Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1.8. Контроль качества аудита

1.8.1. Контроль качества аудита

1.8.2. Документирование аудита

1.8.3. Этические нормы аудиторской деятельности

Контроль качества аудита

ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качестваработы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» определяет принципы осуществления внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также требования к организации указанного контроля. Стандарт обязаны применять саморегулируемые организации аудиторов при определении собственных правил организации и осуществления ВККР в отношении своих членов. Руководствоваться данным стандартом должен и Росфиннадзор России при установлении порядка осуществления им внешних проверок качества работы аудиторских организаций.

Основными принципами осуществления внешнего контроля, являются его независимость и прозрачность, высокий профессионализм контролеров, публичность полученных результатов. Обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. При организации ВККР должны быть обеспечены: систематичность внешних проверок, необходимые полномочия контролеров и их независимость от объекта ВККР, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении лиц, отказывающихся от проверок, препятствующих предоставлению необходимой информации и документов, либо не применяющие необходимых действий по устранению допущенных нарушений.

Контролер должен принимать меры по предотвращению конфликта интересов между ним и проверяемым объектом. Также он обязан поддерживать свои знания и навыки на должном уровне и руководствоваться кодексом профессиональной этики аудиторов.



Результаты внешней проверки оформляются в виде письменного отчета (акта, заключения) при его составлении должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость и лаконичность.

ФСАД 4/2010 определяет, как проводится мониторинг внешнего контроля. Годовой отчет о состоянии внешнего контроля качества работы должен публиковаться.

Для изучения и оценки системы внутреннего контроля используется стандарт №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту». Аудиторская организация определяет свои методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита в соответствии с федеральными законами.

Общие цели контроля качества, которые должны быть установлены аудиторской фирмой, обычно включают следующее:

Профессиональные требования.

Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения.

Умение и компетентность.

Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих техническими стандартами и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью.

Поручение.

Аудиторская работа должна быть поручена сотрудникам, имеющим техническую подготовку и опытность, необходимые в данных условиях.

Делегирование полномочий.

Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль и проверку работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества.

Консультирование.

В случае необходимости в самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими надлежащими экспертными знаниями.

Принятие и сохранение клиентов.

Необходимо постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и обзор существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента.

Мониторинг.

Необходимо регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью поставленных целей и методов контроля качества.

Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.

Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые в контексте поставленных целей являются надлежащими применительно к осуществляемому аудиту.

Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие контрольные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов аудиторов, которые выполняют делегированную им работу.

Любое делегирование работы ассистентам аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

Делегирование работы может сопровождаться информированием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономического субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

 

Документирование аудита.

В федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определены общие принципы документирования аудита, требования к форме и содержа­нию рабочей документации аудита, порядок составления и хранения рабочей документации.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т. е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита.

Рабочие документы обычно содержат:

‑ информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

‑ выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

‑ информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятель­ность;

‑ информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

‑ доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

‑ доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;

‑ доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

‑ анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

‑ анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

‑ сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

‑доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

‑ сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

‑ подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

‑ копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

‑ копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

‑ письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

‑ выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

‑ копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой работы, рода деятель­ности, состояния бухгалтерского учета, надежности системы внутреннего контроля и уровня руководства экономического субъекта.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

‑ характер аудиторского задания;

‑ требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

‑ характер и сложность деятельности аудируемого лица;

‑ характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

‑ необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

‑ конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в рабочую документацию аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.

Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит, и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рабочая документация должна содержать сведения, необходимые и достаточные для планирования аудита аудиторской организацией, подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, для составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией

Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений (приложения 6—9).

В рабочей документации подлежат отражению все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора вместе с выводами, сделанными по этим вопросам.

Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования. К мо­менту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

‑ наименование документа;

‑ наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

‑ период, за который проводится аудит;

‑ дата выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

‑ содержание документа;

‑ личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку;

‑ дата проверки документа;

‑ личная подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровка.

Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно. Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.

По окончании аудита рабочая документация сдается для обязательного хранения в архив аудиторской организации. Она должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Срок хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет.

Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.