Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Возможности его использования в профессиональной работе специалиста.

Социология.

7. Общество как система.

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система– это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.



Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

8. Основные социологические концепции развития общества. Типологии общества.

Концепции развития общества:

1. Натуралистическая — общество естественный процесс закономерности природы, мира природы и космоса; Исторический процесс определяется:

 

‘ географическими и природно-климатическими особенностями среды (Монтескье, Мечников)

‘ ритмами солнечной активности и космических излучений (Чижевский, Гумилев)

‘ природной организацией человека и его психологией (Фрейд, Тард)

2. Идеалистическая — основа общества — некое духовное начало, некий комплекс идей, божественная воля (Гегель); креационная (теория божественного соцализма)

3. Материалистическая (Маркс, Энгельс): основа общества — общественно-экономическая формация: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социализм, коммунизм)

4. Цивилизационный подход к изучению общества: отличается от подхода Маркса; не призывает к революции, не пытается объяснить развитие общества экономическими или политическими факторами.

Этапы развития:

‘ Доиндустриальное (дотрадиционное) общество

‘ Индустриальное общество

‘ Постиндустриальное (информационное) общество

Типология обществ:

M Марксисты (основа — отношения к собственности): «общество» — «общественно-экономическая формация»: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из последующих формаций вырастает из предыдущей (отрицание+преемственность).

M Цивилизационный подход (Морган, Тойнби): понятия российской, японской, европейской, азиатской, американской, западной, восточной цивилизации (обозначая особые черты соответствующих обществ, одна из важнейших — культура). А. Тойнби: пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мертвых цивилизации, проходивших такие фазы жизненного цикла, как возникновение, рост, надлом, распад.

M Волновая теория Э. Тоффлера (первая волна «неолитической революции» привела к созданию сельскохозяйственных обществ, вторая (промышленная революция) ознаменовала приход индустриальных обществ, а третья (с конца XX в.) означает переход к постиндустриальному обществу и складыванию единой мировой цивилизации.

M Американские социологи Г. и Дж. Ленски подразделяют современные общества по основному способу добывания средств к существованию. Они различают следующие типы обществ:

1. Общества охотников и собирателей: кочевники; родственные связи

2. Садоводческие общества: не применяются металлические орудия труда или плуги; система родственных связей усложняется многими кланами.

3. Аграрные общества: усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы; развитие ремесел и торговли, появление городов.

4. Промышленные общества: совершенствование технологии и использование новых источников энергии; опора на научные знания, складывается системы государственного управления

M Ф. Тённис разграничил два основных типа общества: допромышленное, общинное (Gemeinschaft) и современное, городское (Gesellschaft).

M К. Поппер, беря за основу степень открытости, выделял два типа общества – «открытое» (демократическое, пронизано духом критики) и «закрытое» (магическое мышление, догматизм и коллективизм).

Названные классификации не являются равнозначными, ни одну из них нельзя ни отвергать, ни считать единственно правильной.

9. Социальное действие: понятие, структура, типы.

Социа́льное де́йствие — «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него». Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер.

Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:

· субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

· объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

· средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

· результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

М. Вебер внес существенный вклад в понимание и истолкование деятельности своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

§ является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

§ сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;

§ социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

10. Социальное взаимодействие: сущность, формы и способы регуляции.

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

§ оно предметно,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

§ оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;

§ оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

§ оно выражает субъективные намерения участников.

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

§ кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

§ конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

§ конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

 

Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Большую роль в регуляции социальной связи играетвознаграждение.Механизм социального контроля, включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.

Важным регулятором социальной связи являютсяэкономические блага: деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.

Власть (политическая ценность и норма) иправо (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.

 

11. Прикладное социологическое исследование. Его функции, цели, этапы.

Возможности его использования в профессиональной работе специалиста.

Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез5.

Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются6:

1) подготовительный этап;

2) полевой этап;

3) подготовка к обработке и обработка информации;

4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации "в поле", т.е. в зоне практических действий социолога - получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную.

Анализ информации и подготовки итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа - программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика.

 

 

12. Программа социологического исследования.

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

2. определение цели и задач исследования

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

4. формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

7. описание методов сбора данных

8. описание схемы анализа данных

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.