Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Обжалование актов о применении налоговых санкций

Порядок обжалования решений налоговых органов и их должностных лиц отличается многообразием.

1. Административный порядокприменяется в тех случаях, ко­
гда налогоплательщик или иное лицо, нарушившее норму на­
логового законодательства, обращается для обжалования нало­
женной на него налоговой санкции в налоговые органы.

Жалобы подаются лицами, подвергшимися применению на­логовых санкций, в вышестоящую государственную налоговую инспекцию в трехмесячный срок с момента наложения санк­ции, рассматриваются и решения по ним принимаются в срок не более одного месяца со дня поступления жалобы.

В случае пропуска указанного срока по уважительной при­чине срок может быть восстановлен органом, рассматриваю­щим поданную жалобу.

Вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобу и принимает решение в течение месяца со дня ее поступления. По­дача жалобы не приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы, если налоговый орган не примет иное решение.

По жалобе может быть принято одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить решение и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить дело, что влечет за собой возврат взысканных денежных сумм;

4) изменить санкцию в пределах, предусмотренных соответ­ствующим нормативным актом, или вынести новое решение.

Копия решения по жалобе на решение налоговой организа­ции в течение трех дней высылается лицу, в отношении кото­рого оно вынесено.

2. Судебный порядок.Если налоговая санкция была наложе­
на на юридическое лицо, то дело рассматривается арбитраж­
ным судом. Арбитражному суду подведомственны следующие
споры:



1) о признании актов налоговых органов недействительными. Таковыми признаются акты счетной проверки в совокупности с решением начальника (или его заместителя) налогового орга­на о применении налоговой санкции. Иногда решение началь­ника может быть выражено (опять-таки в письменной форме) в виде резолюции на акте проверки и его подписи на платежном требовании о бесспорном списании денежных средств;


§ 3. Обжалование актов о применении налоговых санкций 6 7 5

2) о возврате из бюджета денежных средств, списанных на­логовыми органами в бесспорном (безакцептном) порядке с на­рушением требований закона или иного нормативного акта;

3) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

Критические замечания можно высказать применительно к арбитражному порядку рассмотрения споров. Например, требо­вания о возврате денежных сумм, списанных налоговой ин­спекцией в бесспорном порядке, могут заявляться в арбитраж­ный суд в тех случаях, если налоговая инспекция отказывается возвратить их по уже признанному недействительному акту или если денежные суммы взысканы только на основе одного пла­тежного требования, которое актом государственного органа не является. В целом же следует констатировать, что арбитражные суды, хотя бы только по причине своей перегрузки, далеко не всегда являются доступными для организаций, которые решили обжаловать незаконные действия налоговых органов. И не­смотря на то что, согласно новому Арбитражно-процессуально-му кодексу РФ, для обращения в арбитражный суд совсем те­перь не обязательно предварительно подавать претензию (жа­лобу) в налоговые органы и, более того, обжалование действий должностных лиц налоговых инспекций по принципу подчи­ненности (т. е. в административном порядке) не лишает пред­приятие права на защиту своих имущественных интересов в су­дебном порядке, приходится констатировать, что все же чаще предприятия выясняют отношения с налоговыми органами не через арбитражный суд, а используя административный поря­док. Все это говорит о том, что пока предприятия не имеют ре­альной защиты своих прав и законных интересов, нарушаемых налоговыми органами.

Физические лица при нарушении прав и законных интере­сов со стороны налоговых органов могут обращаться в суды об­щей юрисдикции в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан»1. Однако это не лишает их права обращаться в вышестоящую государственную налоговую ин­спекцию.

Жалобы на решение начальника налогового органа (его за­местителей) по делам о нарушении налогового законодательст-

См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 1 9 . Ст. 685.


6 7 6 Глава 1 6 . Налогово-процессуальное право

ва рассматриваются судьей единолично в течение 10-дневного сро­ка. О времени рассмотрения жалобы суд уведомляет обе сторо­ны (заявителя и начальника налоговой инспекции), но их отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела.

При рассмотрении дела судья проверяет правильность дей­ствия налоговой инспекции, а именно:

• имелся ли факт нарушения налогового законодательства;

• виновен ли оштрафованный в нарушении;

• не превышает ли наложенный штраф установленный за­конодательством предельный размер;

• учтена ли тяжесть проступка;

• учтены ли особенности личности виновного и его имуще­ственное положение;

• не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.

Судья, установив, что требование налогового органа неза­конно, выносит решение об удовлетворении жалобы.

Жалоба может быть удовлетворена и частично. Например, признав правильность наложения штрафа, но установив, что он превышает установленный законом предел, судья снижает сум­му штрафа до установленного законом предела. Или, если штраф наложен без учета тяжести совершенного правонаруше­ния, личности виновного, его имущественного положения, су­дья может снизить сумму штрафа, но не ниже минимального его предела. Подробное решение может быть принято судьей по делам о таких правонарушениях, как, например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе, неуплата или не полная уплата сумм налога

Если обсуждаемое решение налогового органа признается законным, судья выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение судьи является окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

3. Опротестование решений налоговых органов прокурором.Постановление налоговых органов может быть опротестовано прокурором, причем срок принесения им протеста действую­щим законодательством не установлен. Прокурор может опро­тестовать как само постановление о наложении налоговой санкции, так и решения судов по жалобам организаций, долж­ностных и гражданских лиц.


§ 4. Исполнение налоговых санкций 677

Принесение протеста приостанавливает исполнение поста­новлений до рассмотрения протеста.

Срок и порядок рассмотрения протеста, виды решений, принимаемые по результатам рассмотрения протеста, такие же, как и при рассмотрении жалобы. Кроме высылки решения по протесту лицу, в отношении которого оно было вынесено, о ре­зультатах рассмотрения протеста также сообщается прокурору, принесшему протест.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.