Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изучение следующих нормативных правовых актов по государственному регулированию защиты населения и территорий в ЧС.

Федеральные законы:

− от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»;

− от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

− от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

− от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

− от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

− от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

− от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

− от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

− от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

− от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Указы Президента РФ:

– от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;

– от 24 сентября 2002 г. № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ».

Постановления Правительства РФ:

– от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

– Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804;

– Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11;

– Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547;



– Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 № 782.

Ведомственные нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти:

– Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 10 октября 2014 г. № 543;

– Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований. утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999;

– План действий Федерального агентства по образованию в кризисных ситуациях, утвержденный приказом Федерального агентства по образованию от 26 декабря 2005 г. № 1699;

– Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России от 28 февраля 2000 г. № 619 и др.

2. Знание путей совершенствования средств и способов защиты населения и территории от ЧС, что предполагает на федеральном уровне:

– выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

– создание федеральной и региональной составляющей системы мониторинга и прогнозирования ЧС, совершенствование обмена ведомственной мониторинговой и прогнозной информацией;

– внедрение административных, организационных и экономических мер профилактического характера в системе обеспечения пожарной безопасности и осуществление паспортизации населенных пунктов по основным критериям, влияющим на обеспечение их пожарной безопасности;

– формирование комплексных планов по предупреждению ЧС, связанных с циклич­ными сезонными явлениями;

– оценку состояния безопасности гидротехнических сооружений, экс­плуатирующихся на территории Российской Федерации;

– развитие системы декларирования промышленной безо­пасности, лицензирования опасных видов деятельности и страхования рисков, как важных механизмов предупреждения ЧС;

– планирование мероприятий в ЧС по стабилизации уровней заболеваемости населения, предупреждению опасных болезней животных, массового размножения вредителей сельскохозяйственных растений и лесов;

– повышение эффективности системы инженерной защиты населения, объектов инфраструктуры и территорий от ЧС, усилению контроля за соблюдением инженерно-технических мероприятий и мероприятий по предупреждению ЧС при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

– предотвращение последствий возможных радиационных аварий, внедрению новых технологий дезактивации, созданию современных средств индивидуальной защиты и обеспечению ими населения;

– реконструкцию автоматизированных систем централизованного оповещения, созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

– проведение работ специального назначения в интересах мониторинга подводных потенциально опасных объектов;

3. Усвоение положений, повышающих эффективность государственной системы реагирования на ЧС, что предполагает:

– оптимизацию структуры ряда аварийно-спасательных служб и формирований, в том числе Государственной противопожарной службы МЧС России;

– внедрение элементов автоматизированной информационно-управляющей системы в работу органов управления и сил РСЧС;

– создание и развитие автоматизированных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления, повышение технической готовности единых дежурно-диспетчерских служб;

– улучшение материально-технического и финансового обеспечения пожарных подразделений МЧС, а также пожарных команд других ведомств;

– создание, оснащение и подготовка добровольных и общественных пожарно-спасательных формирований (в том числе студенческих) к действиям в ЧС;

– создание, накопление, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

4. Знание конкретных мероприятий в сфере безопасности личности и среды ее обитания, что предполагает:

– защиту населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, в первую очередь вблизи химически и радиационно опасных;

– организацию поиска и спасения людей на водных объектах, в том числе, находящихся в федеральном ведении;

– работы по спасению пострадавших при ДТП, в местах массового отдыха и туризма;

– меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов для снижения количества пожаров и существенного уменьшения числа погибших и пострадавших;

– приемы и способы эвакуации (временного отселения) населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, сокращение сроков проведения эвакуационных мероприятий;

– меры пожарного надзора в лесах и насаждениях, принятие дополнительных мер по недопущению снижения численности сил и средств, предназначенных для охраны и защиты лесов от пожаров;

– мероприятия по защите населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, содействие органам управления лесным хозяйством в осуществлении мер по предупреждению правонарушений в лесах;

– подготовку органов управления, сил и средств к первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате ЧС.

5. Изучение правовых аспектов безопасности жизнедеятельности, что предполагает знание студентом:

– нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, в том числе по осуществлению государственного надзора и контроля в этой области;

– основных положений в области защиты населения и территорий от ЧС, пожарной, промышленной, радиационной, химической и биологической безопасности, других сферах безопасности жизнедеятельности населения;

– требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, здоровья, социальной и правовой защиты населения;

– вопросов интеграции с международными организациями и странами в области защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

– деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, эффективной правоприменительной практики по предупреждению пожаров и борьбе с ними.

Таковы основные направления освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», знание которых студентом повышает его личную безопасность и вооружает умениями действовать в чрезвычайных ситуациях.

2. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЖД

Объект и предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Для безопасности жизнедеятельности, как и для любой учебной и научной дисциплины существенное значение имеют объект и предмет изучения, а также понятийный аппарат предметной области, которые базируются на следующих постулатах (аксиомах):

 

- любая деятельность человека потенциально опасна; абсолютной безопасности не бывает.
- безопасность - это приемлемый риск
- человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;
- профилактика опасностей и защита от них – актуальная проблема, в решении которой должны быть заинтересованы и государство, и общество, и каждый человек;

 

Исходя из основных аксиом предметной области, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» рассматривает все опасности, с которыми может столкнуться человек, общество и государство в процессе своей деятельности, а как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности изучает основные закономерности возникновения и проявления опасностей и способы защиты от них человека в различных условиях обитания.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие социуму, закономерности их возникновения и проявления и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Из данного определения следует, что объектом изучения дисциплины являются человек и сообщества людей, а предметом - закономерности возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку и сообществам людей, а также способы защиты от них

 

Основные понятия предметной области

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Важнейшими понятиями в научной теории БЖД являются: среда обитания, деятельность, опасность, угроза, безопасность и риск.

Центральным понятием предметной области дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является безопасность человека, а исходным базовым понятием – опасность. Рассмотрим сущность и логические взаимосвязи основных понятий предметной области дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Среда обитания - окружающее в данный момент человека поле, определяемое совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство (прямое или косвенное, немедленное или отдаленное). Например, производственная среда (предметы и средства труда, продукты труда и др.), бытовая среда, социальная среда и др.

Деятельность- сознательное и активное взаимодействие человека со средой обитания. Результатом деятельности должна быть её полезность для существования человека в этой среде. Содержание деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны. Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Опасность– представляет собой возможное или реальное явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека, общества, государства и окружающей их среде обитания (разрушить благополучие, материальные и духовные ценности, нанести урон природе), в целом, вызвать деградацию социума, закрыть путь к его развитию или даже уничтожить его. Иначе говоря, это объективная возможность нанесения ущерба, которая существует в различных сферах окружающей нас действительности (природе, техносфере, социуме и пр.).

Угроза – это опасность на стадии перехода из потенциальной возможности в реальную. Угроза - понятие, родственное опасности, т.е. опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Это субъективное намерение, связанное с объек­тивной возможностью нанесения кому-либо ущерба.

В Законе РФ «О безопасности» понятие угрозы трактуется как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

Опасность отличается от угрозы тем, что она может никогда не реализоваться. Угроза - это опасность, исходящая от конкретного субъекта.

Итак, угроза и опасность всегда носят предметный характер, имеют конкретное содержание, которое часто приобретает конкретную правовую характеристику (в нормативно-правовых актах, законах, кодексах, указах и др.).

Источником формирования угроз и опасностей является многообразие внутренних и внешних противоречий развития социума в различных сферах жизнедеятельности как постоянный эволюционный процесс.

Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области обеспечения безопасности. Изучение процессов и тенденций зарождения и затухания противоречий позволяет отслеживать безопасность каждого конкретного исторического периода и определять стратегию ее обеспечения на длительную перспекти­ву. Такой подход дает возможность и своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами.

На основе системного анализа безопасности в самом общем виде можно выделить основные системные угрозы и опасности для российского социума.

В политической сфере - подрыв целостности России, интеграционных процессов в сфере ее национальных интересов; нарушение прав и свобод человека; обострение проблем терроризма; ослабление международных позиций страны.

В экономической сфере - деиндустриализация России, потеря ее интеллектуального, технологического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике; снижение ее экономической самостоятельности.

В социальной сфере - резкое имущественное расслоение общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения; ослабление роли семьи; криминализация общественных отношений; снижение духовного и нравственного потенциала общества.

В военной сфере - сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, наращивание ими военной мощи, расширение НАТО на восток, к границам России; множащиеся очаги локальных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного оружия, других средств массового поражения, а также средств их доставки; нарушение международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений, их качественное и количественное наращивание, что потенциально может привести к подрыву стратегической стабильности.

В экологической сфере - обострение экологической ситуации в стране в результате усиления техногенного воздействия на окружающую среду; снижение качества продуктов питания; приближение состояния земельных угодий и водоемов к критическому.

Серьезные угрозы и опасности существуют также в других сферах безопасности - информационной, интеллектуальной, технологической и т.д.

Для современной России системное обеспечение безопасности означает деятельность всего социума (государства, общества, каждого гражданина в отдельности), направленную на защиту национальных интересов и национальных ценностей и их приумножение, т.е. на то, что называется национальной безопасностью.

Безопасность

Для определения понятия «безопасность» применяются различные методологические подходы. С лингвистической точки зрения безопасность это отсутствие опасности, сохранность, надёжность[2]. Именно так её определяет в толковом словаре В.И. Даль.

С.И. Ожегов определяет безопасность как положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь»[3].

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в 1891 г., безопасность(личная и имущественная)рассматривается как главнейший залог человеческого развития. В ней авторы словаря видят причину появления и смысл существования государства.[4].

В широком, философском смысле безопасность трактуется как надежность существования социального объекта (системы).

Таким образом, понятие безопасность трактуется как отсутствие опасности или как состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо.

Однако обеспечить полное отсутствие опасности на данном этапе эволюции человека невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому адекватна следующая формулировка.

Безопасность - это состояние защищённости личности, общества и государства от внешних и внутренних опасностей, способных нарушить жизненно важные интересы социума, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития человеческой цивилизации. Безопасность базируется на деятельности по выявлению, предупреждению, ослаблению, отражению и устранению опасностей.

Объектом безопасности являются социум и окружающая его среда обитания, субъекты (источники) - природа, техногенная сфера, экология и сам социум во всех его проявлениях (человечество в целом, государство, общество, группы людей и отдельный человек).

Безопасность явление социальное. Безопасность не следует отождествлять с выживанием - явлением биологическим. При выживании работают инстинкты и условные рефлексы чисто биологического происхождения, направленные на сохранение биологического вида, рода, в то время как безопасность создается в процессе сознательной деятельности человечества с целью сохранения общества, его цивилизованного и прогрессивного развития.

Безопасность - это своего рода окультуренное, цивилизованное выживание. Однако выживание является важнейшим компонентом безопасности. Следовательно, обеспечение безопасности явление биосоциальное.

Официально понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390 и трактуется как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

В соответствии с Законом № 390 объектами безопасности выступают:

− личность, её права и свободы;

− общество, его материальные и духовные ценности;

− государство, его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Наряду с ним к субъектам обеспечения безопасности отнесены «граждане, общественные и иные организации и объединения».

Таким образом, личность, общество и государство (социум) официально выступают и как объекты, и как субъекты безопасности. Следовательно, содержанием обеспечения безопасности является совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие социума.

Обеспечение безопасности может быть осуществлено следующими путями:

1) потенциальные жертвы могут парировать возникшие опасности или угрозы;

2) уклоняться от них;

3) считать, что для них эти опасности и угрозы не существуют.

По классификации ООН безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, охраны его здоровья и т.д.

Для оценки эффективности безопасности жизнедеятельности специалистами ООН разработанный специальный индекс развития человеческого потенциала Human Development Index (ИРЧП), который является общим критерием безопасности и интегрирует частные показатели: продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП), которые отражают качество жизнедеятельности общества - здоровье человека, его знания и достойный уровень жизни.

В контексте пространственно-географических параметров человеческой жизнедеятельности выделяются геополитические уровни безопасности: международная, региональная и национальная безопасность. Последняя включает в себя такие понятия, как «государственная безопасность», «федеральная безопасность», «общественная безопасность», «безопасность личности» и т. п.

Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строилась на таких базисных категориях, как внешний или внутренний враг (противник). Считалось, что безопасность можно обеспечить только в результате победы над этим врагом. В современных условиях на первый план выступает не персонифицированная опасность, а глубокое осмысление опасности или угрозы как системного явления, с определением источника опасности и характера угрозы. Однако это не исключает и создания образа персонифицированного врага. Например, США регулярно в качестве врагов человечества объявляют то СССР («империю зла»), то Саддама Хусейна, то Усаму Бен Ладена, Муаммара Каддафи и др.

Вызов- совокупность обстоятельств, которые необязательно носят непосредственно угрожающий характер, однако требуют адекватного реагирования на них.

Риск – вероятностно-статистическая оценка опасности. Риск определяется как вероятность возникновения неблагоприятного события с точки зрения безопасности на основании имеющихся статистических данных или на основании результатов прогноза.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого риска, суть которой состоит в стремлении к такому уровню риска, который в данной социально-экономической и научно-технической ситуации приемлет общество.

Рассмотренные основные понятия предметной области безопасности жизнедеятельности характеризуют базовую систему опасностей современного общества. Всю широкую палитру опасностей мы будем изучать на след. занятиях.

 

 

3.ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти.

Так, в ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции говорится о «безопасности государства», в ч. 1. ст. 82 — о «безопасности и целостности государства», а в п. «д» ч. 1 ст. 114 — о «государственной безопасности».

Безопасность граждан определена в ч. 1 ст. 56 Конституции (при условии введения чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод).

В ч. 3 ст. 56 Конституции указывается на невозможность ограничения прав и свобод, предусмотренных ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции РФ. Но при этом Конституцией предусмотрен ряд допускаемых ограничений прав и свобод граждан — например, на основании федерального закона (в соответствии с Законом РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ сотрудник полиции вправе входить в жилые помещения для осмотра при преследовании лиц, совершивших преступление) либо судебного решения (прекращение права собственности по судебному решению возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в частности в случае обращения взыскания на имущество по гражданско-правовым обязательствам). Гражданам РФ Конституцией предоставлено право защищать свои права и свободы всеми законными способами, а также, в соответствии с международными договорами, обращаться за защитой в межгосударственные органы, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны.

Внешнеполитический курс государственной безопасности в соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ определяется следующим образом. Внешняя политика России и ее участие в международных отношениях — дело всей Федерации. К ее ведению относится заключение и обеспечение исполнения международных договоров Российской Федерации. Международные связи поддерживают и субъекты Федерации, но координация этих отношений осуществляется на федеральном уровне; таким образом, международная деятельность субъектов Федерации не будет расходиться с общефедеральными интересами. Внешнеэкономические отношения находятся в ведении Российской Федерации, также на Федерацию возложена координация внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Вопросы войны и мира отнесены к компетенции Совета Федерации Федерального Собрания. Задачи обороны и безопасности, оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, производство ядовитых веществ, нар­котических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации. На этом конституционном основании в РФ существуют единые общефедеральные Вооруженные силы (субъекты Федерации своих вооруженных сил иметь не должны). Это говорит о централизации как законодательного регулирования обороны, так и управления Вооруженными силами. На основании Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами является Президент РФ. Он возглавляет Совет безопасности, утверждает Военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее командование Вооруженных сил. Министерство обороны подчинено Правительству РФ. Именно Правительство принимает меры по обеспечению обороны страны. Под безопасностью, о которой говорится в ст. 71 Конституции, следует понимать государственную безопасность, тесно связанную с оборонной, экологической и иными видами безопасности. Государственную безопасность России обеспечивают федеральные органы:

- Вооруженные Силы;

- Министерство Внутренних дел;

- Федеральная служба безопасности;

- Служба внешней разведки;

- Федеральная служба контрразведки и другие.

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены в Федеральном Законе РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Данный Закон раскрывает систему и функции безопасности, определяет порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за правомерностью их деятельности. Наряду с оборонной, политической, экономической, экологической, информационной и другими видами безопасности Закон упоминает государственную безопасность. При этом ст. 2 Закона отводит государству главенствующую роль в обеспечении безопасности. Государство определяет виды безопасности, способы, средства и силы обеспечения безопасности личности, общества и самого государства. Проводится единая государственная политика в сфере безопасности, которая включает разработку системы экономических, политических и организационных мер и правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определение соответствующих направлений деятельности органов государственной власти и управления, формирование или преобразование органов обеспечения безопасности, надзор и контроль за их деятельностью (ст. 4 Закона).

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, которые закреплены в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Органы государственной власти осуществляют свои полномочия в сфере безопасности путем применения определен­ных мер защиты, в том числе и юридических. Юридическое регулирование правоотношений, связанных с временным ограничением прав и свобод, заключается в установлении порядка введения, действия и отмены особого правового режима (Федеральный кон­ституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ). Например, введение карантина сопровождается изменениями правил въезда на территорию и выезда с нее, усиленной охраной общественного порядка и жизненно важных объектов.

Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 определила общую систему обеспечения безопасности в Российской Федерации[5].

Предыдущий документ, который был одобрен в 2009 году тогдашним президентом Медведевым Д.А., был рассчитан до 2020 года утратил свою силу неслучайно. Прервав действие «стратегии» Медведева и введя в действие новый документ, президент Путин В.В. продемонстрировать, что ситуация с безопасностью для России изменилась, а значит, должен быть изменен и подход к этой проблеме.

Новая 40-страничная «Стратегия» не содержит ограничений по сроку действия, и в ней гораздо жестче, чем в предыдущем документе, просматривается обновлённая роль России в нынешней мировой системе.

Впервые в современной истории нашей страны внятно обозначен враг, чего раньше не было. Угрозы были, а от кого они исходили – не указывалось. Новый документ четыре раза упоминает США как источник угроз национальной безопасности России. Наконец-то, политика национального предательства становится не в тренде.

Кроме того, в документе очевиден приоритет государственных интересов над интересами личности: среди национальных интересов России первыми указаны «укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации».

Важным является то, что сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей также определены к числу первоочередных и к ним отнесли «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Существуют также концепции национальной безопасности на региональном уровне, например Концепция комплексной безопасности Москвы. Данная концепция определяет систему обеспечения безопасности города Москвы как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы, органов местного самоуправления, организаций и граждан города, специально создаваемых органов управления, сил и средств, непосредственно участвующих в реализации целей и задач безопасности. Также в ней перечисляются конкретные виды угроз безопасности города: техногенные, природные, экологические, экономические, террористические, криминальные, политические, социальные и др.

В качестве задач обеспечения безопасности называются установление политической, социальной, экономической, правовой стабильности, исполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей города и др. Региональные концепции имеют более конкретную структуру и содержание, так как они подробнее раскрывают общие положения Концепции национальной безопасности РФ.

Федеральные законы, имеющие важное значение для обеспечения БЖД:

− от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»;

− от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

− от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

− от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

− от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

− от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

− от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

− от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

− от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

− от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

 


[1] Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1829-1905) - русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог. В 1895 г. написал труд «Физиологические критерии для установки длительности рабочего дня».

[2] См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под. ред. проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ. В 4 т. – М.: Цитадель, 1998. Т. 1. – С. 107.

[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Издательство Иностранных и национальных словарей, 1960. – С. 39. См. также Словарь русского языка. – В 4 т. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 1. – С. 74.

[4] См.: Энциклопедический словарь: В 41 т. / Под ред. проф. И.Е.Андреевского. Издатели: – Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) и И.А.Ефрон (Санкт-Петербург), 1891. – Т. 3. – С. 304 – 308.

[5] См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.