Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц за исключением положений, в отношении, которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Значение федеральных стандартов состоит в том, что они:

‑ способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

‑ содействуют внедрение в практику аудита новых научных достижений;

‑ определяют действия аудиторов в конкретных ситуациях.

Федеральные аудиторские стандарты имеют следующую структуру:

‑ номер и наименование стандарта;

‑ введение;

‑ содержание стандарта;

‑ приложения.

В разделе «Введение» отражаются:

‑ принцип разработки стандарта в соответствии с международным стандартом аудита;

‑ необходимость разработки стандарта;

‑ области и направления применения стандарта;

‑ понятия и определения, используемые в стандарте,

В разделе «Содержание стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ, приводятся методы решения и аудиторские процедуры.

Минфин России приказом от 25.05.10. утвердил четыре аудиторских стандарта, соответствующих международным стандартам аудита.

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности». Данный стандарт определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В нем перечислены общие правила, которые нужно учитывать, составляя аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности.



ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» Данный стандарт устанавливает требования к порядку формирования модифицированного мнения, а также определяет требования к аудиторскому заключению, содержащему модифицированное мнение.

ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении». Данный стандарт устанавливает требования к форме и содержанию информации, включаемой в аудиторское заключение, чтобы привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности.

ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля». Данный стандарт определяет принципы осуществления внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

На официальном сайте Минфина России опубликован проект приказа двух новых аудиторских стандартов: ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» и ФСАД 6/2010 «Учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита». Они также разработаны в соответствии с международными стандартами аудита.

 

Внутренние стандарты аудита

Внутренние стандарты аудита подразделяются на две группы:

‑ внутренние правила (стандарты) аудита, действующие в саморегулируемых организациях аудиторов;

‑ внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций (аудиторов).

1. Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых организациях аудиторов.

Саморегулируемые организации аудиторов вправе разрабатывать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов и правил саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов

2. Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций (аудиторов).

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приёмы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций (аудиторов) представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторов, а также к осуществлению и оформлению аудиторских услуг, то есть определяют действия, указания, приемы, процедуры, применяемые в ходе проверки. Внутренние правила (стандарты) постоянно корректируются с целью их совершенствования и в связи с изменением среды их применения. Внутренние правила (стандарты) являются индивидуальными, авторскими, то есть своего рода ноу-хау каждой аудиторской организации, поэтому их содержание является коммерческой тайной и не подлежит разглашению или дальнейшему использованию при смене аудиторами места работы. Важное требование к ним заключается в их не противоречии федеральным и международным стандартам.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих услуг, а также способствует: соблюдению требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: уменьшению трудоемкости аудиторских проверок; облегчению сбора необходимых доказательств; сокращению времени проверки; уменьшению риска ошибок при формулировании заключения; использованию для проведения аудита аудиторов ‑ ассистентов; увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Соблюдение аудиторских стандартов всех уровней гарантирует определённый уровень качества аудита и надёжности его результатов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчётов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта должны обосновать причину данного отступления

Практические задания к теме 1.3.1 Стандарты аудита

Задание 1.Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Роль и значение правил (стандартов) аудиторской деятельности в работе аудиторских фирм.

2. Что представляют собой правила (стандарты) аудиторской деятельности?

3. Приведите классификацию аудиторских стандартов.

4. Дайте характеристику структуре российских правил (стандартов).

5. Какая организация разрабатывает международные стандарты аудита (МСА)?

6. Кем разрабатывается и утверждается Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности?

7. Что служит аналогом для разработки общероссийских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности?

8. Что представляют собой внутренние стандарты аудиторских организаций (аудиторов)?

Задание 2. Тесты по теме.1.3. Стандарты аудита.

1. Что гарантирует соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности:

а) высокий уровень качества аудита;

б) независимость аудиторской организации;

в) возможность повышения цены аудиторских услуг.

 

2. Аудиторские стандарты – это:

а) единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторские организации в процессе своей профессиональной деятельности;

б) нормативные документы, обязательные для всех экономических субъектов, включая аудиторские организации;

в) нормативные документы обязательные только для аудиторских организаций.

 

3. При проведении проверки аудитор должен отдавать предпочтение:

а) национальным стандартам;

б) международным стандартам;

в) каким-нибудь другим стандартам.

 

4. Во всех ли ведущих (крупных) странах есть национальные стандарты:

а) да;

б) нет, и они используют международные стандарты;

в) нет, и они не придерживаются требований стандартов вообще.

 

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются?

а) самостоятельно без учета международных подходов;

б) на основе международных стандартов с учетом российских особенностей;

в) в полном соответствии с международными стандартами.

 

6. Аудиторские стандарты в РФ носят:

а)обязательный характер;

б) рекомендательный характер;

в) применяются по усмотрению руководства фирмы.

 

7. Кто утверждает стандарты по аудиту?

а) Государственная Дума РФ;

б) Правительство РФ

в) Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

 

8. Требования стандартов саморегулируемых организаций аудиторов:

а) могут быть ниже требований Федеральных стандартов;

б) не могут быть ниже требований Федеральных стандартов;

в) не зависят от требований Федеральных стандартов.

 

9. Требования внутрифирменных правил (стандартов) аудиторской деятельности:

а) могут быть ниже требований федеральных и внутренних стандартов;

б) не могут быть ниже требований федеральных и внутренних стандартов;

в) не зависят от требований федеральных и внутренних стандартов.

Задание3. к теме 1 3. Стандарты аудита

Задание 1.Рассмотреть состав, структуру и содержание международных стандартов аудита.

Задание 2.Рассмотреть формирование системы стандартов аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Задание 3. Рассмотреть принципы группировки международных и федеральных стандартов аудита.

Задание 4.Рассмотрите порядок разработки, виды и формы внутренних стандартов аудиторской деятельности.

Задание 5.Рассмотрите требования, которым должны удовлетворять внутренние стандарты.

Тема 1.4. Подготовка и планирование аудиторской проверки

1.4.1. Экономические субъекты аудита - клиенты и их выбор

1.4.2.. Письмо-обязательство аудитора

1.4.3.. Договор на оказание аудиторских услуг

1.4.4. Планирование аудита

 

1.4.1. Экономические субъекты аудита - клиенты и их выбор

Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы и планирования. Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом (экономическим субъектом), то есть выбора клиента. На этой стадии происходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации, ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

Экономический субъект (клиент) самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую фирму. При этом критериями выбора могут быть: рекомендации деловых партнеров; конкурсный отбор, реклама; опыт работы на рынке аудиторских услуг; уровень цен на предоставляемые услуги и сроки ее исполнения. Выбрав аудиторскую фирму, заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет ей именное письмо-предложение о проведении аудита.

Работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования. Его следует проводить с учетом рекомендаций, изложенных в Федеральном стандарте № 3 «Планирование аудита». Согласно стандарту целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, предварительная оценка объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, подготовка информационной базы для последующих этапов планирования.

Для осуществления таких оценок аудитор должен достигнуть понимания в следующих вопросах;

1. бизнес клиента, его организация, масштаб, надежность;

2. соблюдение клиентом принципа действующего предприятия;

3. состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля у клиента.

Понимание деятельности проверяемого предприятия необходимо аудитору, как для осуществления правильного планирования аудита, так и для повышения качества его проведения.

Аудиторская организация еще до начала проведения аудита должна ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность клиента в достаточной степени, чтобы правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. Понимание деятельности экономического субъекта необходимо для того, чтобы учесть при проверке стратегию и тактику экономической и финансовой политики экономического субъекта соответствие учетной политики организации направлениям ее деятельности, проверить правильность применения нормативных актов и обосновать выводы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора.

Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:

‑ оценивать риски и выявлять проблемные области;

‑ эффективно планировать и проводить аудит;

‑ оценивать аудиторские доказательства;

‑ обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Аудитор вырабатывает профессиональные суждения по вопросам, для решения которых важно знание деятельности аудируемого лица, на таких стадиях аудита, как:

‑ оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля;

‑ рассмотрение коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;

‑ разработка общего плана аудита и программы аудита;

‑ определение уровня существенности и оценка того, является ли он надлежащим;

‑ сбор аудиторских доказательств;

‑ оценка официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных им оценочных значений;

‑ определение областей деятельности аудируемого лица, где могут потребоваться специфические знания и навыки;

‑ выявление противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);

‑ обнаружение необычных обстоятельств (например, фактов недобросовестных действий или несоблюдения нормативных правовых актов);

‑ анализ надлежащего характера учетной политики и раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются: основная деятельность, инвестиционная деятельность и прочие операции, не связанные с основной деятельностью организации.

Существуют следующие методы получения знаний о деятельности проверяемого предприятия.

Тестирование общих экономических факторов деятельности экономическогосубъекта, в частности общего уровня развития экономики (например, спад или рост); процентных ставок и наличия финансовых ресурсов; инфляции, девальвации или ревальвации национальной валюты; политики Правительства Российской Федерации в вопросах денежной, налоговой, тарифной политики; курса иностранной валюты и механизма валютного контроля.

Анализ особенностей отрасли, влияющих на деятельность аудируемого лица. Аудитор должен оценить:

‑ рынок и конкуренцию в отрасли;

‑ изменения в технологии производства;

‑ коммерческий риск (например, новая технология, применяемая в производстве продукции, легкий доступ на рынок новых конкурентов);

‑ сокращение или расширение деятельности;

‑ неблагоприятные условия деятельности (например, снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция);

‑ экономические показатели в отрасли;

‑ проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета;

‑ экологические требования и проблемы;

‑ требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица;

‑ доступность и стоимость энергоресурсов;

‑ особенности деятельности (например, в отношении трудовых договоров, порядка финансирования, порядка ведения бухгалтерского учета).

Анализ факторов, относящихся к финансовому положению аудируемого лица, включающих основные финансовые показатели и тенденции их изменения.

Инспектирование условий, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Принимаются во внимание особенности законодательства:

‑ требования нормативных правовых актов, применяемых в процессе деятельности аудируемого лица, в том числе в сфере налогообложения;

‑ требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности;

‑ требования к аудиторскому заключению;

‑ возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При выявлении таких аспектов деятельности проверяемого предприятия, которые требуют специальных знаний, аудитор может привлекать к работе эксперта. Для получения более глубоких знаний о бизнесе клиента аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от разного рода базовых показателей

Существует множество источников, из которых аудитор может получить знания о деятельности клиента. Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.

Понимание деятельности клиента должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита, начиная с квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита, рационального планирования аудита, определения аудиторского риска и уточнения уровня существенности. Оно необходимо также в целях эффективного проведения аудита ‑ выбора видов и методов выполнения аналитических процедур, оценки получаемых аудиторских доказательств, оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта, определения третьих сторон, выявления противоречивой информации

Основные действия аудитора, необходимая информация, используемая аудиторами на стадии предварительного планирования приведена в таблице 1.4.1.1.

Таблица 1.4.1.1

Источники информации и аудиторские процедуры на стадии предварительного планирования

 

Вопросы для рассмотрения Источники информации Аудиторские процедуры  
Характеристика отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента Учредительные документы, информа-ция СМИ и органов статистики, статистическая отчетность клиента Собеседование с руководством, визуальный осмотр, анализ статистических отраслевых данных  
Изучение структуры устав­ного капитала, состава уч­редителей и акционеров Устав, учредительные документы, протоколы заседания совета директоров, собраний акционеров, другие аналогичные документы, регистрационные свидетельства Собеседование с руководством, анализ правоустанавливающих документов  
Изучение организационно-управленческой структуры предприятия-клиента, видов деятельности и техно­логических особенностей Учредительные документы, патенты, лицензии, статистическая, внутренняя отчетность и распорядительные до­кументы Анкетирование и собеседование с руководством, визуальный осмотр
Анализ взаимоотношений с налоговыми органами, бан­ками, поставщиками, поку­пателями и другими партне­рами Акты проверок налоговых и других проверяющих органов, бухгалтерская отчетность, иски и другие юридичес-кие дела в судах, арбитражах Собеседование и документальный анализ, собеседование с партнерами, письменные запросы банкам, поставщикам и другим контрагентам  
Общая оценка финансового состояния предприятия-клиента Бухгалтерская финансовая отчетность Экспресс-анализ, аналитические процедуры  
Общий анализ системы бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля Бухгалтерская отчетность, учетная политика, внутренние положения, должностные инструкции Собеседование, анкетирование и анализ методологических положений учетной политики  

 

 

По результатам предварительного изучения экономического субъекта (предприятия-клиента) аудитор должен принять решения:

‑ о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности клиента;

‑ о возможности сотрудничества с экономическим субъектом (репутация клиента, его платежеспособность);

‑ об оценке собственной способности аудиторов к выполнению работы (с учетом квалификации, опыта, знания отрасли клиента).

На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта согласовываются также и другие организационные вопросы, в частности создание нормальных условий для работы, оплата оказанных услуг. Таким образом, по итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с данным клиентом. Если аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности проведения аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они переходят к документальному оформлению своих взаимоотношений (составлению письма о проведении аудита и договора).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.