Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Количество крови в организме в процентах к массе тела

уменьшиется от периода новорожденности к возрасту 10-16 лет в 2 раза, но еще превышает конечные значения.

У дошкольников кроветворение происходит в костном мозгу всех костей, но с 12-летнего возраста — только в губчатом веществе плос­ких костей и эпифизах трубчатых костей, а в диафизах трубчатых костей красный костный мозг заменяется желтым жировым мозгом, не имеющим кроветворной функции.

На протяжении среднего и старшего школьного возраста увеличи­вается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количе­ство лейкоцитов, в лейкоцитарной формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастание количества сегментированных нейтрофилов.

Квозрасту 14-16леткартинакрови практически уже соот­ветствует взрослому организму. Однако еще встречается много не­зрелых форм лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает взрослого значения 8-Ю мм/час.

В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Масса серд­ца по сравнению с новорожденным увеличивается к ] 0 годам в 6 раз, а к 16 годам — в 11 раз. За исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста мас-сытела. Особенно велик годовой прирост массы сердечной мышцы после 14лет(см.рис. 51).

Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых —280 мл), а ми­нутный объем крови — 3-4 л/мин (у взрослых — 5-6 л/мин). Минут­ный объем кровиувеличивается, главным образом, за счет возросшего систолического объема, который за период от 10 до 17 лет нарастает от 46 мл до 60-70 мл. За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной си­стемы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокра­щений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин, а в старшем школьном возрасте (16-18 лет) соответствует взрослому уровню — 70 уд./мин. У подростков до Нлетеще значи­тельно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет



практически исчезает. С развитием у подростков проводящей систе­мы сердца различные показатели ЭКГв старшем школьном возрасте приближаются к показателям взрослого организма.

В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больши й объем крови, нарастает величина артериального давления.)/малъчи-ковв 11летАД= 104/61, в 12лет-108/65, в 13лет—112/65,в14лет-115/66, в 15лет- 120/68, в 16 лет- 125/73, в 17лет- 125/73 мм рт. ст. Удевочекпосле 13 лет эти показатели на 2-5 ммрт. ст. ниже,,

Минимальное (диастолическое) артериальное давление увеличи­вается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давле­ние, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление. Такие из­менения улучшает кровоснабжение различных органов тела.

Рост просвета сосудов в переходный период (13 -14 лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает в ряде случаев явления юношеской гипертонии — повышение АД до 140 мм рт. ст. и выше.

В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, п роисходит замедление круго­оборота крови. Время кругооборота крови у дошкольников— 14 с, у младших школьников— 16 с, в среднем школьном возрасте — 18с,ау старших школьников достигает взрослых значений — 20-22 с.

В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе измене­ния (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повыше­ние АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об эконо-мизации функций сердца.

Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжитель­нее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чув­ствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избыт­ку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функ­ции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки.

 

Возрастает дыхательный объем и, соответственно, снижается частота дыхания в 1 минуту. У детей дошкольного и младшего школьного возраста легочная вентиляция нарастает преимуще­ственно за счет учащения дыхания, а у подростков — за счет повы­шения глубины дыхания, и лишь у половины из них при этом про­исходит и учащение дыхания. В 12-летнем возрасте частота дыха­ния составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближает­ся к взрослому уровню —16-18 вд./мин. Минутный объем дыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14лет — около 5 л/мин (у взрос­лых 5-8 л/мин). Происходящие изменения носят прогрессивный характер, позволяя улучшить газообмен в легких, так как при час­том и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно

в воздухоносных путях, очень мало изменяя состав альвеолярного воздуха.

Однако дыхательные функции испытывают некоторые трудно­сти развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка. Масса легких в 12 лет оказывается в 10 раз больше перво­начальной, но все же вдвое меньше, чем у взрослых. Повышение воз­будимости дыхательного центра и временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кисло­родного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут воз­никать головокружения и обмороки.

В этот период у подростков набл юдается неритмичность дыхания, не завершен еще процесс расширения воздухоносных путей. Носовые ходы у детей узкие, их формирование заканчивается к 14-15 годам. Развитие новых ветвей бронхиального дерева, заметно усилившееся еще до начала пубертатного периода, ускоряется после его окончания. После 11 -12 лет процесс расширения бронхов начинает преобладать над их удлинением. Происходит бурное развитие альвеол.

Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких и жизненная емкость легкиху 13-летних девочек составляют около 93% от величин этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков — лишь 73% к этим объемам у 18-летних юношей. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек на всех стадиях полового раз­вития. С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в младшем школьном возрасте около 1 л, в среднем школьном возрасте — поряд­ка 2 л, в старшем школьном возрасте — примерно 3 л.

Относительно величин ЖЕЛ в литературе отмечается значи­тельные различия у разных авторов. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста и пола, стадии полового созревания, влияний эпохальной и индиви­дуальной акселерации, характера морфотипа и популяционных особенностей строения тела, климато-географических и социаль­но-экономических условий жизни ит.п. Можно привести для при­мера наиболее часто встречающиеся данные о возрастной динамике ЖЕЛ (табл. 28).

 

К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завер­шается Однако возможности дыхательной системы даже в юношес­ком возрасте оказываются все еще ниже, чем у взрослого организма. В 17-18-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еше менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц.

Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18 лет, в мужском — в возрасте 19-20 лет.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.