Обратная связь
|
Разбор ABC анализа ассортимента на примере.
ABC-анализ ассортимента продукции: шаг к успеху компании. АВС-анализ, цели и задачи на примере.
Главная задача любого предприятия — увеличение прибыли. Для этого можно вложить дополнительные средства и увеличить объемы работ, можно закупить новое оборудование или программное обеспечение и усовершенствовать производственный процесс, а можно пойти наиболее простым путем и извлечь максимум из того, что уже имеется.
Рационализировать ресурсы, а соответственно и оптимизировать работу компании, можно с помощью АВС-анализа — экономически обоснованного метода ранжирования сырья, запасов и прочих важных для предприятия «объектов». Применение результатов ABC-анализа позволяет повысить уровень логистики предприятия и, тем самым, минимизировать риски, сократить расходы и увеличить прибыль.
ABC-анализ: цели и принцип действия
В основе АВС-анализа лежит закон Парето или, как его еще называют, правило 20/80. Согласно данному закону 20% продаваемых товаров приносят 80% дохода, а 20% ресурсов предприятия дают 80% всего оборота.
Благодаря ABC-анализу можно понять, какими ресурсами лучше запасаться впрок, а какие стоит приобретать непосредственно в момент необходимости, количество каких товаров следует увеличить, а количество каких — уменьшить, на каких поставщиков стоит полагаться, а на каких лучше не надеяться. Иными словами, с его помощью можно вычислить наиболее/наименее прибыльные товары, наиболее/наименее перспективных поставщиков, наиболее/наименее выгодные запасы и т. д.
В процессе анализа исследуемые товары/ресурсы делят на 3 группы (реже на 4-5).
· Группа А. Сюда относят именно те 20% товаров/ресурсов, которые и приносят 80% дохода/дают 80% оборота.
· Группа В. Сюда включают 30% товаров/ресурсов, приносящих 15% дохода/дают 15% оборота.
· Группа С. В нее включают оставшиеся 50% товаров/ресурсов, приносящих около 5% дохода/ дающих около 5% оборота.
Любую группу товаров (сырья, комплектующих и т. д.) можно исследовать по одному признаку, а можно по нескольким. Главное делать все постепенно. Например, если нужно исследовать товары, то вначале их можно ранжировать по доходности, а затем — по прибыльности. В таком случае вместо трех групп получится уже девять: АА, АВ, АС, ВА, ВВ, ВС, СА, СВ, СС. Далее, если предприятие способно справиться с большим объемом информации, можно сортировать товары еще и по оборачиваемости и, таким образом, разбить их на 27 групп.
Порядок проведения анализа ассортимента продукции
ABC-анализ ассортимента проводится в несколько этапов. Рассмотрим последовательность его проведения на конкретном примере.
1. Вначале необходимо определить объект, который планируется анализировать и параметр, по которому его следует изучать. Чаще всего объектами ABC-анализа становятся ресурсы, поставщики, запасы, отдельные товары и товарные группы. Их изучают на предмет прибыльности, доходности, оборачиваемости, продаваемости и т. д.
Разбор ABC анализа ассортимента на примере.
Допустим нам нужно исследовать товарный ассортимент торгового предприятия на предмет доходности. Товарная группа — спагетти от различных производителей.
2. Дальше делается выборка: напротив каждого объекта проставляется значение параметра и рассчитывается доля анализируемого параметра отдельно по каждому объекту.
Годовой объем продаж в рублях рассчитываем как произведение стоимости 1-й упаковки продукции и годового объема продаж в количественном выражении.
Таблица 1. АВС Анализ ассортимента. Пример
Товар
| Стоимость 1 упаковки, руб.
| Годовой объем продаж, шт.
| Годовой объем продаж (доход), тыс. руб.
| Годовой объем продаж, %
| Спагетти №1
|
|
|
| 1,3
| Спагетти №2
|
|
|
| 4,7
| Спагетти №3
|
|
|
| 1,8
| Спагетти №4
|
|
|
| 1,7
| Спагетти №5
|
|
| 1 200
| 8,1
| Спагетти №6
|
|
|
| 36,7
| Спагетти №7
|
|
|
| 38,1
| Спагетти №8
|
|
|
| 0,5
| Спагетти №9
|
|
|
| 5,8
| Спагетти №10
|
|
|
| 1,4
| Итого
| | 50 000
| 14 806
| 100,0
|
3. Следующим этапом производится ранжирование — распределение исследуемых объектов в порядке убывания и рассчитывается доля анализируемого параметра нарастающим итогом.
Годовой объем продаж нарастающим итогом рассчитываем как сумму вычисляемого параметра и всех предыдущих.
Таблица 2. АВС Анализ ассортимента. Пример
Товар
| Годовой объем продаж, шт.
| Годовой объем продаж, тыс. руб.
| Годовой объем продаж, %
| Годовой объем продаж нарастающим итогом, %
| Спагетти №7
|
|
| 38,1
| 38,1
| Спагетти №6
|
|
| 36,7
| 74,8
| Спагетти №5
|
| 1 200
| 8,1
| 82,9
| Спагетти №9
|
|
| 5,8
| 88,7
| Спагетти №2
|
|
| 4,7
| 93,3
| Спагетти №3
|
|
| 1,8
| 95,1
| Спагетти №4
|
|
| 1,7
| 96,8
| Спагетти №1
|
|
| 1,3
| 98,1
| Спагетти №10
|
|
| 1,4
| 99,5
| Спагетти №8
|
|
| 0,5
| 100,0
| Итого
| 50 000
| 10 063
|
| |
4. Наконец, объекты разбиваются на 3 группы: А, В и С.
К группе А относим 20% товаров приносящих около 75% дохода. К группе В — 30% товаров, приносящих около 20% дохода. К группе С — 50% товаров, приносящих чуть больше 5% дохода.
Таблица 3. АВС Анализ ассортимента. Пример
Категория
| Разновидность товара
| Количественная доля
| Стоимостная доля
| А
| №7, №6
|
| 74,8
| В
| №5, №9, №2
|
| 18,6
| С
| №3, №4, №1, №10, №8
|
| 6,7
|
5. По окончанию анализа делаются выводы и принимаются меры.
В нашем примере в категорию А вошли спагетти от производителей №7 и №6. Следовательно, спагетти этих торговых марок следует закупать в наибольшем количестве. От закупки спагетти, вошедших в группу С, с одной стороны, можно вообще отказаться, так как доход от них минимален. С другой стороны, покупателям зачастую важно иметь выбор, а потому оптимальный вариант все же закупать спагетти этих марок, но в минимально-допустимом количестве.
|
|