Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и система полиции в Российской Федерации

 

Основным звеном системы органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой правоохранительный орган исполнительной власти Российской Федерации, основной целью которого является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.



Исходя из вышеназванных целей основными направлениями деятельности полиции являются:

— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

— выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

— розыск лиц;

— обеспечение правопорядка в общественных местах;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

— охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

— государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

— осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

— по решению Президента РФ участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

При осуществлении тех или иных направлений деятельности органы полиции руководствуются следующими принципами: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законности; беспристрастности; открытости и публичности; общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействия и сотрудничества, а также принципом использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Многие из вышеназванных принципов являются новыми по сравнению с принципами деятельности органов милиции и имеют важное значение в деятельности органов полиции.

Одним из основных принципов деятельности органов полиции является принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Указанный принцип основан на фундаментальном положении Конституции РФ: «Человек, его права свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Обеспечивать всем, находящимся в пределах России, права, признаваемые Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., — международное обязательство СССР и его правопреемника — Российской Федерации, присоединившегося и ратифицировавшего в 1973 г. данный Пакт.

Практическое значение рассматриваемого принципа в деятельности органов полиции заключается в том, что при осуществлении своих полномочий органам полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание, и этом деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

— назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

— в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим правами и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведении о частной жизни гражданина не могут предоставляться, кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Полиции обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (и. 7 ст. 5 Закона о полиции).

Другим принципом деятельности органов полиции является принцип законности. Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ. В ч. 2 указанной статьи установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Содержание принципа законности применительно к деятельности органов полиции заключается в том, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами. Права и свободы человека и гражданина согласно Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционная строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаи, предусмотренных федеральным законом.

Принцип беспристрастности является новым принципов деятельности органов полиции. Его суть заключается в том, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (п. 3 ст. 7 Закона о полиции).

При осуществлении своей деятельности органы полиции должны соблюдать принцип открытости и публичности. Применение этого принципа имеет свои особенности. С одной стороны, при осуществлении своей законной деятельности органы Полиции нередко как участники уголовного и административного процесса, оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности по защите государственной и иной охраняемой законом тайны имеют доступ к информации, не подлежащей разглашению третьим лицам.

Например, в соответствии со ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования не подлежат разглашению, ни они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Органы полиции при осуществлении своей деятельности должны учитывать эти требования закона. С другой стороны, на них лежит обязанность информирования граждан, общественных Объединений и организаций о своей деятельности. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Органы полиции предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции (ст. 8 Закона о полиции).

Принцип общественного доверия и поддержки граждан является принципом деятельности новых органов полиции. Этот принцип является одним из эффективных критериев оценки ее работы со стороны общества. В целях его реализации при МВД России и его территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

— привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

— участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

— проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

— обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

— осуществления общественного контроля за деятельности полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций. Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций органы полиции обязаны в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти и сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (ст. 9 Закона о полиции).

Принцип взаимодействия и сотрудничества органов полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами обусловлен необходимостью решения общих задач и достижения единых целей — охрана общественного порядка, прав и свобод граждан, законных интересов государственных и общественных организаций, безопасности общества и государства. Большое значение имеет взаимодействие и сотрудничество органов полиции с органами предварительного расследования. Данное взаимодействие в ходе предварительного расследование возможно в силу того, что органы полиции правомочны осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и рамках уголовных дел. Благодаря данному взаимодействию в ходе производства предварительного следствия, дознания возникают следственные версии, отработка которых осуществляйся посредством производства процессуальных (следственных) действий, направленных на установление обстоятельств совершения преступления и выявление лиц, причастных к этому. Процессуальную (правовую) основу взаимодействия в ходе производства предварительного следствия следователя и органом полиции как органов дознания базируется на ч. 4 ст. 157 УПК РФ. В соответствии с данным положением орган дознания может производить по уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет следователя полномочием — при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу поручать органам полиции как органу дознания в установленном законом порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскные мероприятия, производство отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п 4 ч. 2 ст. 38). В зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данное взаимодействие, как правило, осуществляется в форме создания следственно-оперативной группы. Правовой основой деятельности таких групп являются Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств, утвержденная совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315—16—93 и МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452, а также указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 «Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства».

Порядок взаимодействия органов полиции с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействий государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Сами же государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица призваны оказывать содействие полиции при выполнении ею своих обязанностей, установленных законом.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем по своей правовой сущности является принципом, который сводится к применению на практике достижений науки, техники, современных технологий и информационных систем, а также передового опыта для оптимальной и рациональной организации деятельности полиции, достижение ее максимального эффекта, полного использования имеющихся возможностей.

Руководство полицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел РФ. Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность, с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре, Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальныхобразованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ. Руководство полицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел.

В состав полиции входят разные подразделения, в зависимости or выполняемых задач того или иного органа полиции.

В структуру центрального аппарата МВД России, утвержденную п. 24 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», включены следующие подразделения полиции:

— Главное управление вневедомственной охраны;

— Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;

— Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— Главное управление по противодействию экстремизму;

— Главное управление собственной безопасности;

— Главное управление на транспорте;

— Главное управление уголовного розыска;

— Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;

— Национальное центральное бюро Интерпола;

— Оперативное управление;

— Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

— Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации;

— Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;

— Управление оперативно-розыскной информации;

— Управление по организации дознания.

 

1.3. Внутренние войска МВД России

 

Внутренние войска МВД России (далее — внутренние войска) входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.[3]

В соответствии с Законом о внутренних войсках их задачами являются: участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртерористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности и охране Государственной границы РФ; участие в территориальной обороне РФ.

Многие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными органами. В частности, совместно с ОВД внутренние войска решают задачи по охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий; по локализации и блокировании районов чрезвычайного положения, контртеррористической операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон.

Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые внутренние войска осуществляют самостоятельно, в их числе несение боевой службы по охране общественного порядка.

Военнослужащие внутренних войск имеют право:

— пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении пре­ступления или правонарушения;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;

— осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

— принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

— задерживать и доставлять в полицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;

— задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в полицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;

— производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, запрещенных для хранения и использования;

— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых объектов и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск.

Военнослужащие внутренних войск также вправе:

— производить оцепление (блокирование) участков местности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых бес­порядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);

— временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.

При несении боевой службы по участию в контртеррористической операции и обеспечению правового режима контртеррористической операции военнослужащим внутренних войск наряду с перечисленными правами предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных ст. 11 Закона о противодействии терроризму.

Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:

— органами управления внутренними войсками (Главное Командование внутренних войск (ГКВВ), оперативно-территориальные объединения);

— соединениями и воинскими частями оперативного на значения; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;

— соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузом; авиационными воинскими частями; морскими воинскими частями;

— военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

— разведывательными воинскими частями (подразделениями);

— воинскими частями (подразделениями) специального назначения; учреждениями (медицинскими, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, научными, связи и др.).

Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел РФ, а управление внутренними войсками — Главнокомандующий внутренними войсками.

Органом управления внутренними войсками в системе МВД России является Главное командование внутренних войск, организация и порядок деятельности которого определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 03.03.1999 №281.

Главное командование внутренних войск МВД России является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и предназначено для управления внутренними войсками при выполнении задач, возложенных на них российским законодательством.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.