Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПОЛИТИКА ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ.. 140

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.. 3

1.1. Фирма как основной субъект рыночной экономики. 3

1.2. Финансы фирмы: определения, сущность, функции. 6

1.3. Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента. 7

1.4. Функции и задачи финансового менеджера. 9

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 13

2.1. Финансовый менеджмент: содержание и логика структурирования управления организацией 13

2.2. Фундаментальные концепции (принципы) финансового менеджмента и предпринимательский риск 13

УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩИМИ ДЕНЕЖНЫМИ РАСЧЕТАМИ И ПОТОКАМИ.. 15

3.1. Методы управления денежным оборотом.. 15

3. 2 Порядок осуществления денежных расчетов. 16

3.3. Денежные потоки в контексте деятельности фирмы. 19

3.4. Прогнозирование денежных потоков в фирме. 20

СТРУКТУРА И СТОИМОСТЬ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ.. 23

4.1. Финансовые активы и обязательства. 23

4.2. Управление собственным капиталом.. 25

4.3. Политика привлечения заемных средств. 28

4.4. Структура и цена капитала (источников финансирования) 32

4.5. Стоимость основных источников капитала и источников краткосрочного финансирования 33

4.6. Текущая стоимость капитала. 34

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 40

5.1. Финансовые вычисления как основа инструментария финансового менеджера. 40

5.2. Основы методики анализа финансовой отчетности. 47

5.3. Риск и его роль в управлении финансами фирмы.. 61

5.4. Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента. 61

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ, ДОХОДНОСТИ И РИСКА.. 64

6.1. Подходы к оценке финансового актива. 64



6.2. Оценка долговых ценных бумаг. 66

6.3. Оценка долевых ценных бумаг. 68

6.4. Доходность и риск финансовых активов: методы измерения. 72

7 УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ... 77

7.1. Оборотный капитал: сущность, классификация. 77

7.2. Управление вложениями в производственные запасы.. 85

7.3. Управление дебиторской задолженностью.. 92

7.4. Модели формирования собственных оборотных средств. 98

7.5. Методы управления денежным оборотом (денежными средствами и их эквивалентами) 101

8. УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМ КАПИТАЛОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ... 104

8.1. Управление инвестиционной деятельностью фирмы.. 104

8.2. Инвестиции: сущность, определения, регулирование. 105

8.3. Инвестиционный проект: сущность, классификация. 107

8.4. Решения инвестиционного характера и логика их обоснования. 109

8.5. Базовая модель инвестиционно-финансового анализа. 110

9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ... 114

9.1. Прогнозные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее состав. 114

9.2. Финансовое планирование и бюджетирование в системе управления фирмой. 117

9.3. Финансовый план: структура, содержание. 120

9.4. Бюджетирование и бизнес-планирование в системе управления фирмой. 122

10. УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ, РАСХОДАМИ, ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ... 128

10.1. Доходы и расходы: понятие, сущность, виды.. 128

10.2. Определение точки безубыточности. 129

10.3. Прибыль: сущность, виды.. 130

10.4.Управление прибыльностью и рентабельностью.. 135

10.5. Учетная политика и налоговое планирование в системе финансового менеджмента. 136

ПОЛИТИКА ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ.. 140

11.1. Дивиденды и прибыль: логика взаимосвязи. 140

11.2. Возможности оптимизации дивидендной политики: теоретические подходы.. 142

11.3. Факторы, определяющие дивидендную политику. 145

11.4. Дивидендная политика и регулирование курса акций. 147

12. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СУБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ... 149

12.1. Оценка инвестиционных проектов с неординарными денежными потоками. 149

12.2. Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции и риска. 152

12.3. Формирование и оптимизация бюджета капиталовложений для субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.. 153

12.4. Финансовый менеджмент в транснациональных корпорациях. 155

 


 

 

1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В условиях рыночной экономики финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

1.1. Фирма как основной субъект рыночной экономики

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.

Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п. Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

• как научная дисциплина;

• как система управления финансами хозяйственного объекта;

• как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.

Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:

• концепция денежных потоков;

• концепция временной ценности денег;

• концепция риска и доходности;

• гипотеза об эффективности рынков;

• портфельная теория и модели ценообразования активов;

• теории структуры капитала и дивидендной политики;

• теория агентских отношений и др.

Изучению различных теоретических и прикладных аспектов финансового менеджмента и посвящен данный курс. Поэтому в этой главе ограничимся лишь кратким рассмотрением сущности перечисленных положений, опираясь на некоторые известные житейские мудрости.

Концепция денежных потоков

Любая фирма (компания, корпорация и т. д.), независимо от рода и масштабов деятельности, в финансовом отношении представляет собой некий «черный ящик», или «аппарат», для производства денег. В простейшем случае на вход такого аппарата подается некоторая денежная сумма либо распределенный во времени поток таких сумм, полученных из одного или нескольких источников.

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п. Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя. Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»

Концепция временной ценности денег

Принцип временной ценности денег (time-value of money) является одним из фундаментальных в финансовом менеджменте. Согласно этому принципу деньги, которыми мы обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность. Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас. Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков, о которой детально пойдет речь в гл. 6.

Концепция риска и доходности

Предпринимательская деятельность в условиях рынка неразрывно связана с риском. Известно, что «кто не рискует, тот не выигрывает!». Однако чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения не только полезных, но и негативных результатов.

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса. Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

Портфельная теория и модели ценообразования активов

Сущность теории инвестиционного портфеля довольно точно отражена в известном житейском принципе: «Не клади все яйца в одну корзину!» Его проявление в сфере бизнеса заключается в том, что распределение средств по различным активам, предприятиям и видам деятельности, т. е. формирование из них инвестиционного портфеля, как правило, связано с меньшим совокупным риском по сравнению с их концентрацией в некоем одном направлении. Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов {САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность1.

Теории структуры капитала и дивидендной политики

«Где взять и как лучше поделить?» — этот вечный вопрос волновал человечество во все времена и эпохи, при любом социально-политическом строе и продолжает оставаться актуальным до сих пор. Финансовому менеджеру ничто человеческое не чуждо, и среди важнейших проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, основными являются: из каких источников фирма должна получить необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственными ресурсами? Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

Теория агентских отношений

«Своя рубаха ближе к телу!» Эта известная пословица служит напоминанием о том, что, вступая в экономические отношения, субъекты всегда стремятся действовать в своих интересах, при этом их интересы могут не совпадать. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции. С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса. Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал- агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы.

Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.

Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

В общем случае в составе управляющей подсистемы можно выделить правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия.

Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.

Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.

Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.

Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений, которая в зависимости от источников формирования может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, получаемая в процессе функционирования предприятия его различными подразделениями: бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и др.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

Техническое обеспечение управляющей подсистемы финансового менеджмента составляют современные средства вычислительной и телекоммуникационной техники, позволяющие максимально оптимизировать и рационализировать процедуры сбора, передачи и преобразования информации. В настоящее время основой технических решений при построении автоматизированных систем управления экономическими объектами являются высокопроизводительные персональные ЭВМ, реализующие автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста и функционирующие автономно либо объединенные в сети, обеспечивающие эффективное распределение вычислительных и информационных ресурсов между различными категориями пользователей.

Программное обеспечение управляющей подсистемы финансового менеджмента обеспечивает функционирование ее технического комплекса, решение функциональных задач и взаимодействие пользователей (специалистов) с ЭВМ.

Конкретная форма реализации системы управления финансами зависит от различных факторов и будет рассмотрена далее.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

1.2. Финансы фирмы: определения, сущность, функции

Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях. С учетом комплексного содержания финансового менеджмента можно выделить две основные группы выполняемых им функций:

1) функции субъекта управления;

2) специальные функции.

Состав функций первой группы в целом характерен для любой управляющей подсистемы. К ним относятся: организация, анализ, планирование, мотивация и контроль.

Организация предполагает структурирование объекта управления, определение прав и обязанностей соответствующих подразделений. Как правило, структурные единицы выделяются по иерархическому или функциональному признаку с определением центров ответственности и контроля. В процессе реализации функции организации финансового менеджмента достигаются соответствие и интеграция его содержательной и функциональной сторон с действующей структурой системы управления на предприятии. При этом необходимо обеспечивать постоянную адаптацию организационных структур к меняющимся условиям внешней среды.

Осуществление эффективного финансового управления во многом зависит от реализации функции анализа, предполагающей периодическую оценку финансово-экономического состояния предприятия, его ликвидности и финансовой устойчивости, а также результатов проведения отдельных операций и хозяйственной деятельности в целом. В процессе анализа выявляются «узкие» места в деятельности предприятия, складывающиеся тенденции в его развитии, имеющиеся альтернативы и их возможные исходы.

Планирование предполагает постановку целей и выбор путей их достижения с учетом ограниченности имеющихся или доступных ресурсов. Эта функция является одной из главных в финансовом менеджменте. Разработка приоритетов и целей развития, выбор направлений наиболее эффективного использования всех видов ресурсов и капитала, способов привлечения дополнительного финансирования — все это далеко не полный перечень задач, реализуемых в рамках функции планирования. Ее важнейшая отличительная особенность в условиях рынка заключается в том, что планирование основных показателей хозяйственной деятельности предприятия осуществляется исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, спроса и предложения на данный вид товаров и услуг, уровня конкуренции и т. д. Планирование тесно связано с анализом, так как базируется на его результатах.

Мотивация представляет собой деятельность, направленную на реализацию поставленных целей. С помощью этой функции приводятся в действие различные факторы, влияющие на поведение людей и учитывающие их потребности. В процессе ее реализации формируется система поощрения и санкций для персонала отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение целевых финансовых показателей, нормативов и плановых заданий, за экономию ресурсов и повышение производительности труда и т. п. Эффективная реализация данной функции способствует повышению деловой активности, качества продуктов и услуг, росту квалификации персонала и в итоге оказывает непосредственное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Сущность контроля состоит в том, чтобы своевременно определить, насколько реальные процессы в хозяйственной деятельности предприятия отклоняются от запланированных параметров, установить причины таких отклонений и оперативно реагировать на их возникновение. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием системы внутреннего контроля на предприятии, определением состава контролируемых показателей, периодичности и т. п.

Следующая группа функций характеризует специфику финансового менеджмента как особого вида управленческой деятельности. К ним относят:

1) управление активами;

2) управление капиталом;

3) управление инвестициями;

4) управление денежными потоками;

5) управление финансовыми рисками.

Сущность первой функции заключается в определении реальной потребности в различных активах исходя из предусматриваемых объемов хозяйственной деятельности предприятия, оптимизации их структуры с позиций максимальной эффективности использования, обеспечении ликвидности, разработке и проведении надлежащей амортизационной политики, выборе оптимальных форм и источников их финансирования.

Управление капиталом направлено на обеспечение финансовыми ресурсами текущих и перспективных видов деятельности предприятия в соответствии со стратегией его развития. Оно включает выявление общей потребности в капитале, поиск наиболее приемлемых источников и форм финансирования, поддержание оптимальных пропорций между ними с целью минимизации стоимости капитала и его наиболее эффективного использования, осуществление комплекса мероприятий по рефинансированию.

Управление инвестициями заключается в формировании инвестиционной политики, направленной на реализацию стратегических и тактических целей предприятия. В рамках данной функции осуществляются оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов с целью отбора наиболее эффективных или приемлемых, разработка бюджетов капиталовложений, формирование и управление портфелем ценных бумаг и т. д.

Управление денежными потоками играет исключительно важную роль в текущей, повседневной деятельности предприятия. От эффективности реализации этой функции во многом зависят его платежеспособность, ликвидность и финансовая устойчивость. Сущность функции заключается в формировании исходящих и входящих потоков денежных средств предприятия, в их синхронизации по объему, времени и отдельным операциям, оптимальному использованию временно свободных денежных активов.

В рыночной экономике риск является неотъемлемым фактором хозяйственной деятельности. В процессе реализации функции управления финансовыми рисками выявляются их основные виды, проводится оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных потерь. На основе полученной информации и результатов анализа формируется система мероприятий по комплексному управлению рисками, профилактике и минимизации их отдельных видов, а также диверсификации, страхованию и хеджированию.

Основные функции финансового менеджмента рассмотрены в общем виде. Каждая из перечисленных функций может быть конкретизирована с учетом специфики конкретного предприятия и направлений его деятельности.

 

1.3. Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента

 

В зависимости от масштаба, формы собственности и разнообразия видов деятельности предприятия его система управления финансами может иметь достаточно сложную структуру.

Особенности формирования и условия получения финансовых ресурсов, направления и методы их распределения могут значительно различаться в зависимости от:

масштабов хозяйственной деятельности;

стадии жизненного цикла развития предприятия;

организационно-правовых форм ведения бизнеса и т. д.

Учитывая масштабы деятельности (объем выпускаемой и

реализуемой продукции, вложенного капитала, число работников и т. п.), выделяют крупные, средние и малые предприятия. Размер предприятия оказывает непосредственное влияние как на требуемые объемы финансовых ресурсов и разнообразие финансовой деятельности, так и на организационные формы реализации финансового управления, а также уровень его специализации.

По стадии развития, или фазе жизненного цикла, выделяют предприятия, проходящие пору «рождения», «роста», «зрелости» и «старения». В зависимости от стадии развития предприятия будут иметь различные потребности в финансировании, возможности привлечения капитала, уровни риска и т. д. На стадиях «рождения» и «роста» предприятиям требуются значительные объемы финансовых ресурсов. Такие предприятия осуществляют агрессивную финансовую политику по привлечению денежных средств, реинвестируют полностью или большую часть полученных доходов обратно в бизнес. В то же время на стадиях «зрелости» и «старения» потребности в финансовых ресурсах стабилизируются на некотором уровне, при этом большая часть из них может покрываться за счет собственных средств. Учет и понимание особенностей стадии развития конкретного предприятия позволяют более эффективно организовать и осуществлять управление его финансами.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных организационно-правовых формах. Выбор организационно-правовой формы юридического лица тесно связан с устанавливаемой собственниками и менеджментом компании стратегией развития, источниками и формами привлечения инвестиций, планами реинвестирования и распределения доходов, задачами управления.

Несмотря на разнообразие форм организации и ведения бизнеса, существующих в отечественной и зарубежной практике, все они являются разновидностями и могут быть отнесены к одной из следующих:

единоличное владение {sole proprietorship);

• товарищество, или партнерство {partnership);

• акционерное общество, или корпорация {corporation).

С экономической точки зрения главными различиями между основными юридическими формами предпринимательской деятельности являются:

✓ распределение дохода;

s ответственность по обязательствам;

s распределение рисков;

✓ осуществление контроля над бизнесом;

✓ передача прав собственности;

s способность привлекать финансовые ресурсы.

Партнерство отличается от единоличного владения только более широким кругом владельцев. Партнеры, как и единоличный владелец, несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Партнер не может передать свою долю владения другому лицу без согласия остальных партнеров. Если один из партнеров умирает или решает оставить фирму, она должна быть реорганизована. Финансирование партнерства осуществляется либо из собственных средств партнеров, либо за счет займов.

Корпорация, в отличие от других форм организации, характеризуется тем, что ее владельцы (акционеры) несут ограниченную ответственность по ее обязательствам. Ответственность владельцев ограничена суммами, которые они внесли в капитал корпорации путем приобретения определенного числа ее акций. При этом собственники (акционеры) обычно не участвуют непосредственно в деятельности корпорации и не принимают управленческие решения. Управление осуществляют профессиональные менеджеры, которых нанимает совет директоров или правление, выбранное акционерами.

Вследствие разделения собственности и управления корпоративная форма обладает рядом преимуществ. Доля капитала, представленная акциями, может быть легко передана от одного собственника к другому, и поэтому срок ее существования фактически неограничен. Корпорация может наращивать свой капитал путем выпуска новых акций, при этом число ее акционеров может быть достаточно велико. Как правило, корпорациям со значительным объемом собственного капитала гораздо проще привлекать дополнительные финансовые ресурсы в форме займов.

Платой за все эти преимущества являются недостатки корпоративной формы организации бизнеса:

• сложность учреждения и регистрации, более строгое регулирование деятельности со стороны законодательства;

• двойное налогообложение (налогом облагаются как прибыль корпорации, так и доходы собственников в виде дивидендов и прироста капитала в случае продажи акций);

• возможность поглощения или потери контроля над бизнесом в результате покупки контрольного пакета акций;

• проблема агентских отношений.

Несмотря на указанные недостатки, корпоративная форма является наиболее приемлемой и эффективной для большинства средних и крупных предприятий.

Существуют и иные (гибридные) формы организации, комбинирующие ограниченную ответственность с отсутствием двойного налогообложения. В частности, в Российской Федерации популярной формой организации бизнеса является общество с ограниченной ответственностью (ООО).

В российской практике в качестве юридических лиц выступают коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим, которые ставят своей целью получение прибыли от осуществляемой деятельности, относятся предприятия следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.

К некоммерческим организациям, которые не преследуют цель получения прибыли, относятся потребительские кооперативы, общественные, правительственные, религиозные и другие организации.

Специфической формой организации хозяйственной деятельности в Российской Федерации являются унитарные предприятия. Это государственные и муниципальные коммерческие организации, не обладающие правом собственности на закрепленное за ними имущество, которое принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Таблица __ Формы организации бизнеса и их обозначения в развитых странах

Типовая форма США Великобритания Франция Германия
Полное товарищество (партнерство) GP LP SNC OHG
Товарищество (партнерство) на вере LLP LLP SCS CoKG
Общество с ограниченной ответственностью Ltd., LLC PLC, LLC SRL GmbH
Открытое акционерное общество (АО) Lnc., Corp Co. SA AG

Как правило, в индивидуальных и семейных предприятиях, а также в предприятиях малого бизнеса финансовое управление осуществляет непосредственно владелец.

На небольших предприятиях функции финансового управления часто возлагаются на бухгалтерию либо на отдельное подразделение, как правило, финансовый или планово-финансо- вый отдел, входящие в ее состав. При этом общее управление финансовой деятельностью осуществляет главный бухгалтер, который одновременно является и финансовым директором.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.