Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Социология как наука

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 6)

 

Предметное поле социологии. Социологические парадигмы. Уровни социологического знания. Терминологическая специфика социологии. Основные точки зрения на предмет социологии*. Социологические законы и их клас­сификация. Уровни социологического знания. Функ­ции социологии. Методы социологического исследования.

Тема 2. Общество как целостная система

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ПК – 13)

 

Основные характеристики общества как системы. Различие понятий «общество» – «страна» – «государство»*. Социологические концепции общества. Понятие социальной системы. Системные характеристики общества. Основные классификации обществ. Характеристики различных типов обществ (традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного). Современное российское общество: основные проблемы и перспективы развития.

Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Тема 3. Культура и общество

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 5, ОК – 6)

 

Специфика социологического подхода к культуре. Виды культуры*. Основные элементы культуры. Культурные универсалии. Доминирующая культура, субкультура, контркультура. Молодежная субкультура. Культурные нормы и ценности. Нормы культуры и отклоняющееся поведение. Понятие культурного развития и культурной деградации. Влияние культуры на социальные и экономические отношения*. Взаимодействие политики и экономики, социальных отношений и культуры. Этноцентризм и культурный релятивизм, их достоинства и недостатки.

Тема 4. Личность и общество

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 7, ОК – 8, ПК – 9)

 

Соотношение биологического и социального в человеке*. Социологическое понимание личности. Индивид – индивидуальность – личность. Социализация – процесс становления «Я-образа». Теория ролей Р. Линтона. Личностная и социальная идентификация. Этническая идентификация. Первичная и вторичная социализации. Стратегия ухода от негативного «Я-образа». Особенности трудовой социализации*. Динамика адаптации молодежи в современных условиях. Ресоциализация, её объективная необходимость.



 

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Тема 5. Социальное взаимодействие

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 6)

 

Понятие и структура социального действия. Социальная коммуникация: невербальная и вербальная. Социальные контакты. Социальные действия. М. Вебер о видах социальных действий*.

Социальные группы, их функции и воздействие на жизнедеятельность индивида. Классификация социальных групп. Первичные и вторичные группы. Нормативно-референтные и сравнительно-референтные группы. Социальные обязанности. Социальная среда. Социальная «стратегия» индивида.

Тема 6. Социальные организации

И социальные институты

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3)

 

Понятие социальной организации. Основные теории организации (А. Фойоль, М. Вебер, Р. Лайкерт, И. Ансофф, Г. Саймон)*. Признаки организации. Структура организации и типы организационных связей. Организационная культура. Типы организаций. Концепции организации М. Вебера, Р. Мертона, М. Крозье.

Понятие социального института. Процесс институционализации. Социальный институт как совокупность норм и отношений. Статусная иерархия. Виды социальных статусов. Признаки социального института. Взаимосвязь социальных институтов, их современная эволюция.

Раздел IV. ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Тема 7. Социодинамика современного общества

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 9)

 

Классические концепции социального существования и развития: эволюционизм, теория цикличности, марксизм.

Современная теория функционирования и развития общества. Н. Эллиас, Э. Гидденс, П. Штомпка о развитии общества*.

Социальные процессы, процессы развития, социальные изменения. Понятия прогресса и регресса. Основные формы социальных изменений: социальные реформы, социальные революции. Модернизация как особая форма социальных изменений*.

Содержание основных социальных процессов.

Понятие и критерии социальных движений, их классификация. Значение социальных движений в развитии общества.

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 6)

 

Понятие социальной стратификации. Социальная дифференциация как основа стратификации. Основные теории расслоения общества*. Экономическое и неэкономическое измерение стратификации. «Капиталы» личности, культурный капитал. Открытые и закрытые системы стратификации. Социальное неравенство. Бедность и богатство в современном российском обществе.

Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Значение социальной мобильности в принятии управленческих решений*.

Тема 9. Мировая система. Основные мировые процессы

(ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 13)

 

Мировая система: состояние, тенденции эволюции. Сущность и содержание основных мировых процессов*. Модернизация. Глобализация. Переход к постиндустриальному, информационному обществу. Противоречия мировых процессов.

Основные тенденции развития России*. Главные проблемы общественного развития страны. Формирование и распространение культуры постиндустриального общества с опорой на достижения российской культуры. Перестройка социальных институтов. Модернизация.

Современные требования к личности работника.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки специалистов предусматривается широкое использование активных и интерактивных технологий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся, умение самостоятельно анализировать общественные явления, адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, в отрасли, в трудовом коллективе.

Активные и интерактивные образовательные технологии включают:

· компьютерные презентации;

· деловые и ролевые игры;

· разбор конкретных ситуаций, которые могут возникнуть в обществе, в трудовых коллективах;

· проведение тестирования знаний студентов;

· подготовка выступлений, научных сообщений, рефератов.

При применении современных образовательных технологий следует опираться на знания и опыт студентов, приобретенные ими как в системе среднего и высшего образования, так и в процессе жизнедеятельности.

Деловые и ролевые игры позволяют создать условия, которые имитируют их будущую профессиональную деятельность.

Подготовка рефератов, выступлений, научных сообщений способствует формированию навыков научно- профессиональной деятельности.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоёмкость дисциплины для студентов направления обучения «Экономика» и «Менеджмент» составляет 2 зачётные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Общая трудоёмкость дисциплины для студентов направления обучения «Психология» составляет четыре зачётные единицы (144 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы (для направления «Экономика» и «Менеджмент»)

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия, в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (П3)
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект -  
Расчетно-графические работы -  
Реферат
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
Решение практических ситуаций -  
Подготовка научных докладов и сообщений
Вид промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость
Зачетные единицы

Объем дисциплины и виды учебной работы (для направления «Психология»)

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия, в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (П3)
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект -  
Расчетно-графические работы -  
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя    
Решение практических ситуаций -  
Подготовка научных докладов и сообщений    
Вид промежуточной аттестации экзамен - 36 экзамен - 36
Общая трудоемкость
Зачетные единицы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по социологии для студентов направления «Менеджмент». Срок обучения – 4 года, 2 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука    
Общество как целостная система  
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество  
Личность и общество  
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия  
Социальные организации и социальные институты  
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества  
Социальная стратификация и социальная мобильность  
Мировая система. Основные мировые процессы  
  ЗАЧЕТ      
  ИТОГО  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по социологии для студентов направления «Экономика». Срок обучения – 4 года, 2 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука    
Общество как целостная система  
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество  
Личность и общество  
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия  
Социальные организации и социальные институты  
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества  
Социальная стратификация и социальная мобильность  
Мировая система. Основные мировые процессы  
  ЗАЧЕТ        
  ИТОГО  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по социологии для студентов направления «Менеджмент» и «Экономика». Срок обучения – 3 года, 6 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука    
Общество как целостная система    
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество    
Личность и общество    
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия          
Социальные организации и социальные институты    
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества          
Социальная стратификация и социальная мобильность    
Мировая система. Основные мировые процессы        
  ЗАЧЕТ        
  ИТОГО    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по социологии для студентов направления «Психология». Срок обучения – 4 года, 2 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука  
Общество как целостная система  
Типы обществ    
Специальные социологические теории  
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество  
Личность и общество  
Социальная роль и социальный статус  
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия  
Социальные организации    
Социальные институты  
Социальные движения    
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества    
Социальная стратификация    
Социальная мобильность  
Мировая система. Основные мировые процессы    
  Экзамен          
  ИТОГО    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по социологии для студентов направления «Менеджмент» и «Экономика» Срок обучения – 5 лет, 6 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука    
Общество как целостная система    
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество    
Личность и общество    
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия          
Социальные организации и социальные институты    
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества          
Социальная стратификация и социальная мобильность    
Мировая система. Основные мировые процессы        
  экзамен            
  ИТОГО    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по социологии для студентов

Направления «Юриспунденция»






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.