Пиши Дома Нужные Работы


Техника акварельной живописи.

Акварель (от лат. — вода) — краски, обычно на раститель­ном клее, разводимые водой. Отсюда и название живописи этими красками.

Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные худож­никами на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в миниатюрной живописи, при ручной раскраске печатных книг.

Чистая акварель (без примеси белил) получила широкое приме­нение в начале XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка и слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает богатство тона и графические приемы. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или каранда­шом.

В XV—XVII.вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов.

Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применять­ся в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздуш­ность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Поя­вились первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации с размывками и прорисовкой деталей тонким пером.

В конце XIX в. в Италии возникла манера плотной многослой­ной акварельной живописи по сухой бумаге, с характерными звуч­ными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. В России в этой манере работали К.П. Брюллов и А.А. Иванов. Своеобразна техника портретной живописи П.Ф. Соколова (с виртуозной моде­лировкой формы мелкими штрихами и точками, широкими цвето­выми заливками). В технике акварели плодотворно работали И.Е. Ре­пин, В.И. Суриков, М.А. Врубель.

В конце XIX —начале XX в. художники, в частности В.А. Серов, все чаще употребляют акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, бронзой и другими материалами.

Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет листа бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой точной работы, почти не терпит ис­правлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления.

Акварелью можно писать быстро, чтобы передать такие явления, как ут­ренний туман, краски заката, легкость облаков, сверкание капель дождя. В технике акварельной живописи создают пейзажи, натюрморты, портреты и сложные композиции, требующие длительной работы методом лессиро­вок. Но при этом важно сохранить свежесть акварели, не «засушить» ее, избежать черноты. Акварель прочно держится на бумаге и не требует фикси­рования.

Специ­фические приемы акварели — размывка и затеки, создающие эф­фект подвижности и трепетности изображения.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни худож­ники предпочитают использовать лессировку, наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового ре­шения сразу за один прием или сеанс (алла прима), а третьи используют раз­дельные мазки.

В живописи клеевыми красками применяют еще и такие приемы: размывка, вливание цвета в цвет, растяжение цвета, удаление пигмента.

В акварельной живописи для размывки можно взять две кисточки. Одна из них должна быть сильно пропитана краской, а другая — чистой водой. Снача­ла наносят мазок кистью с краской, а затем по нему проходят кистью с водой, чтобы размыть цвет от темного к светлому.

Прием «вливания цвета в цвет» можно осуществлять по-разному. Первый способ состоит в следующем: на бумагу наносят близко друг к другу несколь-ко мазков жидко разведенных красок и, пока краски не высохли, размывают и соединяют их края кисточкой. Цвета как бы вливаются один в другой, благо­даря чему происходят интересные переходы от одного цвета к другому. Другой способ: берут несколько красок и накладывают мазки так, чтобы края одного немного заходили на другой, влажные краски смешиваются и вливаются одна в другую. Интересные переходы цвета легко получить, нанося краски на влажную бумагу.

Для «растяжения» цвета берут насыщенный раствор какой-нибудь краски и, постепенно добавляя воду, добиваются плавных тональных переходов от темного к светлому.

Иногда требуется удалить часть красочного слоя. Удаление пигмента можно осуществлять с влажного, но не мокрого слоя отжатой чистой кистью, тря­почкой, губкой или даже пальцем. Для сухого слоя лучше использовать чистую влажную кисточку. Кроме того, неудачную часть или даже всю работу можно смыть под краном с помощью жесткой кисти.

Выбор того или иного живописного приема определяется спецификой художественного материала и мастерством художника.

Акварелью обычно пишут на бумаге, которая служит как бы фунтом для красок. В «чистой» акварели белил не употребляют — роль белил выполняет белая поверхность листа бумаги.

Лучшим сортом для акварели считается плотная бумага с шеро­ховатой (зернистой) поверхностью (ватман, торшон), но для начи­нающего годится и так называемая чертежная бумага. Не подходит для акварели лишь мелованная бумага с глянцевой блестящей поверхностью. На такую бумагу плохо ложатся краски, так как она не впитывает влагу и сильно коробится.

Чтобы бумага во время работы не коробилась, лучше пол-листа обычного формата чертежной бумаги наклеить на планшет или пользоваться стиратором.

Планшет — это ровный, с отполированной поверхностью лист фанеры, прибитый к подрамнику. Способ наклейки бумаги на планшет прост. Берут лист бумаги несколько больший (на 1,5—2 см), чем формат планшета. Края бумаги загибают под прямым углом

в форме «корытца». При помощи тампона из ваты и мягкой чистой тряпочки лицевую сторону, кро­ме загибов, которыми приклеивается лист, сма­чивают до увлажнения. Загнутые края бумаги смазывают с внешней стороны горячим столяр­ным клеем (можно использовать и другие виды клеящего вещества, в частности, пшеничный клейстер). Затем бумагу накладывают на доску и приклеивают, слегка натягивая, противополож­ные стороны загнутых краев. После высыхания (не следует ускорять «операцию», ставя планшет к горячей батарее или на солнце) лист бумаги ровно и туго натягивается на планшет. Теперь на поверхности листа не будут возникать неровности в виде «волн», мешающие работе.

Стиратор — это две рамки, плотно входящие одна в другую. Слегка увлажненную бумагу зажимают между рамками. По мере высы­хания лист натягивается и становится пригоден для работы. Пользование стиратором удобно, так как позволяет писать не только по сухому, но и по сырому, увлажняя лист с обратной стороны.

Для живописи на пленэре удобно пользоваться специальными альбомами, листы в которых, склеенные между собой по торцам и краям, образуют плотный блок. Использованный лист легко отделяется, а лежащий под ним новый лист можно исполь­зовать для дальнейшей работы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.