Общая схема стратегического управления Общая схема стратегического управления описывает основные этапы принятия решений в управлении долгосрочным развитием организации (рис. 6).
Рис. 6. Схема стратегического управления
Стратегическое планирование есть первый этап стратегического управления. Стратегическое планирование есть поиск ответов на следующие вопросы:
1. Где мы находимся? (Анализ ресурсов предприятия и факторов внешней среды).
2. Куда мы хотим попасть? (Постановка целей).
3. Как мы туда попадем? (Разработка стратегии и механизмов ее реализации.)
Решение этих проблем предполагает использование различных инструментов анализа.
2.2. Инструменты стратегического планирования
Под инструментами стратегического менеджментапонимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации, различные виды матриц, отражающих соотношение экономических и производственных показателей предприятия.
Методы анализа внешней и внутренней среды предприятия
А. PEST-анализ[4]– это метод анализа факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия на рынке в долгосрочной перспективе, а именно: политических, социальных, экономических и технологических факторов. Обычно эти факторы называются «факторами дальнего окружения», поскольку их влияние на деятельность предприятия опосредованно или «растянуто» в долгосрочной перспективе. Факторы группируются, а затем топ-менеджеры предприятия определяют экспертным путем степень влияния данных факторов на деятельность предприятия и возможность достижения им стратегических целей.
PEST-анализ
Политика
| P
| Экономика
| E
|
| Выборы Государственной Думы РФ
|
| Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
|
| Изменение законодательства РФ
|
| Динамика курса рубля и ставка рефинансирования ЦБ РФ
|
| Отношение предприятия с правительством и федеральной властью в целом
|
| Основные издержки предприятия, в том числе:
|
| Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности
| 3.1
| Затраты на энергоносители
|
| Государственное регулирование конкуренции в отрасли
| 3.2
| Затраты на материалы, сырье, комплектующие
|
| Госзаказ
| 3.3
| Затраты на освоение и подготовку производства
| …
| | 3.4
| Амортизация
| …
| | 3.5
| ФОТ и начисления
| …
| | 3.6
| Затраты на сбыт
| …
| | …
|
| Социум
| S
| Технология
| T
|
| Изменения в базовых ценностях населения
|
| Государственная техническая политика
|
| Изменения в уровне и стиле жизни
|
| Значимые тенденции в области НИОКР
|
| Отношение к работе и отдыху
|
| Новые направления развития технологии
|
| Отношение к образованию
|
| Оценки скорости изменения и адаптации новых технологий
|
| Изменения в структуре доходов
|
| Технологические изменения, имеющие существенное значение для продуктов предприятия
| Политика
| P
| Экономика
| E
|
| Изменения в структуре потребления
| 5.1
| Продукт 1
| …
| | 5.2
| Продукт 2
| | | 5.3
| Продукт 3
| | | …
| …
| | | n
| Продукт n
| | |
| Технологические изменения, имеющие существенное значение для производства
| …
| | 6.1
| Изменение 1
| …
| | 6.2
| Изменение 2
| …
| | …
|
| | | | | | | | Б. SWOT-анализ[5]– широко распространенный метод анализа стратегического положения фирмы, который заключается в анализе факторов внешней и внутренней среды предприятия и нахождении между ними «баланса». Поэтому данный метод иногда называется методом «стратегического баланса».
Суть метода заключается в том, что отдельно определяются факторы внутренней среды предприятия, которые в зависимости от поставленных предварительно стратегических целей разделяются на «сильные стороны», т. е. способствующие достижению стратегических целей компании, и «слабые стороны», т. е. препятствующие достижению таковых. Сильные или слабые стороны предприятия – это фактически те ресурсы, которыми предприятие располагает: материальные, финансовые, человеческие, информационные и административные ресурсы. Сильные и слабые стороны целиком определяются точностью и конкретностью формулировки стратегических целей: один и тот же фактор поэтому не может быть одновременно и сильной, и слабой стороной предприятия.
Аналогично анализируются факторы внешней среды, причем для этого можно использовать предварительно проведенный PEST-анализ, дополненный маркетинговым анализом конкурентной среды предприятия и поведения потребителей. Факторы внешней среды «разбиваются» на благоприятные и способствующие достижению целей компании (это «возможности» или «шансы»), и факторы, препятствующие этим целям («угрозы» или «риски»). Точно так же шансы и риски целиком определяются точностью и конкретностью формулировки стратегических целей.
На основании проведенного анализа факторов топ-менеджеры предприятия должны найти «баланс», т. е. взаимосвязь и влияние между факторами внутренней среды предприятии и факторами внешней среды. «Баланс» заключается, во-первых, в том, чтобы использовать сильные стороны предприятия в соответствии с возможностями, которые дает рынок, и «устранить» его слабые стороны, а во-вторых, в том, чтобы избежать с помощью сильных сторон рисков.
|