Пиши Дома Нужные Работы


Экономический механизм природопользования в РФ

 

Основными элементами современного экономического механизма природопользования в РФ являются плата за загрязнения ОПС и за пользования ПР. Так, с 1993 г. Правительством РФ введен новый механизм определения платы и ее предельных размеров за загрязнения ОПС, размещение отходов и другие виды (шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и т.п.) вредных воздействий. Минприродой РФ в 1993 г. были утверждены базовые нормативы платы по каждому 3В, отходу и виду вредного воздействия с учетом их опасности для ОПС и здоровья населения. Базовые нормативы платы предусмотрены трех видов (конкретные их значения см. в учебном пособии [2, табл. 7.1...7.4]): 1) за выбросы и сбросы 3В в пределах нормативов (ПДВ, ПДС) – Б1, руб./т; 2) за выбросы и сбросы 3В, размещение отходов или другой вид вредного воздействия в пределах установленных лимитов (ВСВ, ОДУ) –Б2, руб./т; 3) за сверхлимитные выбросы и сбросы 3В (выше ВСВ, ОДУ или когда не утверждены ПДВ и ПДС или ВСВ и ОДУ), размещение отходов или другой вид вредного сверхлимитного воздействия - 5Б2, руб./т.

Для отдельных регионов и бассейнов рек установлены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости – Кэ, учитывавшие природно-климатические особенности территории, значимость природных и социально-культурных объектов. Так, для Центрального региона РФ по состоянию атмосферного воздуха Кэ = 1,9, а для г. Твери и других городов области Кэ = 2,28; по состоянию почвы - Кэ = 1,6, который применяется при взимании платы за размещение отходов. Значения Кэ для водных объектов устанавливаются по бассейнам морей и рек. В частности, для водных объектов Тверской области Кэ =1,1б или Кэ = 1,08, впадающих в бассейны соответственно Каспийского моря и реки Волги или Балтийского моря и реки Нева. При этом Кэ увеличиваются в 2 раза для природопользователей, расположенных на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, в эколого-курортных регионах.

С учетом Кэ определяются дифференцированные ставки платы, руб./т, за загрязнения ОПС по формулам:

 

Д1i= Б1iКэ; Д2j= Б2jКэ и Дзк= 5 Д(6.1)

 

где і = 1, 2, 3,...n - 3В. у которых выбросы и сбросы ниже или равны ПДВ и ПДС; j = 1, 2, 3,...m - 3В, у которых выбросы и сбросы выше ПДВ и ПДС, но не более ВСВ и ОДУ; отходы не более установленного лимита; К = 1, 2, 3,... n1 - 3В, у которых выбросы, сбросы и отходы по массе выше лимитных, т.е. сверхлимитная масса 3В. Если у природопользователя нет оформленного разрешения на выбросы, сбросы 3В (т.е. нет ПДВ, ПДС или ВСВ, ОДУ) и размещение отходов, то вся фактическая масса 3В и отходов учитывается как сверхлимитная.

Суммарные платы, руб., за загрязнения атмосферы и гидросферы соответственно определяются по формулам:

(6.2)

где Пда и Пдг - платы за загрязнения соответственно атмосферы не выше ПДВ и гидросферы не выше ПДС, равные сумме произведений Д1i на фактические массы i-3B в год или квартал, руб.; Пла и Плг - платы за загрязнения соответственно атмосферы не выше ВСВ и гидросферы не выше ОДУ, равные сумме произведений Д2j на фактические массы j-ЗВ в год или квартал, руб.; Псва и Псвг - платы за сверхлимитное загрязнение соответственно атмосферы и гидросферы, равные сумме произведений Дзк на фактические массы К-ЗВ в год или квартал, руб.

Суммарные платы, руб., за размещение отходов и тепловое загрязнение вод соответственно определяются по формулам:

(6.3)

 

где Пл0 - плата за размещение лимитных отходов, равная сумме произведений Д2j на фактические массы отходов j-3B в год или квартал, руб.; Псв0 - плата за размещение сверхлимитных отходов, равная сумме произведений Д на фактические массы К-ЗВ в год или квартал, руб.; Плтз - плата за тепловое лимитное загрязнение вод, равная сумме плат за соответствующие месяцы года, млн. руб.; Псвтз - плата за тепловое сверхлимитное загрязнение вод, равная сумме произведений пяти плат за остальные месяцы года, млн. руб. (см. табл. 7.4 пособия [2]).

Итоговая плата, руб., за загрязнения ОПС предприятием вычисляется по формуле

(6.4)

где Ки - коэффициент индексации, принимаемый каждым субъектом РФ (в Тверской области Ки = 42 с 01.01.97 г.). Более детальный расчет платы за загрязнения ОПС АО или иным хозяйствующим субъектом приведен в разделе 7 пособия [2], а по расчету платы за загрязнение атмосферного воздуха при эксплуатации автомобилей - в разделе 5 данного пособия.

Для малых предприятий, организаций и учреждений, а также хозяйствующих субъектов, у которых нет экологического паспорта, Тверьоблкомприродой разработаны усредненные нормативы платы за загрязнения ОПС (табл. 6.1).

Юридические лица ведут поквартальный расчет платы за загрязнения ОПС и перечисление средств за вычетом затрат на выполненные ими природоохранные мероприятия на расчетный счет областного фонда ОП до 20 числа следующего месяца за отчетный квартал. По истечении установленного срока суммы платежей взыскиваются с них в безакцептном порядке с учетом пени в размере 0,5% суммы платежа за каждый календарный день просрочки. Источники платежей у них следующие: 1) за выбросы до ПДВ и сбросы до ПДС 3В - за счет себестоимости продукции (работ, ус-

67200

 

луг); 2) за выбросы до ВСВ и сбросы до ОДУ 3В. размещение лимитных отходов и за тепловые лимитные загрязнения - за счет прибыли, оставшейся в распоряжении юридического лица; 3) за сверхлимитные выбросы и сбросы 3В, размещение отходов и тепловые загрязнения - % от прибыли, оставшейся в распоряжении юридического лица. Этот % должен быть дифференцированным для той или иной отрасли народного хозяйства, в зависимости от ее экономических особенностей. В настоящее время он (%) не установлен в РФ и поэтому сверхлимитные загрязнения оплачиваются за счет прибыли. Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, то госорганы ООС (Госкомэкология РФ и ее органы в субъектах РФ) и санэпидемнадзора (Госкомсанэпидемнадзор РФ и его центры в субъектах РФ), а также соответствующие госорганы исполнительной власти рассматривают вопрос о приостановке или прекращении деятельности АО или иного хозяйствующего субъекта.

Средства, поступающие от юридических лиц за загрязнения ОПС, распределяется так: 90% на спецсчет внебюджетных госэкофондов и 10% в Федеральный бюджет РФ, Из 90% средств 10% отчисляются в федеральный экофонд. Плата не освобождает юридических лиц от выполнения мероприятий по охране ОПС, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного ОПС, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением ОПС.

Плата за ПР (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие ПР) взимается: 1) за право пользования ПР в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование ПР; 3) на воспроизводство и охрану ПР. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование ПР определяется Правительством РФ в строгом соответствии с действующим законодательством. Так, Лесной кодекс РФ требует взимать платежи за пользование ЛФ в виде лесных податей (при краткосрочном использовании) или арендной платы. Ставки лесных податей устанавливаются органами госвласти субъекта РФ по согласованию с Рослесхозом или определяются по результатам лесных аукционов. Арендная плата рассчитывается на основе ставок лесных податей. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка ЛФ. 40% лесных податей и арендной платы поступает в Федеральный бюджет РФ и 60% - в бюджет субъекта РФ, часть которых направляется территориальному органу Рослесхоза на финансирование расходов, связанных с восстановлением и охраной лесов. Примерно такой же механизм платы и за другие ПР.

В Тверской области с 01.01.93 г. введена плата на воспроизводство и охрану водных ресурсов в следующих размерах:

1) П1 = 8.00 коп за 1 м3 поверхностной воды: 2) П2 = 13,25 коп за 1 м3 подземных вод. Тогда фактическая плата водопользователя определяется по формуле:

(6.5)

 

где (Qф - фактический забор воды в квартал по данному

предприятию, фирме или АО,м3; Кив- коэффициент индексации поводным ресурсам, равный 25,5 в Тверской области.

Такая плата взимается ежеквартально с водопользователей и направляется в областной зкофонд, который расходует деньги на воспроизводство и охрану водных ресурсов Тверской области.

По другим ресурсам сейчас ведется разработка соответствующих нормативов для природополъзователей Министерством природных ресурсов РФ.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.