Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ключевые термины и выражения

СОДЕРЖАНИЕ

     
Предисловие .………………………………………………………………….....   I. Общие методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Социология и политология»……............................................   II.Методические указания по самостоятельному изучению разделов и тем дисциплины «Социология и политология»……………...……………. Раздел I. Социология…………………………………………………………… Тема 1. Социология как наука. Общество как социокультурная система....... Тесты для проверки знаний по теме 1………………………………………….. Тема 2. Социологические общности, институты, организации и движения. Социальные и этносоциальные отношения……………………………………. Тесты для проверки знаний по теме 2…………………………………………. Тема 3. Личность, ее социальные роли и социальное поведение. Социальные конфликты и способы их разрешения…………………………... Тесты для проверки знаний по теме 3…………………………………………. Раздел II. Политология ……………………………………………………….. Тема 4. Политология как наука. Политическая система, власть, властные отношения и субъекты политики………………………………………………. Тесты для проверки знаний по теме 4………………………………………….. Тема 5. Политическое сознание и политическая культура. Мировая политика и международные отношения ………………………………………. Тесты для проверки знаний по теме 5………………………………………….. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)………………………………. Тесты контроля качества усвоения дисциплины «Социология и политология»……………………………………………………………………   III. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы ……………………………………………………………………….......   Библиографический список …………………………………….........................                  
       

ПРЕДИСЛОВИЕ



 

Целью изучения дисциплины «Социология и политология» является подготовка современного специалиста, владеющего основами социально-политических знаний, которые способствуют системному видению, пониманию взаимозависимых социальных, политических отношений и процессов, происходящих в России и в мире в целом. Глобализированный мир требует глобаль­ных масштабов мышления, в том числе профессионального. На смену за­крытому обществу приходит открытое, в котором многократно возрастают социальная роль и ответственность каждого специалиста. В центр внима­ния мирового сообщества сегодня выдвигаются не узкоспециальные, а общечеловеческие ценности. Формируется новая социальная реальность, одновременно возрастает и роль социальных наук в ее познании.

Предлагаемое пособие окажет вам большую помощь при подготовке к сдаче экзамена (зачета). По всем темам курса приведены вопросы для самоподготовки, ключевые термины и выражения, методические указания для слушателя, вопросы для самопроверки после изученного материала, тестовые задания, а также вопросы для подготовки к сдаче зачета, библиографический список литературы.

Методические указания содержат себя три раздела.

В первом разделе даны общие методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Социология и политология», а также критерии оценки знаний.

Во втором разделе приведены методические указания по самостоятельному изучению всех разделов и тем изучаемой дисциплины.

В третьем разделе предложены методические рекомендации по выполнению контрольной работы, библиографический список.

 

Удачи и успехов вам!


I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСИЦПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»

Основной формой обучения, предусмотренной учебно-тематическим планом по дисциплине «Социология и политология», является самостоятельная работа обучающихся – планируемая деятельность слушателей, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена как для овладения дисциплиной, так и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.

Основными способами самостоятельной работы по изучению дисциплины «Социология и политология» являются:

− изучение и конспектирование первоисточников – произведений классиков социологической и политологической наук;

− чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы;

− регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

− работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

− подготовка и выполнение контрольной работы;

− подготовка к экзамену (зачету).

Особенностью изучения дисциплины «Социология и политология» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Слушателям целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения является самопроверка знаний. В ходе самопроверки слушатель должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти.


II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСИЦПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ

Раздел «Социология» рассматривает вопросы о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует современное общество.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология даже в ее усеченном дидактическом воплощении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвященные могут распорядиться по-своему. Каждый волен оставаться заложником собственного ограниченного пространства, однако желающие могут и испытать «чувство полета», и посмотреть на собственную жизненную траекторию «с птичьего полета» современной социальной теории.

 

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Социология как наука

Вопросы для самоподготовки

1. Объект и предмет социологии. Место социологии среди других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Социология и психология. Социология и антропология. Социология и история. Функции социологии. Значение социологии для профессионального становления сотрудника УИС.

2. Уровни социологического знания: фундаментальная и прикладная социология, теории среднего уровня.

3. Социально-философские предпосылки развития социологии как науки. Взгляды на общество, государство, сущность социальных процессов и социальную структуру в трудах античных философов (Платон, Аристотель). Общественные взгляды теоретиков первых социалистических утопий (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.). Становление исторического, теоретического и прагматического методов социального познания. Развитие социальных представлений в трудах мыслителей Средних веков и Нового времени (Н.Макиавелли, Т.Гоббс). Борьба представителей эпохи Просвещения за торжество «царства разума» и «естественного порядка» в устройстве общественной жизни (Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Т. Джефферсон, Б.Франклин и др.).

4. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения социологии как науки: появление городов как самостоятельных субъектов социальной жизни; формирование абсолютистских монархий; научно-технический прогресс; переход к капиталистическому укладу экономики и др.

Ключевые термины и выражения

Общество, социальное, социум, социальный факт. Функции социологии: мировоззренческая, познавательная, прогностическая, идеологическая и прагматическая, социологическая парадигма, структурный функционализм; символический интеракционизм; постмодернизм. Законы социологического познания, макросоциология, микросоциология, теории «среднего уровня».

Государство; религиозное и мирское мировоззрение; социальная философия; идеальное и материальное; социальное познание; диалектика; детерминизм; дедукция; индукция; утопия.

Методические указания

При изучении подтемы «Социология как наука» важно понять, что является объектом и предметом науки социологии. В широком смысле объектом социологии является общество в целом, входящие в него социальные группы и люди. Но общество является объектом и для многих других наук – философии, экономики, социальной психологии и т.д. Объект социологии – общество как социальная система, организм, состоящий их определенных элементов, имеющих свою структуру. Предмет социологии – это общие и специфические законы развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

По представлениям основателя науки социологии Огюста Конта, социология должна объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинную научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу. Но еще в прошлом веке социологи поняли, что могут: либо изучать общество как целостную систему и тогда вынуждены применять умозрительные методы исследования (теоретическая социология); либо изучать общество научно-экспериментальными средствами, но тогда не охватывается вся его целостность, а анализируются только малые общности, отдельные явления или процессы (эмпирическая социология). Во второй половине ХХ в. стали предприниматься попытки их объединения, что нашло отражение в создании теорий среднего уровня, которые описывают развитие локальных социальных объектов (отдельных процессов и явлений) методом теоретического обобщения накопленных точных фактов.

Обучающийся должен обратить внимание на многоуровневую структуру социологии: общетеоретическую макросоциологию (изучение общества как целостной социальной системы), социологию среднего уровня (изучение отдельных ее подсистем, элементов) и микросоциологию (уровень межличностного взаимодействия). В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед социологическим исследованием (совершенствование теории и методологии или изучение практических вопросов преобразования социальной жизни) различают фундаментальную и прикладную социологию.

Далее необходимо рассмотреть отличие социологии от других наук, в частности, от таких наук, как философия, социальная психология, политология и др. Широко используя в познании и изложении своего содержания важнейшие понятия многих общественных наук, социология имеет и свои специфические категории и законы. Категории – это понятия, отражающие наиболее существенные стороны реальности, а законы – связи, взаимодействия между явлениями, отношениями. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное», которое включает в себя такие широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная организация», «социальная группа», «социальное действие», «социальное поведение» и др. Каждое из них в свою очередь, предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальная группа» сопряжена с такими понятиями, как «класс», «социальный слой», «народ», «нация», «семья» и др., а категория «социальное действие» – с понятиями «социальная потребность», «социальный интерес», «социальная норма», «социальная ценность» и т.д. К числу важнейших категорий социологии относят и понятия «социальное равенство (или неравенство)», «социальная справедливость», «социальная мобильность», «социальная свобода» и др. Социальные законы регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями, их общностями и проявляются в деятельности людей и их объединений. К числу социальных относятся, например, законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, интернационализации общественной жизни, социализации личности, урбанизации общества и другие. По степени общности законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социальной системы в целом, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические с статистические. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях, а потому проявляются как законы-тенденции.

Наиболее полному представлению о социологии способствует ознакомление с основными методами научного познания социальных явлений, в частности, важно рассмотреть методы социологии. Под методом понимаются те приемы и способы исследования, с помощью которых познается предмет науки. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном смысле, точнее говорить о методах социологии. В систему методов социологии включаются методологические принципы социологического исследования общества на макроуровне, общие и специальные методы, применяемые на средних уровнях и микроуровне.

Охарактеризовав основные черты социологии, обучающийся должен рассмотреть ее место в системе общественных наук, ее взаимосвязь с другими науками об обществе; раскрыть основные функции социологии (теоретико-познавательную, практически-политическую, идейно-воспитательную и др.), показать значение и роль социологии в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает в широком смысле социологическая категория «социальное»?

2. В чем состоит специфика социологического подхода в изучении общественной жизни?

3. Почему именно социологов интересует вопрос «Как возможно общество?»

4. Какая из методологических позиций вам ближе, реализм или номинализм? Аргументируйте свое мнение.

5. Сравните структуру социологии и других социально-гуманитарных, а также

6. естественных наук на ваш выбор. Что между ними общего и в чем состоят различия?

7. Какая точка зрения вам ближе: социология – это искусство, наука или технология? Обоснуйте свою позицию.

8. Каково соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией и историей?

9. В чем заключается значение социологии и почему возрастает ее роль в современных условиях?

10. В какой период возникла социологическая проблематика в творчестве социальных философов?

11. Почему государство одним из первых стало предметом осмысления социальных философов?

12. Раскройте основные социологические идеи античных философов Платона и Аристотеля.

13. Что такое утопия? С чем связано появление утопических концепций?

14. Какое социологическое значение имеет теория «общественного договора» Т.Гоббса?

15. Раскройте категорию «естественный порядок» в социальной философии эпохи Просвещения.

16. Какие факторы способствовали появлению социологии как науки?

17. Сравните утопическую концепцию Т.Мора и концепцию коммунизма. Сделайте выводы, обоснуйте свою позицию.

18. Раскройте прогрессивность и ограниченность утопических концепций.

19. Проанализируйте применимость основных постулатов теории «общественного договора» Т.Гоббса к современной ситуации в России на этапе перехода от социализма к рыночным отношениям.

20. Сохраняются ли в настоящее время факторы, вызвавшие появление социологической науки?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.