Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА….…6

1.1. Правовой статус Банка России в системе государственной власти…6

1.2. Функции Банка России относительно денежно-кредитной политики..8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016 ГОД И ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ………………………………11

2.1. Основные цели, принципы и процедуры денежно-кредитной политики……………………………………………………………………….11

2.2. Оценка состояния экономики России и денежно-кредитная политика в 2015 году……………………………………………………………………..13

2.3. Применение инструментов денежно-кредитной политики.…………17

2.4. Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2016–2018 годах………………………………………………....19

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………………………....22

3.1. Проблемы целеполагания Банка России в аспекте развития национальной экономики……………………………………………………...22

3.2 Оценка стратегии таргетирования инфляции………………………....25

3.3 ……………………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и научная значимость темы работы. Вопросы организации денежного обращения в стране, соответствующие целям развития экономики, которые ежегодно формулируются политическим руководством страны, являются одними из актуальных и требующих постоянного внимания, как со стороны монетарных властей, так и исследователей. Кроме того, в последние два года возникли новые серьезные вызовы для экономики России. Современные проблемы денежно-кредитной политики являются не только фундаментом развития экономики, но и вопросом национальной безопасности страны, угрозы которой просматриваются в контексте введения экономических санкций со стороны США и ЕС.



В работе рассматриваются фундаментальные вопросы денежно-кредит­ной политики реализованной Банком России и её негативные результаты: рост инфляции, потеря управляемости финансовым рынком, падение инвестиционной и деловой активности, утрата контроля над основ­ными макроэкономическими показателями, критичной зависимости денежного рынка от иностранных спекулянтов, искусственная демонетизация, девальвация рубля, отток капитала – все это усугубляет действие экономических санкций и ввергает экономику в депрессивное состояние. Как результат этого: существовавшие невысокие темпы роста сменились серьезным падением ВВП.

Указанные выше негативные последствия денежно-кредитной политики страны в условиях разворачиваемой против России новой гибридной войны, требует независимую финансовую систему. Россия поставлена в положения борьбы за свое независимое существование, когда сохранение существующего положения экономики от западных акторов мировой финансово-экономической системы влечет поражение в гибридной войне и угрозу утраты национального суверенитета.

Преодоление данных угроз невозможно без смены модели интеграции страны в мировую экономику, без формирования собственных суверенных источников и механизмов развития.

Цель и задачи работы. Основной целью курсовой работы является выявление причин недостаточно высокой эффективности денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

· исследовать влияние внешнеполитических факторов на макроэкономическую стабильность национальной экономики;

· проанализировать цели, задачи и характер денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

· проанализировать эффективность использования Банком России инструментов денежно-кредитной политики и выявить возможности их более активного воздействия на макроэкономику.

Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации.

Предметом исследования является документ Банка России “Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов”, а также фактическая проводимая им политика.

Степень проработанности темы исследования. В настоящее время в России исследованию проблем денежно-кредитной политики посвящен ряд работ. Многие из них послужили основополагающими источниками при проведении исследования. В частности, автор опирался на труды таких отечественных ученых как Абрамов В.Л., Аганбегян А.Г., Глазьев С.Ю., Ершов М.В., Кушлин В.И., Красавина Л.Н, Лексин В.Н, Пенкин А.Ф., Сулакшин С.С., Юдаева К.В. и другие.

Методология и методы работы. При подготовке курсовой работы автор опирался на традиционные для науки методы научного познания: научной абстракции, историко-логический, индукции и дедукции, методы сравнительного анализа, анализ причинно-следственных связей.

Теоретической основой работы послужили: научные труды отечественных экономистов; федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Министерства финансов, Минэкономразвития; информационно-справочные издания: отчеты и обзоры Центрального Банка Российской Федерации, отчеты Государственного комитета по статистике Российской Федерации и др.; зарубежные источники: отчеты и обзоры МВФ, ООН; новости и публикации в периодической печати и мировой информационной сети Интернет на официальных сайтах вышеперечисленных организаций.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней исследованы: роль Банка России в разработке и реализации денежно-кредитной политики с целью ее более активного воздействия на макроэкономические результаты развития экономики, вопросы эффективности воздействия на макроэкономические показатели. Практическая значимость работы определяется тем, что ее выводы могут быть полезны для корректировки денежно-кредитной политики в соответствии с целеполаганием развития экономики России, повышения эффективности используемых инструментов денежно-кредитной политики. Результаты курсовой работы могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях концепций денежно-кредитной политики.

Структура работы. Структура обусловлена поставленной целью исследования и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Основная часть работы изложена на страницах. Список источников насчитывает 18 наименований.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

1.1. Правовой статус Банка России в системе государственной власти

Конституцией России установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ), определены его исключительные права на осуществление денежной эмиссии, а также главной функции — защиты и обеспечение устойчивости рубля[1].

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России установлены также и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с ним, целями деятельности Банка России, относительно денежно-кредитной политики, являются[2]:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Главным элементом правового статуса ЦБ является принцип независимости, который проявляется в том, что он не является органом государственной власти, а выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Однако, полномочия ЦБ по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация может осуществляться через применение мер государственного принуждения.

ЦБ России реализует свои полномочия независимо от государственной власти федерального уровня, органов, уровня субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[3].

Финансовая независимость ЦБ выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, в свою очередь Банк России не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства в соответствии с принятыми федеральными законами. ЦБ может защищать свои интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Банк России имеет исключительные полномочия относительно издания нормативных актов, которые обязательные к выполнению для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ.

Банк России не обладает правом законодательной инициативы[4], однако проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в ЦБ.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и имущество ЦБ являются государственной собственностью, но при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Банк России реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются.

Деятельность ЦБ подотчетна Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума). Государственная Дума назначает и освобождает Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); а также направляет или отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума имеет право проверить деятельность ЦБ Счетной палатой Российской Федерации. Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении отчетов и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

1.2. Функции Банка России относительно денежно-кредитной политики

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному законодательству, ЦБ выполняет следующие функции[5]:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

• устанавливает правила проведения банковских операций;

• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

• принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

• организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические

данные;

• является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом.

Кардинальное отличие текущего положения Центрального Банка от положения до 1 сентября 2013 года состоит в том, что Банк России был превращен в мегарегулятор - к Банку России перешли функции Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)[6], то есть контроль за страховой деятельностью, кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Банк России также отвечает за развитие платежной системы, укрепление банковской системы и финансового рынка, обеспечение их финансовой стабильности. Таким образом Центральный Банк Российской Федерации стал главным институтом развития всей страны и именно от его политики зависит возможность развития экономики России.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.