Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

III Методы проведения урока.

1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика.

2. Подготовка к уроку преподавателя:

а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов;

б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры (формы), определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока;

в) готовность к «импровизации» (метод «обратной связи» с учеником);

г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения);

д) выбор формы урока (характера общения, формы воздействия на ученика, темпа урока).

IV. Формы уроков:

а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста; но остаются неизменными 5-7 позиций: развитие слуха, развитие ритма, развитие мелодического, гармонического, полифонического слуха, развитие техники, чувства формы, знакомство с различными жанрами, формами. и т.д.

б) «тематический» урок это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика; применяются для старших школьников.

в) «уроки — восхищения»;

г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»);

д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»;



е) «урок — дискуссия»;

ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д.

уроки-лекции,

уроки закрепления нового материала,

уроки повторения,

уроки-семинары,

уроки-конференции,

уроки проверки приобретенных знаний,

комбинированные уроки.

Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению (концерт, выставка, экскурсия, мастер-класс, лекция-концерт, театрализация действий и т.д. .

 

Возможна разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися, холериками и флегматиками. Необходимо чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания.

Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений.

Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий.

Примерная схема-модель урока:

— проверка домашней работы (целиком, выборочно);

— объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала;

— объяснение правил для усвоения навыка;

— показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя;

— домашнее задание.

 

 

V. Виды педагогического воздействия на уроке (метод. Приёмы) :

а) показ — целиком, или — фрагмента, 1-голоса, приема;

б) показ—положительный и «отрицательный»;

в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления, слова-экстракты);

г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?»;

д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ;

е) тактильно- сенсорное воздействие на руку, на движение ученика.

Гибкое сочетание различных методов - наиболее эффективно и плодотворно.

— Роль оценки, поощрения («порицания») ученика. Наличие дневника и нотной тетради для записи оценок и заданий –обязательно.

— Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.

Существуют следующие типы уроков: уроки-лекции, уроки закрепления нового материала, уроки повторения, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки проверки приобретенных знаний, комбинированные уроки. Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению.

 

Рациональное применение различных методов обучения

Всякий метод следует выбирать и применять во взаимосвязи с другими методами обучения. Когда прорабатывается определенный раздел учебного материала, учитель сталкивается не с одним методом.

Применение определенного метода предъявляет определенные требования к деятельности учителя, оказывая специфическое воздействие на деятельность учащихся. Ценность методов определяется качеством процесса обучения, в особенности качеством его результатов.

 

В настоящее время ко всем методам обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала.

Методы обучения и способы их реализации должны способствовать включению в учебный процесс на уроке не только мышления, но и воображения школьников, которое относится к активной внутренней жизни учащихся.

Воображение – это сила, которая делает учение интересным и увлекательным. Чтобы воображение учащихся включилось в процесс обучения, обычные виды деятельности на уроке должны сочетаться с необычными, особенными.

Помимо уже перечисленных, необходимо принимать во внимание способности учащихся, их знания, умения, навыки по изучаемому вопросу, отношение к предмету, а также сильные и слабые стороны самого учителя.

*Требования к организации процесса обучения

Психологические требования: учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия и монотонности в работе, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ.

Обязательной является форма итогового учета знаний, умений и навыков – это в основном экзамены и зачеты; текущий учет проводится почти на каждом уроке, на каждом практическом занятии.

В начальной и средней школе особое значение придается политехническому образованию, осуществляемому, прежде всего в процессе теоретического образования учащихся, – усвоение ими основ наук. Особое место в учебной работе занимает труд.

В процессе теоретического обучения используются уроки, экскурсии, семинары, домашние занятия, экзамены, в системе трудового обучения – практические занятия в учебных мастерских. Дополнительные занятия проводятся в форме консультаций учителя, его работы с небольшими группами по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, индивидуальных или групповых занятий по интересам, для чего используются многообразные формы внеклассного образования.

Учебный материал в основном усваивается на уроке. На каждом уроке учитель ставит своей обязательной задачей:

1) сообщить учащимся некую сумму новых знаний;

2) закрепить их в памяти учащихся;

3) научить учеников применять знания на практике;

4) учитель всегда контролирует, помнят ли учащиеся ранее усвоенные знания.

 

Проблемное обучение

При проблемном обучении изложение осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия.

Суть проблемного изложения заключается в следующем: учитель ставит задачу, которую сам же решает, но при этом показывает путь решения в его истинных и доступных учащимся противоречиях, высказывает ходы мысли при движении по пути решения.

В ходе проблемного обучения преподаватель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения.

Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся контролируют убедительность этого продвижения, мысленно следят за логикой, таким манером усваивая этапы решения целостных проблем.

Проблемное изложение может опираться на материалы из истории науки или на путь доказательного раскрытия способа решения поставленной проблемы.

Непосредственный результат проблемного обучения – усвоение способа и логики решения данной проблемы или даже группы проблем, но еще без умения их применять самостоятельно. В проблемном обучении часто используется проблемно-поисковая или эвристическая беседа. По ходу этой беседы перед учащимися ставится ряд логически связанных вопросов, при ответах на которые учащиеся должны высказывать свои предположения и пытаться доказать правоту своих слов, таким образом, проявляя самостоятельность в освоении знаний.

Наглядные пособия приобретают несколько другое назначение при проблемном обучении. Они используются не для облегчения запоминания нового материала, а для постановки учебных задач и создания каких-либо проблемных ситуаций на уроке. Примером могут служить пособия, в которых изображаются серии рисунков, с помощью которых и ставится учебная проблема. Она, в свою очередь, требует достаточно длительных самостоятельных размышлений, анализа и сопоставления.

 

* Модульная технология обучения

Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий, которая в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от слова «модуль», одно из значений которого – «функциональный узел». Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчетно-графической работой). Под модульной технологией обучения понимают реализацию процесса обучения разделением его на подгруппы «функциональных узлов» – значимых действий и операций, которые выполняются учащимся более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.

Сущность модульного обучения заключается в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно (или при ненавязчивой консультации учителя) добиваться поставленных целей учебно-познавательной деятельности.

Средством модульного обучения служат учебные модули. Модулем может считаться также программа обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу обучения. К примеру, разработка модульных курсов в социально педагогическом колледже – одно 32б из перспективных направлений работы кабинета педагогических технологий.

Модульное обучение позволяет решать такие задачи образования, как оптимизация содержания обучения на основе деятельностно-модульного подхода, обеспечивающего возможность любого изменения (так называемая вариативность программ), индивидуализация образовательных программ, практическая деятельность и контроль над успешностью обучения на примере оценки наблюдаемыхдействий. На каждом последовательном этапе освоения программы определяется компетентность студентов/учащихся.

 

Успеваемость и методы ее оценки

Учет успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективно правильной, т. е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся. Такой учет позволяет управлять процессом усвоения знаний, умений, навыков, т. е. умственными и практическими действиями, их последовательностью, вносит в деятельность учителя и учащихся необходимые коррективы и служит средством совершенствования процесса обучения, повышения его эффективности, преодоления второгодничества.

Значение непрерывности учета успеваемости особенно велико в работе с детьми младшего возраста, когда только еще начинается процесс овладения приемами умственной деятельности и навыками самостоятельной работы

Специфика учета знаний в школе состоит в том, что он имеет здесь обучающее и воспитательное значение. Обдумывая показатели учета, учитель и его ученики решают вопрос о том, какой по форме и по содержанию должна быть их последующая работа, и на что необходимо направить их основные усилия.

Учет успеваемости организует также и работу учителя. По мере совершенствования методов и форм обучения отметки все более становились показателями педагогического мастерства учителя и стали играть все большую роль в повышении учителем качества своей работы.

В результате, при надлежащем проведении процесса учета успеваемости учитель наиболее правильно оценивает успехи учащихся, создает у них стремление к совершенствованию знаний, способствует их умственному и нравственному развитию.

 

Виды учета успеваемости учащихся

Текущий учет – это вид учета, который обеспечивает своевременное усвоение и закрепление учебного материала на каждом этапе обучения. Переход к следующему этапу осуществляется при условии, если будет выполнено предыдущее задание. Учитель непрерывно ведет учет результатов, опираясь на регулярные текущие свои наблюдения за работой учащихся.

Тематический учет. Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других тем, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Периодический учет. Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки.

Заключительный учет. Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Методы проверки знаний, умений и навыков – это когда учитель имеет все основания требовать от учащихся отчета в освоении изучаемого материала и оценивать уровень усвоенного у каждого ученика.

Различают несколько проверок знаний: устная, письменная и практическая.

 

*Дополнение:

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.