Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Обязанность получения детьми основного общего образования

(ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девяти­летнего) и государственная аттестация по его завершении при­знаются необходимыми потому, что человек, не имеющий ос­новного образования, выпадает из современной жизни, его воз­можности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост пре­ступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязан­ность обеспечить получение их детьми основного общего обра­зования. Обязательность основного общего образования относит­ся лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком — дело добровольное.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культур­ного наследия, беречь памятники истории и культуры(ч. 3 ст. 44). Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и исто­рико-культурные территории и объекты, которые важны для со­хранения и развития самобытности всех народов России.

Обязанность защищать Отечество(ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее не­исполнение предусматривается уголовная ответственность.

Избирательная система

Выборы — это способ формирования органов государствен­ной власти и местного самоуправления, а также занятия от­дельных государственных должностей, обеспечивающих пред­ставительный характер соответствующих органов.


§ 6. Избирательная система 149

Выборы имеют очень важное социально-политическое зна­чение, ведь они одновременно выполняют сразу несколько функций:



а) выборы — форма непосредственной демократии;

б) выборы — способ определения состава государственных
органов;

в) выборы — это форма политической борьбы;

г) выборы осуществляют воспитательную роль, способству­
ют развитию политического сознания людей.

Избирательная система— это совокупность общественных от­ношений, возникающих по поводу выборов.

Поскольку эти отношения с точки зрения государства весьма значимы, они регулируются правовыми нормами, система кото­рых и составляет избирательное право (подотрасль конституци­онного права). Основные вопросы организации и проведения выборов регулируются в Законе «О выборах в Государственную Думу» (1995 г.), Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1997 г.), Законе «О вы­борах Президента Российской Федерации» (1999 г.), Законе «О порядке формирования Совета Федерации» (2000 г.) и др.

Принципы избирательного права.Граждане Российской Фе­дерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что к выборам до­пускается практически все взрослое население и каждому дает­ся возможность реализовать свое избирательное право незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям. Но есть определенные ограничения:

а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не
моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать
человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа
субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обла­
дают граждане, достигшие 18 лет;

б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;

в) нахождение в местах лишения свободы;

г) нахождение на государственной должности, несовмести­
мой со статусом депутата Государственной Думы.


150 Глава 3. Конституционное право

Равнымизбирательное право считается тогда, когда все из­биратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основа^ ниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех изби­рателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в пре­доставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), су­ществование контроля государства за расходами кандидатов и т. п.

Прямоеизбирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка канди­датов) непосредственно и лично.

Тайноеголосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Фе­дерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосова­ния обеспечивается предоставлением возможности каждому на­жать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окру­жающих.

Добровольность(свобода) участия гражданина в выборах оз­начает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.

Виды избирательных систем.Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарная избирательная системапредполагает подве­дение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:

а) систему абсолютного большинства, при которой для из­
брания кандидата требуется подача голосов более половины
лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы;

б) систему относительного большинства, при которой для из­
брания кандидату требуется набрать голосов больше, чем дру­
гим кандидатам.

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в пред­ставительном органе власти. Парламент становится работоспо­собным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за кон-


§ 6. Избирательная система 151

кретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.

Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном слу­чае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со сче­тов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявле­ния победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная системаоснована на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально ко­личеству (процентам) голосов, набранных данной партией на вы­борах.

Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представля­ют в парламенте партии, получившие небольшой процент голо­сов избирателей. Парламент, в котором представлены различ­ные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполага­ет наличие относительно высокого уровня политической гра­мотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональ­ной системе.

Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало го­лосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).

В Российской Федерации при формировании представи­тельного законодательного органа используется смешанная из­бирательная система.Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.


152 Глава 3. Конституционное право

Избирательный процесс

Избирательный процесс, т. е: деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.

1. Составление списков избирателей.Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего озна­комления не позднее чем за 15 днейдо выборов. Каждый гражда­нин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточно­сти в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.

2. Образование и утверждение избирательных округов и изби­рательных участков.Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются со­ответствующей избирательной комиссией и утверждаются соот­ветствующим представительным органом не позднее чем за60 днейдо дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей образуются избирательные участки. Они формируются гла­вой местной администрации по согласованию с соответствую­щими избирательными комиссиями не позднее чем за30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирате­лей из расчета неболее 3000 избирателейна каждом участке.

3. Формирование избирательных комиссий.Существует целая
система избирательных комиссий:'

• Центральная избирательная комиссия РФ;

• избирательные комиссии субъектов РФ;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные избирательные комиссии (районные, го­родские и др.);

• избирательные комиссии муниципальных образований;

• участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется глас­но и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объедине­ний и средств массовой информации. Решения избирательных


§ 7. Избирательный процесс 153

комиссий публикуются в печати. В день голосования на изби­рательных участках вправе присутствовать наблюдатели от об­щественных объединений, кандидатов, прессы. Избирательные комиссии — это коллегиальные органы, и все их решения при­нимаются большинством голосов и подписываются председате­лем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии незави­симы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают из­бирательным комиссиям содействие в реализации их полномо­чий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т. п.).

Решения и действия (или бездействие) избирательных ко­миссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы ввышестоящую изби­рательную комиссию или в суд.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.Это наиболее важ­
ная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа кото­
рых будут избраны Президент, депутаты.

Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

1) выдвижение избирательными объединениями. Оно произво­дится на съезде (конференции) партии (блока партий);

2) выдвижение непосредственно избирателями. Оно предпола­гает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвиже­нии. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;

3) самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).

Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установ­ленного законом количества подписей избирателей в поддерж­ку кадидата (списка кандидатов).

5. Предвыборная агитация.Это деятельность граждан, обще­
ственных объединений по подготовке и распространению ин­
формации, имеющей целью побудить избирателей принять уча­
стие в голосовании за или против тех или иных кандидатов
(спи­
ска кандидатов). Она может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных меро­
приятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвы­
борных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий,
выпуска и распространения агитационных печатных материа-


154 Глава 3. Конституционное право

лов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бес­платное предоставление им эфирного времени по каналам государ­ственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе полу­чить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

Предвыборная агитация — это, пожалуй, одна из самых ка­питалоемких стадий избирательного процесса. Государство фи­нансирует работу избирательных комиссий и частично предвы­борную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования пред­выборной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

• средств, выделенных кандидатам в равных размерах соот­ветствующей избирательной комиссией;

• собственных средств избирательного объединения или кандидата, за иключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избира­тельным объединением;

• добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательством устанавливаются предельные размеры пе­речисляемых в избирательные фонды собственных средств кан­дидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.

6. Голосование.Без сомнения, это действительно самая глав­ная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой инфор­мации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обя­зана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.

Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относя­щемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражда-


§ 8. Президент Российской Федерации



нин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Запол­ненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.Подан­ные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сна­чала устанавливается общее число голосов, поданных по избира­тельному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сло­жения содержащихся в них данных окружная избирательная ко­миссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.