Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 7. Политические процессы и отношения

(ОК-2,ОК – 11, ОК – 13)

 

Сущность и структура политического процесса. Режимы протекания политического процесса: функционирование, развитие, упадок. Формы и разновидности политического участия. Политический протест.

Теоретическое обеспечение политического процесса, выработка политических доктрин и концепций. Политическая стратегия и тактика*. Предвидение, прогноз и политическое решение, механизм его реализации. Политические лозунги и их роль в соединении политической теории с практикой, с политической активностью партий и движений.

Политическое развитие и модернизация. Понятие политического развития. Основные условия политического развития. Сущность и этапы политической модернизации. Пути модернизации общества и политических систем*.

Политический процесс в современной России. Проблемы политического развития и модернизации России. Поиск идентичности России и «русская идея». Бизнес и политика в России.

 

Сущность и функции конфликтов в политике.
Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг о причинах политических конфликтов*. Субъекты политических конфликтов. Интересы сторон. Предмет политического конфликта. Типология политических конфликтов. Этапы политических конфликтов: этап возникновения, этап развития, этап окончания. Предупреждение политических конфликтов. Устранение причин политического конфликта. Поддержание сотрудничества. Институционализация политического противостояния. Нормативный подход к урегулированию политических конфликтов. Конфронтация, компромиссы, консенсус. Пути разрешения конфликтов, вызванных нарушением прав человека.



 

Раздел III. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

 

Тема 8. Мировая политика и международные

Отношения

(ОК-2,ОК – 9, ОК – 14)

 

Современные международные отношения как динамичная система исторических, экономических, военных, культурных, научно-технических и других связей. Рост взаимозависимости народов и государств и ее влияние на международные отношения. Глобальный, региональный и субрегиональный уровень международных отношений.

Сущность внешней политики государства. Факторы и условия, определяющие содержание внешней политики государства. Методы и средства внешней политики государства. Взаимодействие внутренней и внешней политики государства.

Современный мир, его сложность, многообразие, противоречивость. Тенденции мирового общественного развития. Глобализация, переход к постиндустриальному, информационному обществу.

Современные международные отношения. Политические аспекты проблем международной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: содержание и понятийный аппарат. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Основное содержание внешней политики Российской Федерации.

 

Тема 9. Методология познания политической

Реальности

(ОК-2,ОК – 6, ПК – 15)

 

 

Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Предмет и специфика прикладной политологии. Прикладная политология как составная часть общей политологии, занимающаяся исследованием конкретных политических событий*. Структура прикладной политологии. Политическая социология и её отличие от прикладной политологии. Сравнительная политология. Реальный политический процесс, политическая документация и текущая политическая информация как объекты прикладной политологии.

Сущность и отличительные черты политических технологий, их структура. Типы политических технологий. Нормативные и девиантные технологии. Основные политические технологии. Политический анализ и политическое консультирование*. Технологии контроля управления политическими конфликтами. Принятие политических решений. Информационные, избирательные и электоральные технологии.

Политический менеджмент. Политика, политология и средства массовой информации. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. Плюрализм СМИ. Контроль за СМИ. Средства массовой информации в политической жизни России.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При проведении занятий со студентами института преподаватели применяют различные образовательные технологии. Такие технологии позволяют лучше усваивать материалы курса. Все технологии можно разделить на две группы.

1. Предметно-ориентированные технологии: технология постановки цели (в начале каждого занятия преподаватель ставит перед студентами цель и требует ее достижения); технология полного усвоения материала (повторение пройденного материала, промежуточные контроли, сообщения и доклады по темам курса и т.д.); технология концентрированного обучения («погружение в политологию», внимание сосредоточивается на более глубоком изучении курса за счет объединения тем в блоки, это повышает качество усвоения материала).

 

2. Личностно-ориентированные технологии: технология коллективной мыслительной деятельности (на практических занятиях студенты разбиваются на группы и подгруппы и рассматривают различные вопросы, которые ставит перед ними преподаватель); технология эвристического обучения (обучающиеся заблаговременно получают задания для подготовки к практическим занятиям, изучают литературу и другие источники, учатся находить и использовать информацию по назначению).

Данные образовательные технологии используются в различных видах учебных занятий.

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

Матрица оценочных средств

 

Индекс компетенции Цикл Практика, НИР ИГА
Б.1. В. 0Д1.  
в а р и а т и в н а я  
ОК – 1,ОК-2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 5, +      
ОК – 6, ОК – 7, ОК – 8, ОК – 10, +      
ОК – 11, ОК – 12, ОК – 13, ОК – 14, +      
ПК – 9, ПК – 15, ПК – 17, ПК – 20 +      
Виды аттестации Формы аттестации          
текущая УО +      
РЗ +      
промежуточная Р +      
З +      
итоговая Э        
ВКР        

 

УО – устный опрос; РЗ – решение задач; Р – рейтинг; З – зачет; Э – экзамен; ВКР – выпускная квалификационная работа

 

 

Типы контроля.

Психология (ОК-2), Юриспруденция (ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7, ОК – 8), Экономика (ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 6, ПК – 9), Менеджмент (ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7, ОК – 10, ОК – 11, ОК – 12, ОК – 13)

 

При оценке уровень овладения компетенцией используется три типа контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроль.

 

Текущий контроль осуществляется на каждом лекционном и практическом занятии.

На лекционных занятиях для активизации мышления студентов преподаватель задает проблемные вопросы по ранее освоенной теме.

На практических занятиях текущий контроль осуществляется путем оценки работы студентов: результаты ответов на теоретические вопросы и ответов на тестовые задания, решение задач и упражнений.

 

Промежуточный контроль выражается в поведении итогов модуля рейтинговой системы.

 

Итоговым контролем является зачет.

 

  1. Показатели кредитно-рейтинговой оценки студентов

 

Виды занятий и контроль Количество баллов за одно занятие или испытание Количество занятий и испытаний Максимальная сумма баллов
Лекции
Практические занятия
Контрольные работы
Зачет
Итого

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса у студентов на каждом практическом занятии организуется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация. Это может быть осуществлено при помощи тестирования, устного опроса, проверки конспектов и другими средствами. Метод контроля и аттестации преподаватель вправе выбирать самостоятельно.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Тематическим планом учебной дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, которые служат как целям текущего контроля подготовки студентов, так и углублению знаний студента, закреплению изучаемого материала, развития умений, навыков, подготовки сообщений, приобретение опыта устных выступлений, ведение дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом должны оказать учебно-методические указания по дисциплине, задания на самостоятельную подготовку, перечень вопросов для подготовки реферативных сообщений и контрольных вопросов для самопроверки студентов, а также рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков формирования и изложения основных положений рассматриваемых тем, предусматривается проводить индивидуальные собеседования, знакомства с конспектами, подготовки студента с материалами занятия.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К

ТЕМАМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для самостоятельной работы)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 1

(ОК – 1,ОК-2)

1. Определите предмет политологии.

2. Выделите основные понятия науки о политике.

3. Какова структура политологии.

4. Какие функции политология выполняет в общества?

5. Назовите уровни политического знания.

6. Какое место занимает политология в системе общественных наук.

7. Укажите основные структурные элементы политической сферы общества, ее взаимосвязь с экономической и другими общественными системами.

8. Выделите основные этапы развития политической мысли для каждого этапа

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 2

(ОК-2,ОК – 6, ПК – 14)

1. Дайте определение власти как социального явления.

2. Кто является субъект ом и объектом власти?

3. Что понимается под ресурсом власти? Назовите типы ресурсов.

4. Выделите виды власти.

5. В чем проявляется специфика политической власти?

6. Сравните позиции Дж. Локка и Ш.Л. Монтскье о принципе разделения властей.

7. Что такое легальность и легитимность политической власти, и каково их соотношение?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 3

(ОК-2,ОК – 4)

1. Сформулируйте понятие политической системы.

2. Выделите компоненты политической системы.

3. По каким критериям происходит типология политических систем?

4. Что такое политический режим? По каким признакам выделяют типы политических режимов?

5. Какие характерные черты тоталитаризма?

6. Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?

7. Какие признаки характеризуют демократический режим? Рассмотрите основные теории демократии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 4

(ОК-2,ОК – 3)

1. Какие политические институты существуют в обществе?

2. Какие причины вызвали появление Государства как политического института?

3. Выделите общие признаки государства.

4. Укажите основные функции государства.

5. Какие формы государства можно выделить по форме правления, по форме государственного (административно-территориального) устройства, по политическому (государственный) режиму?

6. Какова роль политических партий в обществе?

7. По каким причинам возникают в обществе общественные движения и организации как субъекты и объекты политики?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 5

(ОК-2,ОК – 7)

1. Кто является субъектом и объектом политических отношений?

2. Как можно классифицировать субъектов политики?

3. Кого относят к политической элите, какие черты её характеризуют?

4. В чем проявляется особенность политического лидерства?

5. Какие типы политического лидерства существуют в обществе?

6. Какими чертами должен обладать политический лидер?

7. Понятие, функции и типология групп интересов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 6

(ОК – 1, ОК-2,ПК – 15)

1. Сущность политической культуры, ее структура.

2. Назначение и функции политической культуры.

3. Типы политических культур: патриархальный, подданнический, активистский.

4. Сущность политической социализации. Основные типы политической социализации.

5. Политическое сознание. Сущность, структура, уровни и типы политического сознания.

6. Понятие политической идеологии, сущность и функции политической идеологии.

7. Основные политические идеологии современной России

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 7

(ОК-2,ОК – 11, ОК – 13)

1. Сущность и структура политического процесса.

2. Режимы протекания политического процесса: функционирование, развитие, упадок.

3. Формы и разновидности политического участия.

4. Политическое развитие и модернизация.

5. Сущность и функции конфликтов в политике

6. Типология политических конфликтов.

7. Этапы политических конфликтов. этап возникновения, этап развития‚ этап окончания.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 8

(ОК-2,ПК – 9, ПК – 14)

1. Сущность внешней политики государства

2. Современные международные отношения.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: содержание и понятийный аппарат.

4. Национально -государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 9

(ОК-2,ОК – 6, ПК – 15)

 

1. Структура прикладной политологии.

2. Сравнительная политология.

3. Сущность и отличительные черты политических технологий, их структура.

4. Типы политических технологий.

5. Политический менеджмент.

6. Политика, политология и средства массовой информации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература

"Василенко И.А. Политология: учебник.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.-421с.-(Основы наук)"

Б) Дополнительная литература

Алмонд Г., Пауэлл Дж. и др. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор : учеб. пособие. – М. : Аспект Пресс, 2002.

Гаджиев К. С. Введение в геополитику. – М., 2000.

Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама : учеб. пособие. – М. : Аспект Пресс, 2005.

Жуков В.И. Россия в глобальном мире: Философия и социология преобразований : монография : в 3 т. –
М. : Логос, 2006.

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / под ред. Е.И. Степанова. – М. : Эдиториал УРСС, 1999.

Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. – М., 1997.

Политическая энциклопедия : в 2-х т. – М., 1999. – Т. 2.

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

1. http://www.philosophy.ru/library/stepin/

2. http://www.galactic.org.ua/Biblio/

3. http://www.science-time.com/princip-neopredelennosti-geizenberga.html

4. http://vbvvbv.narod.ru/guotes.html

5. http://elementy.ru/

6. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/

7. http://e-science.ru

8. http://www.benran.ru/

9. http://www.en.edu.ru

10. http://naturalscience.ru/

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При самостоятельном освоении дидактических единиц учебной программы необходимо сначала ознакомиться со всем материалом, затем постараться выделить главное, и законспектировать его. Конспект необходимо перечитывать (например, по системе Б.С. Алякринского). Новые термины, сложные понятия необходимо также прорабатывать письменно. Сложные понятия, например, из разделов политической системы общества, политической власти и механизма её осуществления и др. необходимо осваивать, используя несколько источников: например соответствующий раздел основного учебника, дополнительную литературу и электронные ресурсы.

При подготовке к практическим занятиям студенты должны прочитать конспекты лекций и изучить рекомендуемую литературу.

Целесообразно готовиться к занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: составить конспект основных определений и понятий по учебной дисциплине на основе изученной рекомендуемой литературы, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание вопросов практических занятий.

Каждую тему занятий важно увязывать с предыдущим учебным материалом и спецификой будущей профессиональной деятельности.

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления по темам практических занятий.

 

2 Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе

Мультимедийные презентации, сопровождающие доклады и сообщения обучающихся на практических занятиях. Интернет-ресурсы в том числе http://ibooks.ru (свободный доступ)

 

3 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса

В обучении дисциплины «Политология» используется учебный класс, оснащенный мультимедийным проектом и компьютером.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного

оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в читальном зале библиотеке Тверского филиала МГЭИ как, либо в сети Интернет

 

Составил доктор философских наук, профессор Н. И. Иванов


* Изучаются самостоятельно.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.