Возникновение и основные этапы развития экономической теории Экономическая теория постоянно развивается потому, что изменяется ее объект и предмет, постепенно накапливаются знания, позволяющие переходить к научной системе более высокого уровня.
Сложность предмета экономической теории обусловила существование различных подходов к его определению. Впервые термин «экономика» был введен в оборот древнегреческим философом Аристотелем в 322—384 гг. до н.э. Этот термин состоял из двух греческих слов: «ойкос» — дом, «номос» — учение. В античный период экономические взгляды еще не выделились в самостоятельное учение и существовали и развивались в рамках философии и других наук. Только в XVI-XVII вв. зародилась собственно экономическая наука. Этот период ознаменовался становлением капитализма, углублением общественного разделения труда, развитием мануфактуры, расширением как внутренних, так и внешних рынков и, как следствие, мощным развитием товарно-денежных отношений. Предметом экономической науки этого периода считалось богатство, которое отождествлялось с деньгами, а источником богатства считалась сфера обращения. Появилась первая экономическая школа —меркантилизм . Особую известность среди меркантилистов получили Т. Мен и А. Монкрентьен .
В начале XVII в. сформировались научные взгляды по вопросам хозяйственного развития. Экономическая наука выделилась в самостоятельное направление. В 1615 г. француз А. Монкрентьен опубликовал «Трактат политической экономии», в котором определил экономическую науку (политическую экономию) как науку о законах, управляющих общественным хозяйством. В дальнейшем экономическая наука обогатилась новыми положениями и теориями.
В соответствии с различными исследовательскими подходами трактовка предмета экономической теории отличается в разных экономических школах. Так, в XVII-XVIII вв. физиократы перенесли исследование из сферы торговли в сферу производства, но при этом они считали, что главной задачей экономики является развитие сельского хозяйства, промышленность же — бесплодная сфера.
В XVIII-XIX вв. представители классической политэкономии А. Смит и Д. Рикардо исследовали условия производства накопления и распределения национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включали промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др. Они заложили основы трудовой теории стоимости, рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему, отрицали необходимость вмешательства государства в экономику.
XIX в. был ознаменован появлением марксизма , оказавшего заметное влияние на экономическую науку и общественную жизнь в XIX и XX вв. Создатели этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс положили в основу своей теории рассмотрение социально-экономических отношений как общественной формы развития производительных сил. Разработанная ими политическая экономия стала изучать производственные отношения общественных формаций, последовательно сменяющих друг друга, с позиции классового подхода.
В конце XIX в. возник маржинализм . Основоположниками этого направления стали экономисты австрийской школы — К. Менгер , Ф. Визер , Е. фон Бем-Баверк . Они исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. На первый план выдвигалась проблема полезности благ. Ими была разработана теория предельной полезности .
В 1890 г. А. Маршалл , основатель Кембриджской школы, в книге «Принципы экономикса» впервые употребил термин «экономикс». Предметом исследования «экономикса» является анализ поведения «экономического человека» в процессе взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения.
В 30-е гг. XX в. появилось радикально новое направление —кейнсианство , названное по имени его основателя Дж.М. Кейнса . В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа и обоснования необходимости государственного регулирования экономики.
После Второй Мировой войны появились новые теории и направления, например, неоклассическая школа, провозгласившая доктрину монетаризма . Основателем ее является американский экономист М. Фридмен . Он выступал против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Главным регулирующим фактором экономики Фридмен считал деньги.
Теория неоклассического синтеза , автором которой является американский экономист П. Самуэльсон , представляет собой сочетание идей неоклассической школы, придающей решающее значение денежному обращению, и кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию экономики. П. Самуэльсон, среди множества определений предмета экономической теории (экономикс), указывал, что это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения для достижения поставленных целей.
Ключевые слова и понятия
Экономическая теория , политическая экономия , экономикс , предмет науки, метод и методология , микроуровень , макроуровень , мегауровень , меркантилизм , физиократы , классическая политэкономия , марксизм , кейнсианство , монетаризм , неоклассический синтез .
Вопросы для самопроверки
1. Определите предмет экономической теории.
2. В чем заключается разница в подходе к предмету у представителей политэкономии в западной экономике?
3. Каковы основные функции экономической теории?
4. Назовите круг проблем, которыми занимаются микро- и макроэкономика.
5. Каково место экономической теории в системе экономических наук?
6. Что такое метод? Назовите основные методы изучения экономической теории.
7. Когда, где и почему зародилась экономическая мысль?
8. Когда сформировался научный подход к проблемам экономического развития?
9. Назовите основоположников классической политической экономии. В чем заключается их вклад в науку?
10. Назовите главные направления современной экономической мысли.
Литература по теме
1. Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 1.
2. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. — Киров, 2000.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики — М.: Норма, 2003. — Гл. 1.
4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002. — Введение.
5. Экономика: Учебник / Под ред. Е.Н. Лобачевой. — М.: Экзамен, 2003. — Гл. 2.
6. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003. Гл. 1.
7. Экономическая теория: Учебник для вузов /Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Владос, 2002. — Гл. 1.
|