Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Порядок назначения на должность судьи и наделение полномочиями судьи

ЛЕКЦИЯ 4

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

ЧАСТЬ 1

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о правовом статусе судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей в судебной системе Российской Федерации;

— усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;

— усвоение порядка назначения на должность судей и наделения их полномочиями судьи в Российской Федерации;

— усвоение основных понятий, раскрывающих правовой статус присяжных и арбитражных заседателей.

В результате изучения этой части обучающиеся должны:

Знать

— правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;

— основные понятия, определяющие правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;

— сущность правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;

Уметь

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие сущ­ность правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;

— оперировать юридическими понятиями и категориями, использу­емыми при регулировании правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;

— анализировать юридические факты, связанные порядком назначения на должность судей в Российской Федерации;

— принимать решения, определяющие порядок назначения на должность судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;



Владеть

— юридической терминологией;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок назначения на должность судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с порядком назначения на должность судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;

Ключевые слова: правовой статус судей; требования к судьям; полно­мочия судей; присяжные заседатели; арбитражные заседатели; судебный корпус; штатная численность судей[1].

 

Порядок назначения на должность судьи и наделение полномочиями судьи

 

Основой судебной власти является судья. Судья является её носителем, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, лично и непосредственно действующим от имени государства при осуществлении своих должностных обязанностей.

Закон о статусе судей устанавливает, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (п. 3 ст. 1).

Судейский корпус российской судебной системы включает:

судей федеральных судов

— высших судов РФ:

— судов общей юрисдикции (включая военные суды);

— арбитражных судов;

судей судов субъектов РФ

— мировых судей;

— судей конституционных (уставных) судов.

Штатную численность судейского корпуса Российской Федерации законодатель определяет на каждый год в законе о федеральном бюджете (кроме численности судей Конституционного Суда РФ, установленной ст. 4 Закона о Конституционном Суде РФ — 19 судей). Так, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установил численность федеральных судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 25 015 единиц, в том числе 947 единиц для введения с 1 января 2013 г. апелляционных инстанций по уголовным делам, судей Верховного Суда РФ, включая судей Военной коллегии в количестве 125 единиц, численность судей системы арбитражных судов Российской Федерации в количестве — 3993 единицы, судей Высшего Арбитражного Суда РФ в количестве — 90 единиц (ст. 8).

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, сформулированы в Законе о статусе судей. Кандидат в судьи дол жен быть:

— гражданином Российской Федерации;

— не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

— иметь высшее юридическое образование;

— достичь возраста, установленного законом для занятия должности судьи соответствующего суда;

— иметь определенный стаж работы по юридической профессии, установленный законом для занятия должности судьи соответствующего суда;

— сдать квалификационный экзамен на должность судьи в соответствующей экзаменационной комиссии и др. (ст. 4).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Законом об органах судейского сообщества.

Судья не должен иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Кандидатом в судьи не может стать гражданин, имеющий или имевший судимости, либо уголовное преследование в отношении него должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям; признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, имеющий иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи (ст. 4 Закона о статусе судей). Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (ч. 8 ст. 5 Закона о статусе судей).

Кандидат, претендующий на должность судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи, должен достичь возраста 25 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 4 Закона о статусе судей).

Судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа должны иметь возраст не менее 30 лет и стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»[2] предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным российским судам.

Поправка предусматривает формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ при этом упразднили, передав отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому Верховному Суду РФ.

Цели реорганизации - обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении граждан и юр. лиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволит исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

Верховный Суд РФ стал высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также надзирает за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики. На реорганизацию отводится 6 месяцев. Ранее назначенные судьи Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ продолжат исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного Верховного Суда РФ.

В целях формирования первоначального состава Верховного Суда РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ.

Для отбора кандидатов на должности судей создали Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В нее вошли по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии изберут советы судей регионов из своего состава - по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, сформировали Специальную экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового Верховного Суда РФ. Она будет состоять из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов).

Закреплено, что одни и те же лица членами коллегии и комиссии быть не могут. Судей нового Верховного Суда РФ будет назначать Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Участвовать в конкурсе на вакантные должности могут судьи и не являющиеся таковыми граждане России, достигшие возраста 35 лет и имеющие стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет.

Некоторые лица освобождены от сдачи квалификационного экзамена. Это судьи и не являющиеся таковыми россияне, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Кроме того, установлены основания и порядок обжалования решений указанных коллегии и комиссии.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу сегодня (6 февраля 2014 года). Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений установлен переходный период сроком на шесть месяцев. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней с 06.08.2014.

Последующие составы судебных коллегий Верховного Суда РФ формируются в соответствии с Федеральным конституционным законом о Верховном Суде РФ.

Судьи Верховного Суда РФ — должны иметь возраст не менее 35 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ — возраста не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет (ст. 4 Закона о статусе судей).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе и регулируется ст. 5 Закона о статусе судей. Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей (подробнее о порядке формирования, деятельности и правомочиях квалификационных коллегий в суде.

Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает опыт работы, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, стаж его работы в должности судьи, а также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов специальности и (или) квалификации, соответствующих специализации суда.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки этих документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом о статусе судей порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соот­ветствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (п. 9 ст. 5 Закона о статусе судей).

Председатель Верховного Суда РФ — для своего сегмента судебной власти направляет представление на претендента Президенту РФ.

Для осуществления функции отбора претендентов на судейские должности Президент РФ Указом от 4 октября 2001 г. № 1185 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов» создал названную Комиссию (Кадровая комиссия).

Кадровая комиссия на своих заседаниях, которые проводятся, как правило, один раз в месяц, рассматривает каждую кандидатуру на судейскую должность и формирует мнение о возможности или невозможности назначения данного конкретного человека на судейскую должность.

Президент РФ по результатам рассмотрения представления на кандидата на Кадровой комиссии назначает (наделяет судейскими полномочиями) судей федеральных судов общей юрисдикции (от районного до областного уровня), судей военных судов, судей арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов, председателей и заместителей председателей всех федеральных судов, за исключением судей, председателей и заместителей председателей Конституционного, Верховного Суда РФ (ст. 6 и 6.1 Закона о статусе судей).

Президент РФ, назначив судью, юридически теряет над данным гражданином власть в том смысле, что закон не наделил Президента РФ правом лишения гражданина судейских полномочий. Это может сделать только соответствующая квалификационная коллегия судей, которая в свое время дала этому гражданину рекомендацию на занятие должности судьи и то при наличии строго определенных законом оснований. Это есть одна из важнейших гарантий независимости судьи.

Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного, Верховного Суда РФ) несколько отличается от описанной, так как по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации назначает (наделяет судейскими полномочиями) судей Конституционного, Верховного Суда РФ, а также председателей и заместителей председателей указанных судов по представлению Президента РФ. И так же, как Президент РФ, назначив судью, Совет Федерации юридически теряет над данным гражданином власть, так как и Совет Федерации не наделен правом лишения назначенного им судьи судейских полномочий, что является одной из гарантий независимости судьи.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации приносят присягу на собрании судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу судьи в порядке, установленном Советом Федерации, на заседании Совета Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

 

1.2. Правовой статус судей и его содержание

 

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.

Статус судьи — совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, норм, регулирующих правовое положение и ограничения, накладываемые на гражданина, облеченного судейскими полномочиями, порядок прохождения государственной службы (судейская карьера) но государственной должности Российской Федерации (для федерального судьи) или государственной долж­ности субъекта РФ (для судьи суда субъекта РФ), включая его права, обязанности, гарантии и иммунитеты[3].

Конституционно-правовые основы статуса судьи сформулированы в ст. 120—122 Конституции РФ. Основное в этом статусе — независимость судьи. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Без этого конституционно закрепленного качества («состояния, положения») судьи, не может быть правосудия. Статус судьи является основным правовым средством обеспечения независимости судьи.

Во имя независимости судей Конституция РФ установила: «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121); «Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в порядке, определяемом федеральным законом» (ст. 122).

Каждое из этих положений получило развернутую регламентацию в законодательстве о судебной власти[4].

Провозглашение принципа независимости судьи без соответствующих надлежащих мер, являющихся гарантиями его реализации, было бы пустой декларацией, лозунгом.

Уже в самом начале формирования современной российской судебной системы Верховный Совет РСФСР в Концепции судебной реформы, утвержденной постановлением от 24 октября 1992 г. № 1801-1, постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

Гарантии независимости судьи устанавливаются, как отмечалось ранее, Конституцией РФ и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства»[5].

Правовые нормы, обеспечивающие статус российского судьи, можно разделить на три группы. Это нормы, обеспечивающие:

— гарантии независимости судьи в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (гарантии процессуальной независимости судьи);

— организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти;

— независимость социально-правового положения судьи как гражданина.

Гарантии процессуальной независимости судьи — установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.

Процессуальная составляющая статуса судьи — это те права и обязанности судьи, как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством — Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК и УПК РФ, КоАП РФ. В учебном процессе эта составляющая статуса судьи изучается в рамках конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного процесса, в рамках изучения особенностей рассмотрения споров, вытекающих из административных правоотношений, а также в курсах уголовного и административного права, поэтому в данной работе мы не будем на них останавливаться.

Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти — это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, ограничения гражданских прав и свобод судьи как гражданина, порядок продвижения по службе (судейская карьера), включая порядок присвоения квалификационных классов, неприкосновенность судьи, особый усложненный порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также применения в отношении судьи оперативно - розыскных мер, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.

Основные законодательные положения, определяющие организационно-правовую составляющую статуса судьи, как уже частично отмечалось выше, сосредоточены в Конституции РФ, законах о судебной системе, о статусе судей, а также в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Закон о статусе судей прямо перечисляет ограничения, накладываемые на гражданина, являющегося судьей (ст. 3, 8.1 Закона о статусе судей).

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Перечень ограничений, налагаемых законодателем на гражданина, наделенного судейскими полномочиями, очень широкий. Они предусмотрены в ст. 3, 8.1 Закона о статусе судей. Цель этих ограничений одна — судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В частности, судья не вправе:

— замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы;

— быть третейским судьей, арбитром;

— принадлежать к политическим партиям, материально под­держивать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

— публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

— разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

— получать в связи с осуществлением полномочий судьи, не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц;

— принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций и др.

Еще более жесткие ограничения на судью как гражданина накладывает Кодекс судейской этики, который был утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Кодекс установил, что в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, руководствоваться Законом о статусе судей и другими нормативными правовыми актами, правилами поведения, установленными Кодексом судей­ской этики, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Кодекс судейской этики предусмотрел не только обязанности судьи при осуществлении правосудия и правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей, но и правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации, правила поведения судьи во внеслужебной деятельности.

Все эти ограничения гражданских прав имеют своей целью устранить всякие основания, которые позволили бы усомниться в непредвзятости и независимости судьи при осуществлении правосудия, убрать возможность влияния на судью через любую форму зависимости от кого бы то ни было и от чего б, то ни было.

На VII Всероссийском съезде судей, прошедшем в начале декабря 2008 г. была поставлена задача подготовить к VIII Всероссийскому съезду судей, который прошел в декабре 2012 г., новую редакцию Кодекса судейской этики, отвечающую современным требованиям к членам судейского сообщества.

Положения Закона о статусе судей, устанавливающие особые требования к судье, вытекающие из его статуса как представителя судебной власти, а также возможность прекращения его полномочий вследствие совершения поступка, несовместимого с таким статусом или умаляющего его, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

На совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики) на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

— предупреждения;

— досрочного прекращения полномочий судьи.

При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку. Вместе с тем по поручению Президента РФ, данному по итогам VII Всероссийского съезда судей, готовятся изменения в законодательство о статусе судей и в части конкретизации положений о дисциплинарной ответственности судей.

Законом о статусе судей и Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1, определен порядок продвижения по службе и присвоения квалификационных классов. Служебная лестница, по которой может продвигаться судья федерального суда, имеет очень мало ступенек: судья, председатель судебного состава, заместитель председателя суда, председатель Суда.

Закон о статусе судей устанавливает, что судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, присваиваются квалификационные классы (ст. 2). Присвоение квалификационных классов происходит по результатам квалификационной аттестации, которая является оценкой уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом о статусе судей.

Квалификационную аттестацию судей и присвоение им квалификационных классов проводят соответствующие квалификационные коллегии судей. Для судей Российской Федерации устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются:

— высший, первый и второй — Председателям Верховного Суда РФ, их заместителям, судьям Верховного Суда РФ;

— первый, второй и третий — председателям, заместителям председателей, судьям арбитражных судов округов, верховных судов и высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных судов и арбитражных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, военных судов округом, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;

— второй, третий, четвертый и пятый — председателям, за­местителям председателей, судьям районных (городских) народных судов, военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов.

Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий по основаниям, предусмотренным ст. 14 Закона о статусе судей.

Лишение судьи квалификационного класса производится соответствующей квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего суда либо по собственной инициативе.

Судьям, имеющим квалификационные классы, определяются доплаты к должностным окладам в соответствии с Законом о статусе судей (ст. 19).

Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Полномочия судьи могут приостанавливаться, прекращаться. Кроме того, судья может уйти в отставку либо быть удален в отставку.

Приостановление полномочий судьи — это временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий.

Решение о приостановлении полномочий судьи принимается квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

— признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

— возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

— участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры Пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квали­фикационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия:

1) прекращение полномочий судьи (ст. 14 Закона о статусе судей):

2) отставка судьи (ст. 15 Закона о статусе судей).

Отставкой судьи по смыслу Закона о статусе судей признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (п. 1 ст. 15).

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 9 и 11 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

Если раскрыть полностью содержание текста этих положений Закона о статусе судей и соотнести их друг с другом, то видно, что «почетный уход или почетное удаление судьи с должности» — отставка судьи — может иметь место:

— по собственному желанию судьи, решившего по каким-то внутренним мотивам завершить карьеру судьи (основание отставки, связанное с желанием судьи прекратить свои судейские полномочия — письменное заявление судьи об отставке (подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей). Закон при этом специально «оговаривает», что «судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста»;

— вследствие неких объективных обстоятельств, наступивших помимо воли судьи. К таким обстоятельствам относятся:

— в случае неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (подп. 2 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);

— при достижении судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.