Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Виды психологического воздействия в процессе консультирования, этапы в консультировании, механизмы лечебного воздействия групповой психотерапии.

 

В различных терапевтических направлениях используются различные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой).

 

1) Психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует основную технику — свободное ассоциирование, анализ символов повседневности; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрейдовская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения; анализ содержания переноса клиента.

 

2) Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения. Используется тренировка настойчивости (помогает преодолеть беспомощность и неадекватность) через вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив для принятия решения; тренировка релаксации (целенаправленное уменьшение тревожности, основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение в сочетании с ведением записей.

 

3) Особое место занимает гештальттерапия, отличающаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и теперь», речевые изменения; метод пустого кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней собаки» — пассивный с чувством вины, ищущий прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

 

Основные приемы в процессе консультирования.

 



^ 1. Постановка вопросов. Цели: получение информации о клиенте; побуждение клиента к самоанализу. Типы вопросов: закрытые - Предполагают однозначный ответ (да-нет или 2-3 слова), открытые – обсуждение внутреннего, рефлексирование. Техника основная и очень важная, но не следует ею злоупотреблять, иначе консультация может напоминать допрос или дознание. Все вопросы должны иметь цель, а не использоваться как способ снижения тревоги у консультанта.

 

Когда необходимы вопросы:

 

1. В начале сессии, для установления контакта. (С чего хотели бы начать? Что произошло с момента нашей последней встречи?)

 

2. Побудить клиента продолжить сказанное или раскрыть подробнее, то, что сказано примерами или собственными комментариями.

 

3. Обратить внимание клиента на его чувства, можно через телесные ощущения, позу, жест.

 

^ 2. Поддержка и успокаивание.

 

Трудно выделить какие –либо специфические формы поддержки. Это может быть внимательная пауза или высказывание «Продолжайте», все микротехники активного нерефлексивного слушания. Поддержка укрепляет веру клиента в себя, в своей способности к риску в обретении новых форм поведения. Нельзя допустить формирования зависимости клиента от консультанта и позволять использовать себя в качестве «костыля» беспокойному клиенту.

 

^ 3. Отражение содержания.

 

Включает в себя перефразирование, уточнение и обобщение (резюмирование), активное рефлексивное слушание, обратную связь.

 

Позволяет клиенту понять собственные чувства или ситуацию, выделить основное, понять самому консультанту правильно ли он понял клиента. Обобщение – выражение основной идеи, часто малосвязанных между собой сообщений клиента.

 

^ 4. Отражение чувств.

 

Наиболее важная техника консультирования. Это можно назвать так же стержневой задачей. Часто чувства амбивалентны, противоречивы необходимо по возможности распознать и прожить их глубже и полнее (катарсис).

 

Цели: Снять напряжение для возможности дальнейшей работы, через переживания обнаружить внутренний конфликт.

 

Выполнение этой задачи требует от консультанта умения хорошо понимать свои чувства, чтобы идентифицировать чувства клиента, умения наблюдать: часто напряжение скрыто не только в том, что клиент говорит, но и том, о чем молчит, иметь достаточный словарный запас для обозначения чувств, необходимо помнить, что нет задачи расшифровывать чувства вообще, только в контексте решаемых вопросов.

 

5. Пауза.

 

Цель: дать понимание клиенту о значимости его проблемы, возможность самопогружения клиенту. Следует помнить: если паузу делает клиент, он ее и прерывает. Можно помочь, если пауза слишком затянулась, вопросом. Молчание клиента не есть отсутствие реальной активности, в то же время может означать, что беседа зашла в тупик и клиент ищет выход из создавшегося положения.

 

Кочунас, стадии консультирования:

 

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

 

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями.

 

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

 

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия.

 

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.

 

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

 

Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

 

Ирвин Ялом выделяет в качестве основных механизмов лечебного воздействия групповой психотерапии следующие.

 

1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтах, и пр.

 

2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений.

 

3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы.

 

4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого, пациент ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.

 

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов, идущих из родительской семьи, в группе дает возможность их терапевтической переработки, когда психотерапевт выступает в роли отца или матери для пациентов, а другие участники — в ролях братьев, сестер и других членов семьи.

 

6. Развитие техники межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения.

 

7. Имитационное поведение: пациент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы.

 

8. Интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа «Я».

 

9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт— пациент» в индивидуальной психотерапии.

 

10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств в группе.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.