования. Самоменеджмент учителя.
2. Организация гуманистически ориентированного образовательного пространства Организация профессиональной диагностики и мониторинга образовательного пространства. Методы организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации. Организационно-управленческие принципы, методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок. Формирование системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении. Методы разрешения конфликтов. Тактика педагогической самоорганизации.
3. Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса Технологические основы самоорганизуемого образования. Методы и технологии организации деятельности учащихся. Организация совместной деятельности детей и взрослых (игровой, учебной, профессиональной). Организация коллективной деятельности участников образовательного процесса. Совершенствование организации по видам деятельности. Основные факторы, определяющие деятельность учащихся. Организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся. Методы консультирования, профилактики и коррекции. Разработка индивидуальных траекторий развития учащихся. Методы активного обучения. Проектирование дидактической системы интерактивного профессионального самообучения и самообразования.

6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Наименование раздела дисциплины Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий
ЛК ПЗ ЛБ СРС Всего
1. Основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления                  
2. Организация гуманистически ориентированного образовательного пространства                  
3. Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса          
  Итого:  

 

6.3. Лабораторный практикум не предусмотрен

 

6.4. Междисциплинарные связи дисциплины

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды   + +      

 

 

6.5. Требования к самостоятельной работе студентов:

 

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:

 

К типовым заданиям для самостоятельной работы студентов относятся:

· работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления; реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

· анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);

· сравнение педагогических концепций, теорий;

· участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др.

· реферирование источников по тематике учебного курса;

· сравнительный анализ трактовок сущности методологических подходов в различных источниках;

· анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания реализуемых в них культурных практик.

 

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине

Вид самостоя- тельной работы Задание Кол-во часов Форма контроля
1. Основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Индивидуальные задания   Разработайте нормативную модель организации в сфере образования Модель
Работа с учебной литературой и нормативными документами   Компетентностный подход при проектировании и реализации образовательного процесса Доклад  
Индивидуальные задания   На основе анализа государственного образовательного стандарта второго поколения определить место внеучебной деятельности в новом базисном учебном плане   Варианты Базисного учебного плана
2. Организация гуманистически ориентированного образовательного пространства
Работа с научно-методическими ма­териалами   Сформировать копилку диагностических методик психологических и педагогических обследований Копилка диагностических методик
Выполнить одно из заданий для творческого саморазвития Задание по выбору
Индивидуальные задания   Определить критерии и показатели воспитанности школьников Схема-таблица
3. Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
Индивидуальные задания Разработать социальный проект Презентация
Индивидуальные задания Разработать и обосновать индивидуальную траекторию развития ученика Защита

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература:

1.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.- М.: Академия, 2012 (16 экз.)

2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М.: Академия, 2009 (9 экз.).

3. Митяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение.- М.: Академия, 2011(10 экз.)

4. Социальный педагог в школе / авт.-сост. И.Ю.Фомичева. – Волгоград: Учитель, 2011 (9 экз.).

5. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2008 (5 экз.).

 

б) дополнительная литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2009. (9 экз.).

2. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому: инновационные формы внеучебной деятельности в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. (Библиотека директора и завуча школы) [Эл.ресурс].

3. Западный округ – игра на опережение. Руководство для управленцев и педагогов.- М.: Пушкинский институт, 2004. [Эл.ресурс].

4. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. – М.: Академия, 2008 (5 экз.).

5. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. [Эл.ресурс].

6. Коровина О.Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы.- Вологда, 2006. [Эл.ресурс].

7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 2000. (21 экз.).

8. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.[Эл.ресурс].

9. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.В. Овчарова.- М.: Сфера, 2001. (9 экз). – 2000. (26 экз).

10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009. (17 экз).

11. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. (30 экз).

12. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.В. Дубровиной.- 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2006. (10 экз.).

 

в) программное обеспечение

 

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

3. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

4. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

6. Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU –

http://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Гуманитарная электронная библиотека –

http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

10. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm

14. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm

15. Лебедев В. Коллективные творческие дела –

http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm

16. www.informika.ru

17. www.mon.gov.ru

18. www.rospsy.ru

19. http://www.psyjournals.ru

20. http://www.childpsy.ru

21. http://www.psyparents.ru

22. http://www.psychlib.ru

23. Базы данных Американской психологической Ассоциации - http://web.ebscohost.com

24. База диссертационных исследований - http://www.sciencedirect.com

25. Электронная библиотека РГБ: http://diss.rsl.ru

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники нормативных документов по организации профессиональной деятельности в современной общеобразовательной школе, сборники тренировочных тестов, компьютерный класс, мультимедиа проектор.

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

При реализации содержания программы предполагается в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» использовать разнообразные организационные формы, активные и интерактивные методы обучения для активизации познавательной деятельности магистрантов, развития их самостоятельности в процессе учения.

На лекционных занятиях раскрываются основные теоретические вопросы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, с демонстрацией разнообразных методологических, теоретических и технологических подходов к рассматриваемым педагогическим проблемам и основные пути их решения. Они призваны пробудить интерес студентов к организации и самоорганизации профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.

Семинарские занятия направлены преимущественно на развитие организационно-педагогического мышления на основе усвоенных знаний, на овладение организационными и проективными умениями, современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики, а также методами активного обучения. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью разработку собственного педагогического видения, поиска оптимального подхода к решению профессионально-педагогических и психологических проблем воспитания и обучения.

Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы магистрантов, направленные на отработку умений организации и осуществления педагогического взаимодействия и решение задач самообразования. Кроме того, самостоятельная работа магистрантов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с актуальными проблемами организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Усвоение содержания учебного курса имеет целью формирование профессиональной компетенции психологов и социальных педагогов в организации профессионального взаимодействия в образовательном пространстве школы.

Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для последующего усвоения учебных дисциплин специальной части профессионального цикла ООП.

10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

В качестве промежуточной аттестации предполагается тестирование по каждому разделу дисциплины, подготовка творческих социальных проектов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.