Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Живопись – искусство цвета. Виды живописи.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убе­дительно передавать действительность. Живопись — искусство цвета.

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого (карти­ны, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздей­ствие на мысли и чувства зрителей.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперны­ми, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверх­ность, называется живописью.Главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различ­ные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения.

Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цве­том можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контра­стами, рефлексами — ценность в живописи.

Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изобра­жение формы и пространства, образов и действий строится исключительно спомощью цвета.

Полнота охватываемых живописью явле­ний проявляется в присущих ей жанрах.

Многообразие объектов, событий и явлений в окружающем мире, при­стальный интерес к ним художников способствовали появлению в XVII в. жанровой живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, мифологического, исторического, батального, бытового (жанровая живопись) и др. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт и пейзаж могут удачно дополнять пор­третное изображение.



Живопись делится на станковую и монументальную.

Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установ­ленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.

А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значитель­ном. Монументальная живопись— это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументаль­ной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: истори­ческие события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосред­ственно с монументальной живописью смыкаются панно, мозаика и витраж, которые можно отнести также к декоративной живописи и декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монумен­тальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.

Следует отличать такие виды живописи, как иконопись, миниатюра, декора­тивная роспись, театрально-декорационная.Каждая из разновидностей живо­писи отличается спецификой технического исполнения и решения художе­ственно-образных задач.

Особое значение в истории живописи принадлежит иконописи.Это искус­ство зародилось в Византии в IV в. и распространилось на весь православный мир. Иконопись имеет культовое назначение, поэтому она определяется пра­вославной иконографией, сводом правил изображения лиц Священного Пи­сания. Необходимость следования иконографическому канону, задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала иконописцев особенным образом осмысливать духовный строй образов, их эмоциональную выразительность. Новыми психологическими мотивами, появившимися в иконописи средних веков, были нежность материнства, чувство сострадания, скорбь и радость. Иконописцы выработали систему ус­ловных приемов, отказываясь от передачи реальных изображений. Они ис­пользовали плоскостное пространство, отвлеченный, нередко золотой фон, локальные цвета, выразительность линий и контуров, ритмическое постро­ение композиции. Все изобразительные средства подчинялись задаче выявле­ния символического смысла иконы. Несмотря на единую и неизменную ико­нографию, стиль писания икон имеет региональные (школы иконописи) и исторические особенности.

В храме иконы сочетаются с архитектурой, декоративно-прикладным ис­кусством и могут быть включены в ансамбль иконостаса, отделяющего алтарь от основной части храма. Во время службы живопись иконы воспринимается в таинственном мерцающем свете лампад и свечей, в единстве с духовными песнопениями, что усиливает ее эмоционально-образное воздействие.

Икона является одновременно святыней и примером живописи, переда­ющей не земную, а божественную красоту. Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в кото­рой живопись искала идеал. Однако роль икон не сводится только к их культо­вому назначению, они отражают эстетические идеалы народа.

Древнерусская иконопись — одно из крупнейших явлений мирового ис­кусства, обладающее огромной художественной ценностью. Знаменитыми иконописцами были Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий и другие.

Рассмотрим несколько подробнее различные виды миниатюры.

Миниатюраэто художественное произведение малых размеров, отлича­ющееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью письма. Художественный язык миниатюры определяется ее неболь­шими размерами, местом в ансамбле книжного или декоративно-прикладно­го искусства. Этот язык формируется на основе национальных художествен­ных традиций.

Первоначально миниатюрами называли изображение, сопровождающее текст средневековых рукописных книг. Высокого совершенства искусство книжной миниатюры достигло в средние века в Византии, Древней Руси, странах Западной Европы и особенно на Ближнем Востоке, в Центральной и Средней Азии, Иране, Индии. Тончайшие узоры, лирические, образы и цветущие пейзажи, изысканные цвета и ритмические повторы, сложные композиции, включение в них каллиграфии отличают восточную книжную миниатюру. Средневековая книжная миниатюра до сих пор поражает нас чистотой и яркостью красок, затейливыми орнаментами, занимательностью сюжета и изящным исполнением.

В дальнейшем каждое изображение малого размера стали называть мини­атюрой. В XVI—XIX вв. широкое распространение получили живописные ми­ниатюры, особенно портретные. Их выполняли гуашью или акварелью на пер­гаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, маслом на металле, керамическими красками на фарфоре, эмалью на металле, часто в медальонах, на табакер­ках, часах, перстнях и т. д. Популярны были не только портреты, но и пей­зажи, сюжетные и орнаментальные композиции.

Особый вид представляет собой лаковая миниатюраживопись на не­больших лаковых изделиях (шкатулках, пудреницах, ювелирных украшени­ях и др.). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя. Художники русской лаковой миниатюры выработали неповторимый стиль для каждого традиционного центра.

Познакомимся поближе с еще одним видом живописи — декоративной росписью. Сюжетные живописные композиции декоративного характера, не имеющие самостоятельного идейно-образного значения, в отличие от кар­тин и монументальной живописи, а также орнаментальные композиции называют декоративной живописью. Декоративная живопись объединяет раз­личные виды росписей на отдельных частях архитектурных сооружений и на изделиях народного и декоративно-прикладного искусства.

Архитектурная декоративная роспись может выполняться непосредствен­но на стене, своде, фасаде и других элементах зданий или на холсте, который потом прикрепляется к поверхности стен и потолков.

Архитектурная роспись значительным образом изменяет внешний вид зда­ния или его интерьер. Например, декоративная роспись в русском стиле придает терему в усадьбе Абрамцево и кремлевским палатам сказочный вид. Декоративная роспись изделий традиционных народных художественных промыслов тесно связана с технологией их изготовления. Каждая локальная школа народного мастерства веками разрабатывала свои неповторимые мо­тивы и приемы росписи по дереву, керамике, стеклу, ткани, металлу и другим материалам. Об особенностях росписи хохломской деревянной по­суды, городецких досок, гжельской керамики, мезенских прялок и других изделий рассказывается в главе о народном и декоративно-прикладном ис­кусстве.

Остановимся подробнее на театрально-декорационнойживописи. Она яв­ляется частью театрально-декорационного искусства и, как оно, направлена на создание зрительного образа спектакля. Художественное оформление спек­такля также называют сценографией.

Живопись играет огромную роль в создании разнообразных декораций для театра. Они могут точно передавать место действия, эпоху, стиль и жанр воплощаемого на сцене произведения или все это передавать иносказательно и ассоциативно. Театрально-декорационная живопись зависит не только от характера произведения, но еще от режиссуры спектакля и творческой ин­дивидуальности художника. Поэтому один и тот же спектакль в разных теат­рах может иметь совершенно различное оформление, а значит, и разное значение.

В наше время театрально-декорационное искусство представляет сложную картину разнообразных тенденций и явлений. Одни художники развивают реалистические традиции декорационной живописи, а другие продолжают разнообразные поиски в области эксперимента с формой, цветом, светом и пространством. Они используют нетрадиционные материалы с разнообразной фактурой (пластик, металл, веревки, рогожу и т. п.), лазерные эффекты, лю­минесцентные краски, видеоаппаратуру, компьютерную графику и др.

Особенностью декорационной живописи является то, что она восприни­мается в условиях театрального освещения, в определенном сценическом про­странстве и может трансформироваться во времени, так как декорации бы­вают движущимися. В театре важное значение имеет синтез искусств: динамический строй декораций должен соответствовать музыкальному со­провождению и ритму сценического действия. Целостный зрительный образ спектакля складывается из драматургии, музыки, света, декораций, костю­мов и грима.

Живописный подход (способ) может использоваться не только в живо­писи, но и в других видах изобразительного искусства: в графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики, об этом уже говорилось в главе о рисунке.

Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослой­ной, включающей подмалевок и многочисленные лессировки, передающие тончайшие нюансы и оттенки цвета.

Цвет, необходимый для живописи, художник обычно составляет на па­литре, а затем краску превращает в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряжен­ным, светлым и темным.

Важными средствами художественной выразительности в живописи явля­ются кроме цвета (колорита) пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры и рефлексы. Валеры показывают тончайшие изменения тона в зависимости от освещения. Рефлексы появляются от взаи­модействия лежащих рядом цветов.

Выполнение картины может начинаться с рисунка ком­позиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.