Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинар 7. Школа и педагогика в России XIX века

Семинар 1. Образование и педагогическая мысль Древнего Мира

План

1. Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования. Конфуций – первый учитель Китая.

2. Спартанская и афинская системы воспитания как полярные: сравнительная характеристика; зарождение гуманистических традиций в воспитании.

3.Философские концепции человека мыслителей Древней Греции и их значение для осмысления природы воспитания (Демокрит, Платон, Аристотель).

4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.(М.Ф.Квинтилиан и др.)

 

Задания по выбору

1. Особенности духовно-нравственного формирования человека в конфуцианской традиции. Выпишите 5 понравившихся Вам изречений Конфуция, обоснуйте свой выбор.

2. Прочитайте работы: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», Сделайте сравнительный анализ педагогических систем Спарты, Афин и Древнего Рима.

3. М.Ф. Квинтилиан о возможностях человека и содержании его образования и воспитания., М.Ф. Квинтилиан «Воспитание оратора».

 

Литература:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

3.Демокрит. Фрагменты о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, /Сост. и авт. вводных статей академик АПН А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С. 9-11.



4.Платон. Протагор // Там же. С. 18-32.

5.Аристотель. Политика // Там же. С. 34-38.

6.Квинтилиан М.Ф. О воспитании оратора // Там же. С.39-45. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. разд. II. Гл. 2,3.

Семинар 2. Ценностные ориентации образования и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения (V-XVI вв.)

План.

1. Воспитание в феодальную эпоху. Церковная, светская (рыцарская) системы воспитания.

2. Система школ в период средневековья (раннего и развитого).

2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Педагогические идеи Ф.Рабле, Т.Кампанеллы, Т.Мора, М.Монтеня и.др.

Задания по выбору

1. Гуманистическая школа В. де Фельтре.

2. Отражение гуманистических идеалов образования в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

3. Проблема ребенка и его воспитания в философской концепции Эразма Роттердамского.

 

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

3.Антология педагогической мысли христианского средневековья:В 2 т., М.: АО Аспект-Пресс, 1994. Т. 1. С. 11-28; Т.2. С. 5-15, 49-93,42-49,111-138.

4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1981. С. 51-76.

 

Семинар 3. Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки.

План

1. Эпоха Я.А. Коменского, его жизненный путь и мировоззрение.

2. Христианско-антропологическая концепция человека Я.А. Коменского как базовая в его педагогической системе.

3. Дидактические взгляды Я.А. Коменского: принцип природосообразности как базовый в его педагогической системе; возрастная периодизация, система школ, содержание и методы обучения; классно-урочная система; принципы обучения.

4. Я.А. Коменский о нравственном воспитании и дисциплине в школе.

5. Требования Я.А Коменского к учителю.

6. Значение Я.А. Коменского для последующего развития педагогики и школы.

Задания по выбору

1. Я.А Коменский – неустанный борец за всеобщий мир.

2. «Материнская школа» Я.А. Коменского — первое систематическое исследование проблемы дошкольного образования и воспитания.

3. Учебные книги Я.А. Коменского.

 

Литература

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по историизарубежной педагогики. Гл. 16, 23, 27-30. М.: Просвещение, 1981.

2. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школ: Избр. пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. С. 135-136, 138-140,152-157.

3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

4. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955.

5. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.

 

Семинар 4. Образование и педагогическая мысль Западной Европы

План

1. Воспитание свободного и естественного человека в педагогических теориях Д. Локка и Ж.Ж. Руссо: общее и отличное.

2. Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци, ее составляющие. Как связана эта теория с современной концепцией развивающего обучения?

3. Реализация идеи создания народных школ И.Г.Песталоцци (произведение «Лингард и Гертруда»). Соединение обучения с производительным трудом в учреждениях для бедных и сирот

4. Педагогические идеи И.Ф.Гербарта: воспитывающее образование, теория многосторонности интереса.

5. Ф.А.В.Дистервег – основоположник педагогического образования в Германии. Человек и гражданин - педагогический идеал Ф.А. Дистервега.

 

Литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. Акад. А.И. Пискунова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 496с. С.243-288.

2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Акад. Н.Д. Никандрова.- М.: Гардарики, 2007.-4 13с. С.153-159.

3. Латышина, Д. И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.- М.: Гардарики,2007.-526с. С.52-63,64-68.

4. Хрестоматия по истории педагогики : в 3т. / Под ред. Акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-560с.С.238-240,302-304.

 

Задания по выбору

1. Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике И.Г. Песталоцци.

2. Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.

3. Философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания в трудах И.Ф. Гербарта.

Семинар 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века за рубежом

План

1. Общая характеристика эпохи конца XIX – начала XX вв.

2. “Новые школы” и экспериментальная работа в области педагогической практики.

3. Педагогика “гражданского воспитания” и “трудовые школы” немецкого педагога Георга Кершенштейнера.

4. “Педагогика действия” Августа Лайя.

5. Экспериментальная педагогика Эрнста Меймана.

6. Прагматическая педагогика Джона Дьюи.

 

Темы докладов и выступлений

1.Педагогика вальфдорских школ Рудольфа Штайнера.

2.Теория свободного воспитания Марии Монтессори.

Литература

1. Дьюи Дж. Школа и общество: Пер. с англ. М., 1907.

2. Калгерн Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем. М., 1993.

3. Краник Э. Свободные вальфдорские школы. М., 1992.

4. Монтессори-материал. Школа для малышей: Пер. с нем. М., 1992.

5. Обучение в вальфдорской школе: Пер. с нем. М.1995

6. Трясков А., Хилтунен Е. Монтессори – школа. М., 1992.

7. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки: Пер. с нем. М., 1993.

Семинар 6. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве

План

1. Самобытный путь развития России. Концепция воспитания человека в Древней Руси.

Воспитание детей в Древней Руси. Устное народное творчество как средство воспитания.

2. Мастера грамоты – первые учителя на Руси. Братские школы на Украине и в Белоруссии. Коллегиум как высшее учебное заведение, созданное на основе братских школ.

3. Школьные реформы Петра I. Сословный характер образования во второй половине XVIII в.

4. Создания государственной системы образования. Деятельность Ф.И. Янковича.

4. Развитие отечественной гуманистической педагогики: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

 

Задание.

· Проанализируйте педагогические идеи, содержащиеся в сочинениях С.Полоцкого «Обед душевный» и Е.Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

· Прочитайте в хрестоматии произведения Древней Руси: «Домострой» и «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Составьте план-конспект педагогических идей, содержащихся в этих памятниках Древней Руси.

· В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России во второй половине XVIII века? Расскажите об этих учебных заведениях.

Литература

1.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. Акад. А.И. Пискунова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 496с. С.145-165.

2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Акад. Н.Д. Никандрова.- М.: Гардарики, 2007.-413с. С.115-132.

3. Латышина, Д. И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.-М.: Гардарики,2007.-526с.С.79-97,98-141,141-150.

4. Хрестоматия по истории педагогики : в 3т. / Под ред. Акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-560с.С.434-435,469-470,480-481,487-492.

5.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. Ч. 2,3. М., 1985. С. 88-357.

6.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1989. Разд. 3. Гл. 1-4.

Семинар 7. Школа и педагогика в России XIX века

План

1. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова. Связь общего и профессионального образования.

2. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова и ее развитие в статье «Вопросы жизни».

3. Принцип народности как основа педагогической системы К.Д. Ушинского.

4. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого. Идеал «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и его воплощение в практике Яснополянской школы

5. Славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) о культуре, просвещении и воспитании человека. Идея синтеза западноевропейского образования и русских начал.

 

Литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. Акад. А.И. Пискунова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-496с.С.405-410.

2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Акад. Н.Д. Никандрова.-М.: Гардарики, 2007.-413с.С.290-296.

3. Латышина,Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.-М.: Гардарики,2007.-526с.С.246-253,272-299,334-363.

4. Хрестоматия по истории педагогики : в 3т. / Под ред. Акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-560с.С.369-374.

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1-11. М., 1948-1950.

6. Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 2 т. М., 1974.

7. Струменский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография). М., 1960.

8. Иванов А.Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле. Ярославль, 1963.

9. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы / Сост. П.В.Алексеев. М.: Просвещение, 1993.

10. Шестун Е. Православная педагогика. Самара, 1998.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.