Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

О наиболее распространенных последствиях пьяного веселья

 

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (Притч. 23, 29-30).

 

Святитель Василий Великий: Самых близких не узнают упившиеся, а к чужим не редко бегут, как к знакомым. Часто прыгают через тень, как через ручей или ров. А слух у них наполнен звуками и шумом, как среди волнующегося моря. Им представляется, что земля подымается вверх, и горы идут кругом. Они иногда смеются неумолчно, а иногда безпокоятся и плачут безутешно; то дерзки и неустрашимы, то боязливы и робки. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование безчувственнее самого сна; потому что жизнь из есть сновидение; у кого нет одежды, кому нечего есть… Другие бывают приведены в противоположные сим страсти: впадают в отчаяние, делаются унылы, безпокойны, слезливы, боятся всякого шума, от всего приходят в ужас… нужно ли еще говорить о множестве других страстей, о своенравии, о раздражительности, о склонности на все жаловаться, о переменчивости души, о криках и смятениях, об удобоприемлемости всякого обмана, о неспособности удержаться от гнева? (3, 246-247).

Глаза у них синие, поверхность тела бледная, дыхание трудное, язык нетвердый, произношение неявственное, ноги слабые, как у детей… (3, 248).

 

Святитель Тихон Задонский: Пьянство… многих и тяжких грехов виновно бывает. Оно ссоры, драки, и от того последующие кровопролития и убийства производит; оно буесловия, кощунства, хуления, оно ближнему досады и обиды делает. Оно научает лгать, льстить, чужое грабить и похищать, чтобы было чем страсть довольствовать; оно возжигает гнев и ярость; оно делает, что люди в нечистоте, как свиньи в болоте, валяются; словом сказать, из человека скотом, из словестного безсловестным делает, так, что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто переменяет (11, 175)



 

 

Губительная сила вина

 

О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом; и всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга, и все сердца оно делает богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого заставляет оно говорить о своих талантах. И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали(2 Езд. 3. 18-23).

 

Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние. Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали (Иер. 51, 6-7).

 

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 31, 29). Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны (Сир. 31, 35).

 

[И скажешь]: “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал” (Притч. 23, 35).

 

Святитель Иоанн Златоуст: …кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (5, 779).

Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница – живой мертвец; пьянство – демон самозванный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только безполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (6, 12).

Пьяный не знает, что нужно говорит и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает. Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которой издеваются, произвольное беснование, – оно хуже умопомешательства. Хочешь ли знать, как пьяный бывает хуже и бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а от этого отвращаемся; тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому, что у того болезнь от (диавольской) напасти, а у этого от безпечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов. Но терпит пьяный то же самое, что и бесноватый, так же кружится, так же извращает глазные зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает изо рта пену и таким образом изливает нечистую слюну, и уста его наполнены невыносимым зловонием. Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых безсловестных. Безсловестные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелание потребностью, а этот по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее безсловестных. Особенно же тяжело то, что эта болезнь, полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виною (6, 483).

Если же они (пьющие вино) однажды поспешат погрузиться в бездну невоздержания, лишатся естественного смысла и отдадут свою душу в плен гибельной власти пьянства, то, подобно тому как корабль, не снабженный балластом и не имеющий кормчего и корабельщиков, носится туда и сюда, увлекаемый повсюду безпорядочным стремлением вод, так точно и они носятся, увлекаясь в глубину опьянением(8, 66-67).

Стяжал ли кто-либо целомудрие, стыдливость, пристойность, или кротость, или смирение – все это пьянство повергает в море нечестия… Пьяница не может видеть Царствия Небесного. И что я говорю: Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает дни в ночи, свет во тьму; пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у него под ногами (9, 593).

Пьянство… это многообразный и многоглавый зверь… здесь вырастает у него блуд, там – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь (9, 715).

Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница, убегай от вина, как от змия (27, 12).

 

Святитель Тихон Задонский: Пьянство двоякое зло наводит людям: телу немощи различные, душе пагубу. Чего трезвый не делает, на то пьяный дерзает. Мучительная страсть: так бедного человека пленяет, что чуть от нее освободиться может. Ни увещания, ни угрозы, ни страх, ни моления не могут его преклонить. Во рве погибели лежит, но того не чувствует; погибает, но погибели не познает; тонет в греховном болоте, но освободиться не тщится, и на хотящих от того отвести негодует (10, 132).

Пьянство не только душевных, но и телесных временных зол причиной бывает: 1) Тело расслабляет, и в немощь приводит, Оттого и пишется: Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубили вино (Сир. 31, 29). 2) В убожеству и нищету приводит. Работник, склонный к пьянству, не обогатится (Сир. 19, 1). 3) Славу и имя доброе отъемлет; напротив того, в безславие, презрение и омерзение приводит: никем так люди не гнушаются, как пьяницей. 4) Домашним, сродникам, друзьям скорбь и печаль, врагам посмеяние делает. 5) Ни к какому званию неспособным рачителя своего устрояет. И хоть в каком звании будет пьяница, более бед и напастей строит, нежели пользы обществу (11, 175).

 

Святитель Димитрий Ростовский: Знаменитый у древних эллинов мудрец Анахарсис говорит, что виноградная лоза приносит три грозда: первый грозд услаждения, второй упоения, а третий печали. Философ это толковал так: умеренное употребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие, ибо жажду утоляет, и желудок укрепляет, и сердце веселит; неумеренное же порождает ссоры, возжигает гнев, возбуждает на брань и побои, затем следует обыкновенно не мало скорбей. А мы, если захотим внимательно рассмотреть силу пьянства и если назовем его виноградной лозой, то найдем на ней не три нравственных грозда, приносящих человеку вред и печаль, а гораздо более, именно десять.

Первый грозд есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову и действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, точно безумные, и какое бы ни случилось с ними зло, безчестие ли, или побои, на завтра они ничего не помнят. Над таковыми исполняется писанное в притчах: “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал” (Притч. 23, 35).

Второй грозд есть безстыдство: пьяный никогда не стыдится, но, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха речи; уста его бывают подобны стойлищу скотскому, наполненному смрадной нечистотой, а язык – лопате, которая выбрасывает эту нечистоту… Что же другое сердце такого человека, как не вместилище многих зол, из которого не может ничего выходить, кроме зла, по слову Евангелия: злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. 6, 45).

Третий грозд с лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны, свои или чужие, которые тщательно скрывал в глубине души своей, сохраняя их в молчании, когда был трезв. Этого мало: что давно уже прошло и предано забвению, и то он припоминает и как мертвеца воскрешает из гроба. И как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и тайны открывать; и то, и другое – пища и тайны – в пьяном не держатся.

Четвертый грозд содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, почему и увещает апостол: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).

Пятый грозд, полный яда змеиного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития. Упившись вином, люди восстают с яростью друг против друга. Вот почему и говорит Приточник: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (Притч. 23, 29-30). И премудрый сын Сирахов увещевает: Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 31, 29). Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны (Сир. 31, 35).

Шестой желчный грозд с лозы пьянства есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть.

Седьмой грозд – расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод: Работник, склонный к пьянству, не обогатится (Сир. 19, 1). Как много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету! Пример тому – блудный сын, описанный в евангельской притче.

Восьмой горький грозд – утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Какого греха трезвый гнушается, боится или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается, когда бывает пьян…

Девятый желчный грозд – гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исайя пророк: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, 11).

Десятый, самый горький плод пьянства, есть всеконечная погибель души… Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому что их ум трезв, а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния – геенна! Вот каковы нравственные грозды сего содомского винограда, то есть пьянства; хотя на вкус они и кажутся в начале сладкими, но потом эта сладость превращается в горечь желчи, в яд змиев и аспидов (15, 169-171).

 

Преподобный Феодосий Печерский: Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и будет предан на вечную муку; к бесноватому придет священник, сотворит над ним молитву и прогонит беса; а над пьяным, хотя бы сошлись священники всей земли и творили молитву, то все же не прогнали бы из него беса самовольного пьянства…” (23, 207).

Пьянством Ангела-Хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству.

В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, так что пьяный остается уже без наблюдения бесовского, ибо сам он делается бесом (27, 14).

Пьянство бывает двоякое: одно, когда с похвальбою говорят: тот не пьяница, кто напьется, да ляжет спать, а тот пьяница, кто толчется, бьется и ругается. А я хочу сказать, что и смирный человек, когда напьется, грешит, хотя бы и спать лег. Я даже не знаю, к чему его прировнять! Скотиной его назвать? Но он хуже скота. Зверем ли? Но он хуже зверя. Он, как болван, и как мертвец, валяется и смердит (28, 44-45).

 

Преподобный Кирилл Философ: Пьяный человек в умиление не придет; согрешит, и ни в чем не кается; он бывает хуже бесноватого (24, 27).

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Кому из нас не известен нынешний род бесноватых или бешеных пьяниц? Кто не слыхал и кто не знает, как они, – если мужчины и женаты – терзают и мучат – уже не говорю самих себя, – своих жен, и если есть на беду дети, то и детей своих; как по действию бесовскому, они нередко или сами в петлю бросаются или доводят до смерти жен своих и детей своими побоями и терзаниями, и чего-чего не терпит иная жалкая женщина от пьяного мужа, или дети от пьяного отца! Не достанет сил оплакать несчастии в том доме, где заведется пьяница: ад, истый ад делается в нем; каждый день слезы и стоны (25, 645).

 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе… Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ – таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития (34, 281).

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.