Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

выборочной учебной дисциплины

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

цикла гуманитарной подготовки

студентов

всех отраслей знания,

направлений подготовки и специальностей

очной и заочной форм обучения

 

 

Донецк, 2015


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

выборочной учебной дисциплины

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

цикла гуманитарной подготовки

студентов

всех отраслей знания,

направлений подготовки и специальностей

очной и заочной форм обучения

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

«Философия»

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.

 

Утверждено

на заседании

Учебно- издательского

совета ДонНТУ

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.

 

Донецк, 2015

 
 

УДК 2(072)

 


Конспект лекций выборочной учебной дисциплины «Религиоведение» цикла гуманитарной подготовки студентов всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей очной и заочной форм обучения / Составитель : В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2015. – 179 с.

 

Конспект лекций включает темы, отражающие требования высшей школы и программы по курсу «Религиоведение», который читается по выбору студентов в Донецком национальном техническом университете. В конспекте лекций представлен широкий спектр религиоведческих знаний: теория религиоведения, социально-исторические основы религии, ее исторические типы, а также история свободомыслия в многообразии форм его проявления и тенденций развития. Овладение такими явлениями мировой культуры, как религия и свободомыслие – необходимое условие формирования мировоззренческой культуры человека.



Конспект рассчитан на студентов, которые изучают религиоведение отдельной дисциплиной, а также в рамках модульных курсов: «Философия (философия, религиоведение, логика)», «Философия (философия, религиоведение, логика, этика, эстетика)».

Конспект лекций составлен в соответствии с требовании образовательно-профессиональной программой.

 

 

Составитель:

В. И. Пашков, к.филос.н., доцент

 

Ответственный за выпуск:

Т. Э. Рагозина, к.филос.н., доцент

 
 

  СОДЕРЖАНИЕ Введение    
  Общие положения
Тема I Религия как социальное явление
  1. Предмет и структура религиоведения
  2. Методологические основы, основные черты и функции религиоведения
  3. Сущность и структура религии
  4. Религия и общество. Социальная роль и основные функции религии  
  5. Религия и церковь в Украине
  6. Свобода совести. Конституционно-правовые основы свободы совести в Украине  
Тема II Происхождение религии
  1. Проблема истоков религии в контексте теологических решений
  2. Светские варианты решения проблемы истоков релегии
  3. Научные концепции происхождения религии
  4. Основные вехи в исторри развития человека: время и уловия возникновения религии  
  5. Причины возникновения и существования религии
Тема IІІ Исторические типы религии
  1. Ранние формы религиозных верований
  2. Родоплеменные религии
  3. Этнические религии: народные и национальные
  4. Мировые религии
  4.1. Буддизм
  4.1.1. Условия возникновения, развития и распространения буддизма
  4.1.2. Особенности вероучения и культа буддизма
  4.1.3. Основные течения буддизма
  4.2. Христианство
  4.2.1. Предпосылки возникновения христианства, его эволюция формирование Христианской Церкви: I-XI века  
  4.2.2. Христианство на украинских землях: основные вехи истории  
  4.2.3. Особенности вероучения, культа и организации Православной Церкви. Православие в Украине  
  4.2.4. Характерные черты и своеобразие католического вероучения, культа и организации. Католицизм в Украине    
  4.2.5. Вероучение и культ протестантизма и его основные направления. Протестантизм в Украине  
  4.3. Ислам
  4.3.1. Социально-исторические причины возникновения, идейные истоки и география распространения ислама  
  4.3.2. Основные черты вероучения и культа мусульман. Организации мусульманского духовенства  
  4.3.3. Направления и ответвления в исламе
  4.3.4. Влияние ислама и особенности его проявления в жизнедеятельности народов мусульманского мира  
  5. Новые религиозные течения
  5.1. Причины возникновения, характерные черты и разновидности новых религиозных течений  
  5.2. Новые религиозные течения в Украине
Тема IV Свободомыслие
  1. Исторические формы свободомыслия
  2. Возникновение и особенности развития свободомыслия в странах Древнего Востока и античного мира  
  3. Средневековое свободомыслие, его особенности и специфика  
  4. Содержание и формы проявления свободомыслия эпохи Возрождения  
  5. Свободомыслие Нового времени
  6. Свободомыслие в истории русского и украинского народов
  7. Современное свободомыслие: основные направления, своеобразие их проявлений и тенденций развития  
  Литература

ВВЕДЕНИЕ

Интеллектуальное и мировоззренческое становление человека связано со знанием таких явлений мировой культуры, как религия и свободомыслие. Изучение тем курса «Религиоведение» позволит не просто познакомиться с академическим религиоведением с точки зрения становления его предмета, структуры, принципов, понятийно-категориального аппарата и методов, основных черт, функций и тенденций развития. Исследование религии с научно-теоретических позиций даст возможность рассмотреть проблему ее происхождения, различные подходы и концепции в интерпретации этого феномена, раскрыть его сущность, структуру и особенности функционирования, изучить исторические типы религии на разных ступенях жизни общества, осмыслить в нем тенденции и перспективы религиозного процесса. Исследование будет не полным, если не увидеть, что исторические ступени развития человечества были и той почвой, на которой возникло и развивалось в многообразии своих форм свободомыслие как закономерный результат общественно-исторической практики людей.

Включаясь в контекст процесса исследования, не нужно следовать академической (светской) тенденции или теологическому подходу описания религии и свободомыслия. Важно понимать, что изучение этих феноменов во всем их многообразии форм и всей сложности их истории – это столь же многообразный и сложный процесс вхождения человека в мир их духовных проявлений: понятий, идей, теорий, фактов и т.д. Формированию интеллектуальной честности и мировоззренческой зрелости в этом процессе претит выпячивание, а то и абсолютизация значимости одного из них и принижения другого как несостоятельного. Тенденциозность, будь она результат, так сказать, глубокой аргументации, веяний моды или собственных предубеждений в отношении религии и свободомыслия, делает уязвимым мир человеческого общения, подвергает эрозии внутренний мир человека, согласие в мире как таковом. Толерантность усвоения религиоведческих знаний в образовательном плане, с учетом личных духовных исканий, необходимости формирования духовных основ становления общества и является одним из условий самоопределения человека в нем и в мире в целом, выработки отношения к нему и себе, своей жизни.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и найти определенную позицию, которая идет из внутренних побуждений; стремится к основанным на моральных основания объективно-верным решениям проблем, которые возникают в жизни.

 

Задачи учебной дисциплины:

– изложить и объяснить разделы академического религиоведения, изучаемый им предмет, содержание и функции, а также его место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;

– рассмотреть проблему происхождения религии, разные подходы ее толкования, раскрыть сущность религиозного феномена, его структуру и особенности функционирования, показать тенденции и перспективы религиозного процесса;

– ознакомить студентов с разными типами религиозных верований, начиная с ранних форм, родоплеменных религий, вплоть до этнических и мировых, а также новых религиозных течений;

– рассмотреть процесс возникновения и развития свободомыслия, показать, что его становление является закономерным следствием общественно-исторической практики людей и присуще их духовному миру, начиная с самых древних периодов человеческой истории;

– показать качественное своеобразие проявления свободомыслия на уровне атеизма в отличие от других его исторических форм;

– раскрыть историю развития свободомыслия как имманентно присущего момента преимущественно философско-материалистического (теоретического) постижения мира и действительного (практического) утверждения в нем человека;

– проанализировать место и роль религии и свободомыслия, знания религиоведческой проблематики в интеллектуальном и культурном развитии человека, в его самоопределении.


ТЕМА I

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Предмет и структура религиоведения.Название любой сферы научного знания или какой-либо его отрасли не указывает ни на объект, ни на предмет их исследования. И в религиоведении как отрасли философского знания этимология данного слова не обозначает, что его объектом или предметом является религия как таковая. В противном случае выявление объекта и предмета религиоведения будет уводить в плоскость внешних проявлений религии: форм и уровней существования религиозных взглядов и степени мысленного их постижения; способов проявления и форм протекания религиозных чувств и их интенсивности; средств, способов и результатов культовой практики и характера ее обнаружения; видов религиозных организаций, их типологизации и уровня приобщенности к ним. Такой подход приведет не только к упрощенному пониманию структурообразующих элементов религиозного комплекса, но и функциональности и закономерности религии, а, в конечном счете, – к искажению ее сущности. Не изменив характер подхода к религии вряд ли можно определиться с объектом и предметом религиоведения, что не только верно замечает, но и обосновывает А.Н.Колодный.

Будучи отраслью философского знания, религиоведение в сферу своего исследования также включает отношение «человек – мир». Но философия при рассмотрении своего объекта сосредотачивается как на человеке, так и на мире, их взаимосвязи, соответственно чему формируется ее предмет. Религиоведение в решении проблемы отношения «человек – мир» на первый план выдвигает человека-индивида, ибо важно рассмотрение индивидуального существования человека, при этом также не вне мира и не в противопоставлении ему, а в контексте бытия этого мира. Иначе и быть не может, ведь любая религиозная система занимается не столько картиной мира, сколько человеком в нем. Трансформировав отношение «человек – мир» в отношение «человек – сверхъестественный мир» (вера в который характеризует любую трансцендентную форму религии и является ее основополагающим и непременным признаком), религия делает своим объектом процесс самоопределения человека в мире через веру в свою причастность к миру сверхъестественного. Утверждение в мире и в многообразии форм проявлений его бытия божественной сущности и пробуждение в человеке на основе веры в нее ощущения божественности этого мира и наличия в себе чего-то сверхъестественного, делает религию специфическим средством человеческого самоопределения в мире. Через ощущение своей причастности к Абсолюту происходит внелогическое осознание человеком в структуре своей религиозности мира в себе и себя в мире. Это особое внутреннее состояние человека, которое выражает его единство с трансцендентным и говорит о его соответствующем самоопределении в мире, выступает объектом религиоведения.

Но религиоведение занимает не только личностное состояние, внутренний религиозный опыт, его описание. Религиоведение по своему строению и структуре, содержанию дисциплинарных областей знания, его многоаспектности исследует и интерпретирует религию и на логическом уровне: закономерности возникновения, существования и развития религии; основные элементы религиозного комплекса, их динамику развития и взаимодействия, место и роль в нем и в жизни верующего; многообразный и не единый в своем проявлении функциональный спектр религии, ее значение в государственно-политической и идеологической сферах жизни общества, в культурно-историческом процессе, в духовно-нравственном становлении людей. Религия во всем единстве ее структуры, функциональности и закономерности, отражающем личностный религиозный опыт, есть предмет религиоведения.

Предмет религиоведения не исчерпывается исследованием исключительно трансцендентных форм религии, основывающихся на вере в потустороннее. Существуют еще светские и гражданские религии, которым, при всей их специфике, характерны все основные черты, присущие трансцендентным формам религии.

Различные исходные мировоззренческие позиции, разные культурные традиции, социальные интересы даже в условиях деятельности в рамках одной и той же предметной сферы – религии – порождают определенные расхождения во взглядах на нее вплоть до образования противоположных учений о ней – религиозных и нерелигиозных. Неслучайно (А.Н.Колодный, В.И.Лубский, И.Н.Яблоков и др.)выделяют конфессиональное (богословское) и неконфессиональное (академическое, светское) религиоведение.

Светское религиоведение в процессе конституирования не ограничивается выделением и характеристикой своего объекта и предмета. Этот процесс связывается также с вычленением структуры религиоведения. Среди основных структурообразующих дисциплин религиоведения выделяют: историю, географию, социологию, феноменологию, психологию и философию религии. Это не значит, что ими исчерпывается его дисциплинарная структура. В нее включают и этнологию религии, лингвистическое и сравнительное религиоведение, и антропологию религии и др. Их многообразие не только указывает на изучение каждой из религиоведческих дисциплин специфического аспекта бытия религиозного феномена, но и показывает содержательное богатство религиоведения как науки и учебной дисциплины.

История религии – отрасль религиоведения, которая занимается изучением происхождения религии и внутренними процессами ее эволюции, а также описанием и постижением истории данного феномена в его социально-культурных связях. История религии на основании разных подходов исследования становления религии изучает ее реальную историю возникновения и эволюции. А осмысление сущности и смысла реального религиозного процесса в истории общества становится предметом историософии религии.

География религии дисциплинарное образование религиоведения, которое изучает взаимодействие в системе «религия естественно-географический ареал» и многообразные конкретно-исторические проявления их взаимовлияния.

География религии, с одной стороны, рассматривает влияние природно-географических условий на религию в отношениии ее возникновения, значения в дальнейшем воспроизводстве, появлении и распространении определенных исторических типов религии, их трасформацию или исчезновение, наличие религиозных образований автохтонного населения и их влияние на судьбу только что распространенных среди них религий. С другой стороны, раскрывает влияние религии на территорию ее распространения: многообразие и вес местных религий, судьбу местных религиозных течений под действием распространяющихся со временем религий, динамику изменений религиозной принадлежности населения.

Социология религииодна из отраслей религиоведения, исследующая религию как сложный в своих проявлениях социально обусловленный и детерминирующий общество, группы и индивида феномен. Опираясь на ряд концептуальных подходов (компаративно-типологический, структурно-функциональный, феноменологический, эмпирически-дескриптивный и др.) и уровней (теоретический и эмпирический) социального осмысления религиозного феномена, социология религии изучает социальные основы религии, ее возникновения, закономерности развития и функционирования как структурного компонента общества. Ею исследуется структура и структурообразующие элементы религиозного комплекса, его место, функции и роль в системе социума, действие на другие составляющие этой системы и их обратное влияние на него. Она рассматривает также формы и последствия взаимодействия и взаимовлияния религии и других социальных подсистем, тенденции развития их взаимосвязи.

Феноменология религии (от греч. φαινόμενον – являющееся и λόγος – учение) – религиоведческое направление рационально-конструктивистского постижения религии и интерпретации религиозных смыслов и значений ее феноменов.

На основе соотношения представлений, идей, целей, мотивов субъектов коммуникации с точки зрения религиозных смыслов, а также интерпретации интенции (от лат. intentio – намерение, направленность) религиозного сознания, которая породила эти смыслы, феноменологи религии стремились увидеть религию такой, какой она есть реально в своих проявлениях, описать и классифицировать их без каких-либо мировоззренческих предубеждений и идеологических манипуляций. Опираясь на такие понятия, как «священное», «нуминозное» и проч., на своеобразные концепции субъекта религиозного сознания, объекта веры, а также религиозного акта, в котором последний осмысливается, феноменологи религии считают именно феноменологический анализ как единственно возможный способ осмыслить и сформировать религиозность не как формальное выполнение канона, а как переживание трансцендентного смысла, скрытого непосредственно в человеческой истории.

Психология религиирелигиоведческая дисциплина, изучающая психологические истоки религии и психологический аспект проявления ее феноменов на внутренне психологическом уровне верующих и во внерелигиозном психологическом климате жизни общества, групп, индивида. Психология религии на основе обще- и индивидуально-психологических подходов, специальных методов и теорий изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религии в общественной, групповой и индивидуальной психологии. Она исследует религиозные чувства и переживания, религиозный опыт, религиозные настроения, мотивы и установки, их содержание и особенности, структуру и направленность, место и роль в религиозном комплексе, а также влияние на жизнедеятельность индивида, групп, общества.

Философия религииэто базовая отрасль религиоведения, в рамках которой осуществляется рациональное постижение природы и сущности религии и интерпретация ее феноменов. Сформированная в системе философского знания, философия религии изучает онтологические и гносеологические основы феномена религии, занимается раскрытием возможных подходов к его определению и выработкой философского понятия религии, решением вопроса о специфике философского (по сути, рационального) осмысления религии, о форме (т.е. интерпретации) этого осмысления и о толковании проявлений (фактов, идей, символов, смыслов, ценностей и т.п.) данного феномена (в понятиях), а также выявлением собственного (философии религии) статуса в системе религиоведческих знаний, структурной наполненности и соответствующей ее многоаспектности рассмотрения своего объекта.

Процесс постоянного изменения и расширения сферы проявления религиозного феномена такой же непрерывный, как поиск и объяснение все новых и новых этих его проявлений.

2. Методологические основы, основные черты и функции религиоведения. Исходным пунктом и основанием развития всей дисциплинарной системы знаний религиоведения являются принципы (от лат. principium – начало, основа). Такими в религиоведческом познавательном процессе есть конкретно-научные и общенаучные принципы.

Среди оснований, которые определяют процесс постижения религиозного феномена, А. Н. Колодный выделяет ряд фундаментальных принципов религиоведения: объективности, историзма, дуальности, общечеловечности и т.п.

Принцип объективности исходит из того, что при субъективности любого процесса, происходящего в обществе, чтобы в ходе религиоведческого познавательного процесса формирование содержания знаний о религии было независимым от субъективных проявлений (имеются в виду преувеличенно-эмоцио­нальные и/или непомерно рационализированные... состояния человека, которые приводят к определенным преимуществам, и в итоге – к субъективизму: предубежденности, заангажированности, тенденциозности и др.) и, тем самым, чтобы этот процесс отображал религиозные феномены в их объективных свойствах, связях и отношениях.

Принцип историзма нацеливает на объяснение возможности и необходимости религии, на вичленение и рассмотрение ее исторических этапов существования и типов функционирования, выявление и раскрытие их взаимосвязи и механизма изменений в ходе ее истории, на содержательный анализ современного состояния этого феномена и на прогнозирование тенденций и перспектив его развития.

Принцип дуальности обязывает исходить из положения, что религия, основываясь на своем главном специфическом признаке – вере в сверхъестественное, удваивает мир на естественный, который является объективно сущим и познаваемым на основе законов логики, и сверхъестественный, именно который для любой религии и реальный, и субстанциональный. Для религиозной веры всегда характерно такое переплетение естественного и сверхъестественного миров, которое ставит в «зависимость» мир действительный от трансцендентного. Поскольку для всех религий в определенной форме свойственен взгляд на мир природы и человека, постольку при рассмотрении религиозных представлений о нем, его происхождении, строении и будущем и необходимо использовать принцип дуальности.

Принцип общечеловечности, рассматривая религию в контексте социальных, духовных, правовых и других реалий современности, требует учитывать, что в религиозной системе ценностей функционируют не только собственно религиозные, но и общечеловеческие ценности. Хотя общечеловеческое находит в религии трансцендентный характер, оно выступает в качестве особенной формы выражения потребностей и интересов реальной жизни человека.

Вокруг этих принципов группируются и их дополняют соответственно другие ряды принципов: внеконфессиональности, плюрализма, целостности; конкретности, актуализации, этничности, конфессиональности; трансцендентности, мистичности, священного и т.п. Достаточно широкое проблемное поле религиоведения допускает использование и ряда других принципов его исследования: толерантности и терпимости, правового обеспечения свободы совести, культурологического, антропологического и др.

Основания получения знаний о религии во многом имеют отношение и к изучению свободомыслия. Это относится и к понятийно-категориальному аппарату ее исследования.

Отражение религиоведением своего предметного поля осуществляется на основе форм мысли: понятий и категорий. Среди специальных религиеведческих понятий выделяют: «анимизм», «верующий», «церковь», «святое», «религиозные праздники» и т.п. К специальным религиоведческим категориям относят такие, как «религия», «сверхъестественное», «религиозная вера», «религиозный опыт», «сакрализация» и др. Эти формы человеческого мышления, отмечает Б. О. Лобовик, являются исходными в познании общих и сущностных свойств, связей и отношений религии. Они позволяют постигнуть сущностные характеристики разнообразных феноменов предметного поля религиоведения, а также отобразить их целостность, представить предмет исследования в его определенной завершенности и внутреннем единстве.

Дисциплинарная структурированность религиоведения обусловливает и необходимость соответствующего к ней выделения рядов понятий и категорий дисциплинарной структуры религиоведения. Каждая из структурообразующих дисциплин содержит свою систему понятий и категорий, которая включает определенные понятийно-категориальные подсистемы, которые образуются базовыми категориями системы, а также блоки и ряды категорий и понятий этих подсистем.

Вместе с собственными понятиями и категориями, религиоведение включает общефилософскую и социально-философскую терминологию: «существование», «сознание», «познание», «отражение», «образ», «символ», «производство», «формация», «цивилизация», «культура» и др., а также термины по логике, этике, эстетике: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сочувствие», «красота» и т.п. Понятийно-категориальный аппарат религиоведения связан также с общенаучными мыслительными образованиями: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и др. Не обходится религиоведение и без конкретно-научных форм мысли: «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «страдание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть» и т.п., которые, как и общенаучные и вообще общего назначения понятия и категории, наполняются соответствующим конкретным содержанием. Это важный методологический инструментарий для процесса осмысления сущности религии.

Кроме специальных и общих понятий и категорий в структуре светского религиоведения особое место занимают термины религиозного характера: «Бог», «ангел», «сатана», «пекло», «рай», «нирвана» и т.д. Они, при всем их религиозном смысле и назначении, имеют здесь другое значение, хотя необходимо постоянно учитывать и их религиозное толкование.

Все эти понятия и категории составляют теоретическую базу религиоведения и являются важными концептуальными конструктами изучения его предметного поля.

Широта проблемного поля современных религиоведческих исследований требует использования большого числа разнообразных методов (греч. μέJodoς – путь) этих исследований. В религиоведении применяются известные и содержательно представленные в соответствующей литературе методы: универсальные (философские), общенаучные и конкретно-научные, эмпирические и теоретические, а также много других методов: системный, диалектический, обобщения и спецификации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, наблюдения, экстраполяции, абстрагирования и т.д. Структурная разветвленность религиоведения допускает использование в каждой из его дисциплин также своих методов. Вместе с этим дисциплинарная комплексность религиоведения для обеспечения широких познавательных возможностей процесса исследования религии, как считают В. И. Лубский, И. Н. Яблоков и др., вызывает необходимость интеграции многих приемов и процедур этого процесса и вичленения ряда основных методов постижения данного феномена.

Каузальный метод как способ изучения причинно-следственных связей объективной реальности в религиоведении способствует выявлению причин возникновения и эволюции религии в ее многообразных формах проявления. Важным положением этого метода является то, что религия не есть причина самой себя и не может быть постигнута лишь из самой себя. Каузальный метод показывает и проясняет сложность процесса причинения, т.е. происхождения (порождения) феномена религии в рамках определенных причин и условий общественной жизни.

Генетический метод – это способ выведения из начального этапа последующих, который таким образом позволяет из исходного этапа становления религии воспроизвести все другие этапы ее эволюции, а также, начиная с момента возникновения религиозного феномена, отразить происходящие с ним процессы. Важно то, что этот метод дает возможность не только раскрыть истоки религии и определить главные этапы ее эволюции, но и выявить промежуточные звенья в цепи этой эволюции, установить переходы и связки как традиционных исторических типов религии, так и новых религиозных течений, а также предвидеть основные тенденции и перспективы развития данного феномена.

Типологический метод – совокупность приемов и процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. С помощью такого способа получаются статистически стойкие группы признаков объекта, которые являются основанием для отнесения его к соответствующему типу. В результате применения типологизации к религиозным феноменам можно выделить исторические типы религий, типы религиозных и нерелигиозных индивидов, типы религиозных объединений и т.д. Классификация должна включать четкое выделение и определение религиозного классифицируемого феномена, схватывать его сущностные и типические черты, затрагивать как общее, так и особенное в нем, отражать динамику развития и, при этом, стремиться к максимально возможной объективности. Вместе с этим типология предоставит содержательную классификацию религиозных феноменов, которая позволит адекватно не только представить каждый из них, но и охарактеризовать тенденции как их развития, так и феномена религии вообще.

Сравнительно-исторический метод есть такой способ постижения мира, его предметов и явлений, процессов с ними происходящих, который на основе связи сравнения и историзма в отношении феномена религии позволяет познать и сопоставить разные исторические этапы развития одной и той же религии в исторически различные моменты времени, а также соотнести разнообразные религии, существующие в истории одновременно, но находящиеся на разных этапах развития этой истории. Тем самым этот метод дает возможность установить сходство и специфику религиозных феноменов, определить устойчивое, инвариантное в их развитии. А проведение на основе этого метода исследований развивающейся религии, поможет выявить произошедшие у нее изменения, реконструировать особенности и тенденции ее развития и, в конечном счете, общий ход этого развития.

Структурно-функциональный метод состоит в выявлении стабильных элементов, их устойчивых связей и количественных отношений, а также выполняемых ими функций в рамках определенной системы. Он позволяет раскрыть структуру и функционирование религиозного комплекса как такового, т.е. его основных элементов, их функциональность и соотношение друг с другом, с другими элементами и комплексом в целом. Такой же анализ может быть проведен и относительно тех элементов, которые сами являются системой (подсистемой), и отдельных религиозных направлений и их ответвлений, а также с ними, религией в целом в разных социальных структурных срезах, как и подсистемы общества вообще. Познание структурно-функциональной упорядоченности религии предоставит возможность прогнозировать разные процессы и осуществить управление ими.

Герменевтический метод – способ понимания объекта, осуществляющийся на основе постижения его смысла и последующей интерпретации последнего. Данный метод позволяет с разных позиций осуществить выявление смыслов собственно содержания религии, сакральных текстов, творений религиозных авторитетов и их истолкование, соотношение первотворений, сложившихся в тот или иной исторический период, с авторским пониманием, понимание самих интерпретаторов, т.е. сообщений, которые хотели передать в будто бы независимых интерпретациях ее авторы, будь это религиозные тексты, другие религиозные феномены или феномен религии как таковой.

Сознательное использование этих и других методов светского религиоведения дает возможность успешно постигать разные феномены религии, а вместе с этим, приближаться к познанию и ее сущности. Это касается собственно и свободомыслия.

Складываясь как относительно самостоятельная отрасль знания, религиоведение по мере многовекового процесса своего становления обретало определенные особенности, которые сегодня и стали его характерными чертами.

Современное светское религиоведение характеризует, как отметил А. Н. Колодный, в первую очередь, мировоззренческий плюрализм (лат. pluralis – множественный). Это не случайно, потому что изучение религии должно и может адекватно вестись соответственно сложившемуся разнообразию мировоззренческих установок.

Отсюда академическое религиоведение оставаться таким может только будучи нейтральным. Это значит, что надо изучать весь имеющийся спектр конфессий, а также разных форм религии: трансцендентных, светских, гражданских. Как мировоззренческий плюрализм, так и нейтральность дает возможность религиоведению избежать направленности лишь на объяснение религии.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.