Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Чай как подношение и чай как забава в эпоху Сун

 

В эпоху Тан привычка пить чай постепенно распространилась по всей стране; и, по сути, главную роль в этом сыграли писатели, странники и буддисты. Однако в эпоху династии Сун (960–1279) все изменилось, поскольку влияние ученых на развитие культуры чаепития уменьшилось. Хотя многие известные литераторы, среди которых были Су Ши, великий писатель Северной Сун, Ли Цинчжао, выдающаяся женщина-поэт, и Лу Ю, знаменитый поэт Южной Сун, очень любили чай и посвятили ему некоторые свои произведения, они внесли лишь незначительный вклад в развитие чайной церемонии. Культура чаепития в это время укреплялась и пропагандировалась двумя противоположными началами – императорским двором и простыми людьми.

 

Чай как подношение в эпоху Сун

 

Императоры Сун очень любили чай, и некоторые из них были знатоками чайной церемонии. Император Сун Хуэйцзун даже написал трактат под названием «Размышления о чае». Из-за особого положения императора производители чая придавали особое значение природным и вкусовым свойствам чая, привозимого ко двору императора в качестве даров.

С давних времен повелась традиция делать брикеты из чайных листьев для того, чтобы сохранить лучшие свойства чая. Когда наступил период расцвета культуры чаепития, жители Сун начали придавать этим плиткам оригинальную форму, чтобы оттенить красоту чая, и часто на этих плитках делался оттиск с изображением императорского дракона или птицы феникс. Такой чай для подношений ко двору в основном производился в префектуре Цзянь– чжоу, и чайные брикеты делались по эскизам двух знаменитых чиновников Дин Вэя и Цай Сяна.



Префектура Цзяньчжоу (первоначальное название – Цзянъань) располагалась на территории нынешней провинции Фуцзянь. Это была живописная местность с многочисленными буддийскими храмами, там процветало чаеводство, и там же делались чайные плитки для поставки ко двору еще до эпохи Сун.

Во время правления императора Сун Тайцзуна Дин Вэй был управляющим на чаеводческих плантациях Фуцзяни, где производился императорский чай. Это был человек, обладавший самыми разнообразными талантами: он писал стихи, рисовал, играл в шахматы, играл на многих музыкальных инструментах, хорошо знал буддизм и даосизм. Чтобы завоевать благосклонность императора (или более высокую должность и жалованье), Дин Вэй приложил много сил, чтобы создать новые формы и виды плиток чая. В эпоху Тан в этих плитках в центре делалось отверстие, чтобы через него можно было пропустить веревку и накрепко связать вместе несколько плиток. Дин Вэй распорядился больше не делать отверстий в плитках и разработал новые формы плиток и новые штампы для них.

Цай Сян, писатель и лучший каллиграф своего времени, который по характеру и убеждениям отличался от Дин Вэя, любил развлекать императора. Цай Сян часто спорил с императором и советовал ему быть проще в быту и больше заботиться о простом народе. Во время двух сроков пребывания на посту правителя Фуцзяни он очень много сделал для жителей провинции: построил дамбы, ирригационную систему и посадил сосны для защиты от разрушения дорог протяженностью 700 ли. Человек благородный, с незапятнанной репутацией, он воплощал в себе добродетели, которые были присущи истинному ученому – любителю чая. Он написал трактат о чае, в первой части перечислил критерии, по которым следует определять качество напитка: цвет, аромат и вкус. Во второй части он рассуждал о чайных принадлежностях, обращая внимание на необходимость гармонии между цветом чайных приборов и самим чаем. Цай Сян также внес свой вклад в развитие производства чайных плиток в форме дракона: эти плитки были меньше и изящнее, чем более ранние.

В отличие от других видов готового чая, чайные плитки в форме дракона и феникса были настоящим произведением китайского искусства со всеми присущими ему особенностями. Помимо специально разработанных форм для плиток в виде дракона и феникса, имелись пресс-формы и других видов – они делались в форме квадратов, цветов, больших и малых драконов и были очень изящными. Было очень трудно делать такой чай для подношения императору, поскольку чайные листья надо было собирать на рассвете перед началом Хлебных дождей[2]. Эти листья тщательно отбирались, обрабатывались на пару, прессовались, шлифовались, укладывались в формы и сушились, а затем отправлялись ко двору императора. Некоторые пресс-формы, диаметром в один дюйм, использовались только для производства ста чайных плиток в год. Нечего и говорить, что эти чайные плитки помещались в роскошную упаковку, сначала их заворачивали в листья особого дерева, затем – в желтый шелк, потом их укладывали в красные лакированные ящички с золотыми замками и официальными печатями и, наконец, эти ящички помещали в специальные короба, сделанные из бамбука. Такой сорт чая, как «Почка», похожая на язык птицы, имел самое большее три почки на каждом листе. Говоря современным языком, одна плитка такого чая стоила 400 000 медных монет. Такой дорогой чай мог появиться только на столе императора, императрицы и его наложниц. Чиновники, если вдруг император награждал их такой плиткой чая, никогда не пробовали его, а в свою очередь дарили его какому-нибудь близкому другу или просто оставляли себе на память.

Оуян Сю, выдающийся литератор и государственный деятель эпохи Сун, за все 20 лет своей службы получил только одну такую плитку чая; а обычные люди практически не могли даже и взглянуть на нее. Эта традиция уходила своими корнями в представления о духовном начале чая и главенстве простоты, пропагандировавшиеся Лу Юем. Но с другой стороны, она свидетельствовала о великом искусстве и просвещенности людей, которые делали этот чай.

 

Чай как забава в эпоху Сун

 

Чайные соревнования существовали еще в Древнем Китае для тех, кто стремился оценить качество разных сортов чая в компании своих друзей и знакомых. Этот вид чаепития был широко распространен еще в эпоху Тан, а во время правления императоров Сун он стал обычным явлением во всех слоях общества.

Чайные соревнования впервые появились в Цзянъане, где производился подарочный чай. В это время в горах Бэйюань было 1336 государственных и частных предприятий по производству чая. Поэтому вполне естественно, что возник такой способ чаепития, при котором можно было попробовать чай разных производителей и оценить его качество. Фань Чжунъянь, знаменитый писатель эпохи Сун, написал «Песню о байховом чае», в которой он писал: «Перед тем как привезти чай в плитках императору, производители чая в Бэйюане собирались и устраивали состязание. Повсюду стояли формы для сушки чайных листьев, в котлах кипела чистейшая вода из реки Чжунлинь, в ступках клубилась чайная пыль, а чашки собравшихся пенились белоснежной пеной – в целом это было грандиозное зрелище. Воздух был наполнен нежным ароматом чая, более приятным, чем любой другой запах, и этот аромат обострял чувства и ум людей. Когда соревнование заканчивалось, победитель ощущал себя на седьмом небе от восторга, а проигравший чувствовал себя как потерпевший поражение солдат. Вскоре такие соревнования стали обычным явлением как среди простых людей, так и среди ученых и писателей, а позднее они стали проводиться при дворе, в семье императора. «Чай и игорные дома», картина, написанная художником Сунской эпохи Лю Суннянем, очень точно передает атмосферу подобных состязаний.

Чайные соревнования открыли новую страницу в искусстве чая, которое было описано еще Лу Юем в его «Каноне чая». Традиционно, пока чайные листья настаивались в чайнике, собравшиеся на чаепитие сидели в стороне, наблюдая за изменениями, происходившими с водой, и размышляли над вечной тайной природы. Однако в эпоху Сун люди стали наливать кипящую воду в чашки, куда был насыпан чайный порошок, и перемешивали воду бамбуковыми щетками, чтобы чай и вода соединились в одно целое и на поверхности воды появилась пена, подобная пене в стакане с пивом. Выигрывал обычно тот, кто своим помешиванием взбивал самую большую шапку пены. Фактически главную роль в соревновании играло качество чая и мастерство участника. В современной японской чайной церемонии чай, как и раньше, получают из чайного порошка, однако искусство взбивания пены давно утрачено. В последние годы, однако, после долгих исследований в Доме чайных церемоний в Фучжоу было возрождено это древнее искусство.

По мере того как чайные соревнования распространились по всей стране, большое значение стали придавать форме и качеству чайных приборов, особенно чашек. В эпоху Сун люди любили светлый чай, поэтому чайные приборы стали делать из черного фарфора и селадона, которые лучше могли оттенить цвет чая.

По мнению древних китайских мыслителей, во время чайных соревнований главный упор делался на мастерство соревнующихся, а природные свойства чая отходили на второй план. Образованные люди больше внимания уделяли обстановке и атмосфере чайной церемонии. Например, Фань Чжунъянь, великий мыслитель того времени, готовя чай в павильоне на берегу реки, любил декламировать стих и играть на цитре. Вокруг павильона росли многовековые деревья, а слух его услаждали своим пением диковинные птицы. Знаменитый поэт эпохи Сун Дунпо говорил, что природную гармонию чая можно почувствовать, только взяв воду из реки и готовя чай на природе лунной ночью, когда звон колокольчиков из древнего монастыря и бой часов из старого города эхом отдаются среди деревьев.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.