Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общая схема стратегического управления

Общая схема стратегического управления описывает основные этапы принятия решений в управлении долгосрочным развитием организации (рис. 6).

 

 
 

 


Рис. 6. Схема стратегического управления

Стратегическое планирование есть первый этап стратегического управления. Стратегическое планирование есть поиск ответов на следующие вопросы:

1. Где мы находимся? (Анализ ресурсов предприятия и факторов внешней среды).

2. Куда мы хотим попасть? (Постановка целей).

3. Как мы туда попадем? (Разработка стратегии и механизмов ее реализации.)

Решение этих проблем предполагает использование различных инструментов анализа.

 

2.2. Инструменты стратегического планирования

 

Под инструментами стратегического менеджментапонимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации, различные виды матриц, отражающих соотношение экономических и производственных показателей предприятия.

Методы анализа внешней и внутренней среды предприятия

А. PEST-анализ[4]– это метод анализа факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия на рынке в долгосрочной перспективе, а именно: политических, социальных, экономических и технологических факторов. Обычно эти факторы называются «факторами дальнего окружения», поскольку их влияние на деятельность предприятия опосредованно или «растянуто» в долгосрочной перспективе. Факторы группируются, а затем топ-менеджеры предприятия определяют экспертным путем степень влияния данных факторов на деятельность предприятия и возможность достижения им стратегических целей.



PEST-анализ

 

Политика P Экономика E
Выборы Государственной Думы РФ Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
Изменение законодательства РФ Динамика курса рубля и ставка рефинансирования ЦБ РФ
Отношение предприятия с правительством и федеральной властью в целом Основные издержки предприятия, в том числе:
Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности 3.1 Затраты на энергоносители
Государственное регулирование конкуренции в отрасли 3.2 Затраты на материалы, сырье, комплектующие
Госзаказ 3.3 Затраты на освоение и подготовку производства
  3.4 Амортизация
  3.5 ФОТ и начисления
  3.6 Затраты на сбыт
   
Социум S Технология T
Изменения в базовых ценностях населения Государственная техническая политика
Изменения в уровне и стиле жизни Значимые тенденции в области НИОКР
Отношение к работе и отдыху Новые направления развития технологии
Отношение к образованию Оценки скорости изменения и адаптации новых технологий
Изменения в структуре доходов Технологические изменения, имеющие существенное значение для продуктов предприятия
Политика P Экономика E
Изменения в структуре потребления 5.1 Продукт 1
  5.2 Продукт 2
    5.3 Продукт 3
   
    n Продукт n
    Технологические изменения, имеющие существенное значение для производства
  6.1 Изменение 1
  6.2 Изменение 2
   
             

Б. SWOT-анализ[5]– широко распространенный метод анализа стратегического положения фирмы, который заключается в анализе факторов внешней и внутренней среды предприятия и нахождении между ними «баланса». Поэтому данный метод иногда называется методом «стратегического баланса».

Суть метода заключается в том, что отдельно определяются факторы внутренней среды предприятия, которые в зависимости от поставленных предварительно стратегических целей разделяются на «сильные стороны», т. е. способствующие достижению стратегических целей компании, и «слабые стороны», т. е. препятствующие достижению таковых. Сильные или слабые стороны предприятия – это фактически те ресурсы, которыми предприятие располагает: материальные, финансовые, человеческие, информационные и административные ресурсы. Сильные и слабые стороны целиком определяются точностью и конкретностью формулировки стратегических целей: один и тот же фактор поэтому не может быть одновременно и сильной, и слабой стороной предприятия.

Аналогично анализируются факторы внешней среды, причем для этого можно использовать предварительно проведенный PEST-анализ, дополненный маркетинговым анализом конкурентной среды предприятия и поведения потребителей. Факторы внешней среды «разбиваются» на благоприятные и способствующие достижению целей компании (это «возможности» или «шансы»), и факторы, препятствующие этим целям («угрозы» или «риски»). Точно так же шансы и риски целиком определяются точностью и конкретностью формулировки стратегических целей.

На основании проведенного анализа факторов топ-менеджеры предприятия должны найти «баланс», т. е. взаимосвязь и влияние между факторами внутренней среды предприятии и факторами внешней среды. «Баланс» заключается, во-первых, в том, чтобы использовать сильные стороны предприятия в соответствии с возможностями, которые дает рынок, и «устранить» его слабые стороны, а во-вторых, в том, чтобы избежать с помощью сильных сторон рисков.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.