вопрос Цели и задачи воспитания.
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле восп. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Это сложный процесс передачи опыта от одного поколения другому.
Цель и задачи воспитания:
Цель – всестороннее развитие личности.
Задачи:-формирование у обучающихся целостной научной картины мира, -формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, -приобщение к общечеловечесским ценностям и одекватному этим ценностям поведению, -развитие креативности, как важного личностного качества, - формирования самосознания, самоценности своего собственного Я, чувства собственного достоинства, помощь в самореализации, -воспитание нравственности, духовности, культуры человека.
Основные этапы процесса воспитания: -Уяснение обучающимися основных понятий и норм поведения(беседы, кино..); -Формирование отношения обучающихся к предлагаемым им нормам поведения и правилам (Формирование оценочных суждений о поступке, поведении. Почему я сделал так , а не иначе. Пораждение переживаний);-Формирование взглядов и убеждений, этап принятия норм и правил и перевод их в личное достояние;-Формирование общей направленности личности. (Поступки, действия в соответствии со своими убеждениями, личность способна к самовоспитанию
Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания.
Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Эстетическое воспитание имеет цель развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.
Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой.
Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на: развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов:1формирование культуры учебного и трудового процессов; 2развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству; 3стимулирование интереса к работе с книгой.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
· совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
· учета индивидуальных особенностей воспитанника;
· условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса;
В условиях школы воспитательный процесс направлен на:
· целостное формирование личности с учетом цели коммунистического воспитания всестороннего, гармонического развития личности;
· приобщение школьников к общественным ценностям в области идеологии, морали, труда, науки, искусства, культуры (освоение общественной культуры и духовных ценностей в процессе обучения школьников постоянно обогащает воспитательный процесс);
· организацию познавательной деятельности учащихся, ведущей к развитию общественного сознания школьников;
· организацию социально ценной, многообразной деятельности при ведущей роли трудовой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей личности;
· развитие важнейшей социальной функции личности — общения в условиях коллективного взаимодействия в различных объединениях школьников;
· формирование нравственных качеств и общественно ценной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.
Воспитание характеризуется следующими особенностями:
-возникает под влиянием потребности общества в передаче от поколения к поколению накопленного жизненного опыта (знания, умения и навыки, традиции, правила);
-носит исторический характер — т. е. по мере развития общества меняются цели, содержание, методика воспитания;
-целенаправленность и планомерность процесса воспитания;
-процесс двусторонний: ребенок не только объект, но и субъект воспитания;
-целостность процесса воспитания — в процессе воспитания у ребенка формируются не отдельные качества, а личность в целом;
-процессу воспитания свойственна скачкообразность: хотя качества личности формируются постепенно, их становление происходит в форме скачка;
-процесс воспитания характеризуется многофакторностью;
-длительность процесса воспитания;
-воспитание — взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.
Социализация — интеграция человека в общество, обретение социальных ролей.
Индивидуализация — обретение индивидуальных качеств.
Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания.
Закон воспитания — объективно существующие, повторяющиеся существенные связи между предметами и явлениями в педагогическом процессе. Законы воспитания:
-Единство целей, содержания, методов и результатов воспитания.
-Взаимосвязь воспитания и развития личности.
-Взаимосвязь воспитания и обучения.
-Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания.
-Взаимосвязь между степенью активности личности и результатами ее развития.
Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизнедеятельности воспитанников, их отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Классификация методов воспитания:
-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций);
-методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций)
-методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, соревнование, “взрыв”
-методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.);
-методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций)
Условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания:
Методы воспитания выбираются в связи с ожидаемыми воспитательными результатами. Для каждой конкретной ситуации свои методы. Нет универсального решения.
-методы воспитания должны соответствие идеалам общества и целям воспитания
-должны соответствовать содержанию воспитания
-соответствовать педагогической задаче
- соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям учащихся
- соответствовать зрелости и организованности коллектива
-соответствовать принципам воспитания
-соответствовать условиям воспитательного процесса
|