Совершенная конкуренция и эффективность экономики Анализируя приведенное выше условие долгосрочного равновесия, можно выделить следующие позитивные черты рынка совершенной конкуренции.
1. Производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек.
2. Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то D = S). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
3. Безубыточность фирм в долгосрочном периоде (P = LATCmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость — фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.
Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда мы говорим осаморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.
Вместе с тем, совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:
1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Ключевые слова и понятия
Совершенная конкуренция , несовершенная конкуренция , монополистическая конкуренция , олигополия , монополия , дуополия , монопсония , кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы , положение долгосрочного равновесия .
Вопросы для самопроверки
1. Назовите критерии рынка совершенной конкуренции.
2. Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?
3. Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
4. Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?
5. Фирмы, производящие себе в убыток, должны обязательно сразу закрываться. Всегда ли это верно?
6. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?
7. Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?
8. Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?
9. Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?
10. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка?
Литература по теме
1. Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 7.
2. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. — Киров, 2000. — Гл. 9.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2003. — Гл. 7.1.
4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 11, 13.1.
5. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003. — Гл. 13.
|