Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Возбуждение дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению являются:

1) обнаружение события административного правонаруше­ния (например, превышение скорости);

2) поступившие из государственных органов материалы, указывающие на наличие такого события;

3) сообщения, заявления физических и юридических лиц и др.

Составление протокола.Правоотношение по поводу привле­чения правонарушителя к административной ответственности возникает на основе сложного юридического факта: обнаруже­ния административного правонарушения и составления прото­кола об административном правонарушении. Если обнаруже­ние проступка в основном регулируется ведомственными акта­ми (например, уставом патрульной службы и т. д.) и имеет


§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 6 4 1

слабое отношение к производству по делу об административ­ном правонарушении, то протокол об административном пра­вонарушении — это та процессуальная форма, в которой про­исходит возбуждение дела.

Протокол об административном правонарушении составля­ется уполномоченным на то должностным лицом контрольно-надзорного органа, работником милиции и др.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного ли­ца, то оно, в случае если составление протокола об админист­ративных проступках этой категории входит в его компетен­цию, не может отказаться от его составления. Если же это не входит в его компетенцию, оно обязано, давая мотивирован­ный отказ, разъяснить заявителю порядок возбуждения дела.

Составление протокола не всегда обязательно. Так, если за административное правонарушение установлена ответствен­ность в виде предупреждения или минимального штрафа (до одного минимального размера месячной оплаты труда) и нару­шитель не оспаривает допущенное правонарушение и налагае­мое на него взыскание, то протокол не составляется. Протокол не составляется и в других случаях, когда в соответствии с за­конодательством штраф налагается и взымается, а предупреж­дение оформляется на месте совершения правонарушения.



Протокол об административном правонарушении должен содержать определенный перечень сведений: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, состав­ляющего протокол; сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонару­шения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются, объяснения нарушителя, необходимые для разре­шения дела. Кроме того, в нем должны фиксироваться доказа­тельства, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие правонарушения, виновность лица, иные обстоя­тельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и право­нарушителем. Лицо, совершившее правонарушение, может от­казаться подписать протокол, в котором в этом случае об этом делается запись, а также вносятся объяснения и замечания по содержанию протокола, мотивы отказа от его подписания, если нарушитель таковые представит.

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Протокол направляется органу (дополни-


6 4 2 Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное право

тельному лицу), уполномоченному рассматривать дело об адми­нистративном правонарушении.

В некоторых случаях протокол об административном право­нарушении составляется не на месте правонарушения, а, на­пример, в отделении милиции, помещении военизированной охраны в течение двух суток. Это имеет место:

• при невозможности составить протокол на месте право­нарушения, если составление протокола является обязатель­ным;

• если у нарушителя нет документов и нет свидетелей, кото­рые могут сообщить необходимые данные о нем;

• если у нарушителя отсутствуют необходимые документы на транспортное средство;

• в других случаях.

Доставление правонарушителя в административный орган должно быть произведено в возможно короткий срок.

Процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Внекоторых случаях пред­ставляется весьма затруднительным рассмотрение дела об ад­министративном правонарушении без применения определен­ных мер, главной задачей которых является обеспечение свое­временного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относятся доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, ос­мотр помещений, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и др.

Законодательство устанавливает исчерпывающий перечень поводов к применению мер обеспечения производства по делу. Такие меры могут применяться только в целях:

• пресечения административных правонарушений, когда ис­черпаны другие меры воздействия. Это основание дает право некоторым ученым причислять меры обеспечения производства к административно-пресекательным мерам, однако при этом упускается из вида другая сторона природы этих мер — обеспе­чение производства по делу;

• установления личности правонарушителя. Такая потреб­ность может возникнуть в том случае, если у лица, совершивше­го административный проступок, не окажется при себе докумен­тов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем. Так как должностное ли-


§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 643

цо оценивает доказательства (в данном случае — показания сви­детелей) по собственному внутреннему убеждению, наличие свидетелей не всегда уберегает правонарушителя от администра­тивного задержания и других мер. Поэтому существует неглас­ное правило, согласно которому находиться на улице можно и без документов, но нельзя без них нарушать нормы права;

• составления протокола об административном правонару­шении при невозможности составления его на месте, если со­ставление протокола является обязательным;

• обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административ­ных правонарушениях. В общем, можно только сожалеть о том, что в законодательстве нет четких формулировок в качестве ос­нований для применения мер обеспечения производства по де­лу. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Административное задержание.Такое задержание может быть, кроме того, и мерой административного пресечения. Суть административного задержания заключается в кратковре­менном ограничении свободы правонарушителя и содержании его в отделении милиции, караульном помещение и др. для совершения определенных процессуальных действий, направленных на правиль­ное и своевременное рассмотрение дела. Административное за­держание несколько дублирует такой институт административ­ного права, как доставление нарушителя, по поводам и причи­нам применения, но не по сути. Дело в том, что доставление имеет своей основной целью принудительное препровождение нарушителя в отделение милиции, где затем к нему может быть применено административное задержание, срок которого ис­числяется с момента доставления, а может и не применяться.

Административное задержание обязательно должно оформ­ляться протоколом об административном задержании, состав­ление которого производится прежде всего в интересах наруши­теля, так как протокол является своеобразной гарантией закон­ности задержания. Поэтому задержанный в любом случае должен требовать составления протокола об административном задержании. В протоколе обязательно должны указываться сле­дующие сведения: дата и место его составления, должность, фа­милия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Особое внимание следует обратить на указание времени задержания, так как именно с этого момента исчисляется срок задержания.


6 4 4 Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное п р а в о

Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержан­ным.

По просьбе лица, задержанного за совершение администра­тивного правонарушения, о месте его нахождения в кратчай­шие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании не­совершеннолетнего уведомление его родителей или законных представителей обязательно.

Очень важной гарантией прав задержанного является уста­новление сроков административного задержания. По общему правилу задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов.Лица, на­рушившие пограничный режим, режим Государственной гра­ницы, в необходимых случаях для установления личности и вы­яснения обстоятельств правонарушения могут быть задержаны на срок до двух суток.В случаях, когда по делу может быть на­значена санкция в виде ареста (при совершении мелкого хули­ганства, неповиновении работнику милиции и др.) нарушители могут быть задержаны на срок до 48 часов, а практически до рассмотрения дела народным судьей.Однако для этих дел уста­новлены укороченные сроки рассмотрения дел.

Очень важно знать и перечень органов (должностных лиц), правомочных произвести административное задержание. К ним относятся должностные лица органов внутренних дел, погра­ничных войск РФ, старшие должностные лица военизирован­ной охраны объектов, должностные лица военной автомобиль­ной инспекции, налоговой полиции.

2. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств.Личный досмотр может производиться должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, налоговой полиции, таможенных учреждений и пограничных войск. Лич­ный досмотр может производиться лицом одного пола с досмат­риваемым и в присутствии двух понятых того же пола, что на­ши органы внутренних дел в последнее время часто не соблю­дают.

Досмотр вещей и транспорта может производиться с целью обнаружения орудий и предметов совершения административ­ного правонарушения. Как правило, их досмотр должен произ­водиться в присутствии собственника или владельца, но в случа­ях, не терпящих отлагательства (а не во всех, когда отсутствует владелец), указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие владельца.


§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 6 4 5

О личном досмотре и досмотре вещей делается запись в про­токоле об административном правонарушении или об админи­стративном задержании либо составляется отдельный протокол.

3. Изъятие вещей и документов.Могут быть изъяты только
такие вещи и документы, которые непосредственно явились ору­
дием или непосредственным объектом правонарушения
и были об­
наружены при задержании, личном досмотре, досмотре вещей.
Изъятые' вещи и документы хранятся до рассмотрения дела и
используются в качестве доказательств по делу. После этого
они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются, либо
уничтожаются.
Изъятие вещей и документов либо оформляется
отдельным протоколом,
либо об этом делается запись в прото­
колах об административном задержании, досмотре вещей, пра­
вонарушении.

Особым случаем изъятия документов является изъятие води­тельского удостоверения, которое допустимо лишь тогда, когда за совершенное правонарушение грозит санкция в виде лише­ния права управления транспортным средством. Поэтому в данном случае эта мера — способ обеспечения исполнения ре­шения о наложении административного взыскания.

При нарушении прав лиц, подвергнутых административно­му задержанию, личному досмотру, досмотру вещей и изъятию вещей и документов, эти лица могут обжаловать неправомерные действия должностных лиц в вышестоящий орган или прокурору. Прокурор, например, своим постановлением освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несу­дебными органами.

4. Отстранение от управления транспортным средством, осви­
детельствование на состояние опьянения, задержание транспорт­
ного средства.
Такая мера является особым видом процессуаль­
ных мер обеспечения производства по делу.

Лицо, управляющее транспортным средством, подлежит от­странению от управления, а транспортное средство — задержа­нию до установления причины задержания в следующих случаях:

• если имеются достаточные основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Такими основаниями могут быть данные освидетель­ствования на состояние опьянения, наличие признаков опьяне­ния (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, изменение окраски кожных покровов лица, сам характер движения транспортного средства), заявления граждан об упот-



Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное п р а в о


реблении водителем алкогольных напитков, признание самого лица в употреблении спиртных напитков и т. п.;

• если водитель не имеет права управлять транспортным средством, а равно не имеет при себе водительских прав;

• если водитель не имеет при себе регистрационных докумен­тов на транспортное средство;

• если транспортное средство эксплуатировалось без номер­ных знаков, с подложными номерными знаками, с нестандарт­ными, нечитаемыми или установленными с нарушением требо­ваний правил дорожного движения номерными знаками.

Под отстранением от управления понимается запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение, и выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении задержанным ли­цом места водителя. Задержанное транспортное средство дос­тавляется в дежурную часть органа внутренних дел, площадку около поста милиции, платную стоянку. Порядок хранения транспортного средства осуществляется в порядке, установлен­ном Правительством РФ.

Управляющие транспортным средством лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они на­ходятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию на состояние опьянения. При этом важно отметить, что ин­спектор ГИБДД и другие лица не могут проводить освидетель­ствование без достаточных оснований. Существует два способа освидетельствования: с помощью индикаторных трубок «кон­троль трезвости» и в стационарном медицинском учреждении.

1. Освидетельствование с помощью индикаторных трубок
производится в присутствии двух свидетелей. Трубка вскрыва­
ется непосредственно перед применением в присутствии обсле­
дуемого лица и свидетелей, при этом необходимо убедиться в
том, что срок годности трубки еще не истек. Работник, прово­
дящий освидетельствование, предлагает продуть трубку. Напол­
нитель трубки под действием паров алкоголя должен изменить
окраску с желтой на зеленую в течение одной-двух минут.

2. Освидетельствование в медицинских учреждениях проводит­
ся, во-первых, когда обследуемое лицо не согласно с результатами
проверки с помощью индикаторной трубки,
а во-вторых, в случае
обследования водителей — участников дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых причинен существенный ма­
териальный ущерб или имеются пострадавшие.
Проводить обсле-


§ 4. Рассмотрение дела об административном правонарушении 647

дование в медицинских учреждениях могут только лица с высшим медицинским образованием в специализированных кабинетах, наркологических диспансерах, других учреждениях. Врач должен специализироваться в области психиатрии, наркологии, невропа­тологии или быть специально подготовленным для проведения освидетельствования. При несогласии лица с результатами меди­цинского освидетельствования производится повторное освиде­тельствование другим врачом или медицинской комиссией.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.