Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения.

Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

 

Основные характеристики группы:

1.

композиция (состав, т.е. члены группы)

2.

структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов)

3.

групповые процессы (организация деятельности группы и развитие группы)

4.

позиция индивида в группе (статус, роль)

5.

групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой)

6.

система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм)

 

Классификация групп:

 

Условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума), лабораторные (созданные для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире); малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными) и большие (бывают организованные и стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия); формальные (их структура задана извне) и неформальные, группы членства и референтные группы.

 

Динамические процессы в малой группе:

 

Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).

 

^ Феномен «группового давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности (А.В.Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.



 

^ Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота и прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).

 

^ Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

 

^ Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей). Феномен «группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью

 

Методики:

 

«Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер. Предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения).

 

Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).

 

^ Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас) определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

 

^ Опросник межличностных отношений (А.А. Рукавишников) является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO-B американского психолога В. Шутца. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в парах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности.

 

Социометрия – это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений разработанный Морено.

 

Социометрическая структура группы – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Она определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.

 

Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений.

 

Область межгрупповых отношений – это сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

 

Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций.

 

На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре. Конфликт предполагает наличие оппонентов.

 

Стадии протекания конфликта:

 

1) потенциальное формирование противоречий;

 

2) осознание участниками своих верно или ложно понятых интересов;

 

3) конфликтные действия;

 

4) снятие или разрешение конфликта.

 

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников. Для прекращения конфликта необходимо устранить хотя бы один из элементов его структуры.

 

Конфликт имеет конструктивные функции:

 

1) выступает источником совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

 

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

 

3) разрешает противоречие (инструментальная функция);

 

4) имеет объективные последствия (перестроечная функция).

 

Конфликты могут быть одновременно конструктивными и деструктивными.

 

Деструктивные функции конфликта:

 

1) психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;

 

2) нарушается система взаимосвязей;

 

3) понижается эффективность совместной деятельности.

 

Возможны классификации конфликтов:

 

1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);

 

2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);

 

3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).

 

Выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутриличностные.

 

Конфликты подразделяются на ложные (не имеют под собой реальных противоречий), и подлинные (реальные противоречия существуют).

 

Латентный конфликт – конфликт, который должен был бы произойти, но не происходит.

 

Смещенный конфликт – это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного.

 

^ Пути разрешения конфликтов.

 

В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Мелибруды, Зигерта и Ланге. Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

 

1) адекватности восприятия конфликта;

 

2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем;

 

3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

 

Томасом и Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция).

 

Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

 

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

 

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

 

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, участник конфликта не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

 

Стиль приспособления означает, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания или и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

 

Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.