Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Виды занятий и технологий обучения

Кафедра экономики, финансов и природопользования

 

Г.Г.Уварова, Ю.А.Мащенко

 

 

Региональное управление и

территориальное планирование

Учебно-методический комплекс

 

 

Ростов-на-Дону


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ

 

Кафедра экономики, финансов и природопользования

 

 

Рецензент: д.э.н., профессор Кюрджиев С.П.

Уварова Г.Г, Мащенко Ю.А.

Региональное управление и территориальное планирование: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во Южно-Российского института – филиала РАНХиГС, 2014. 47 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит общие требования к освоению курса, учебно-тематический план, учебную программу, планы семинарских и практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену, методические указания по выполнению курсовых работ, список основной и дополнительной литературы, тесты.

Предназначен для бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

 

 


 

Содержание

 

 

Общие сведения о курсе……………………………………………4

 

Учебно-тематический план ……………………………………….11

 

Программа дисциплины…………………………………………...12

 

Планы семинарских и практических занятий……………………18

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы………27

 

Указания по выполнению курсовой работы……………………..31

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Дисциплины………………………………………………………..36



 

Рекомендации по подготовке к промежуточному и итоговому

контролю знаний…………………………………………………..43

 

Глоссарий…………………………………………………………..50


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

 

 

В современных условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления социально-экономическими процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень территорий страны: округов, районов, регионов, муниципальных образований, а также входящих в их состав хозяйствующих субъектов. В связи с этим возникает настоятельная необходимость изучения теоретических и практических основ регионального управления и территориального планирования как комплекса специально организованных системных действий, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории.

Дисциплина «Региональное управление и территориальное планирование» входит в раздел профессионального цикла вариативного модуля основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление». Преподавание данной дисциплины предполагает обращение к знаниям и научным понятиям и категориям, освоенным в блоках общегуманитарных дисциплин, таких как «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Теория управления» и других. Знания и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование», необходимы для освоения других дисциплин профессионального цикла, обеспечивающих качество подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление».

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование комплекса знаний о региональных аспектах управления развитием РФ, их отдельных элементах и взаимодействии между ними, экономических и управленческих отношениях, возникающих в процессе функционирования и развития социально-экономических систем региона, а также механизмах управления ими.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- определение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии Российской Федерации;

- овладение теоретическими основами регионального управления, методами региональных исследований, инструментами региональной политики;

- анализ современных тенденций управления социально-экономическим развитием регионов в России и за рубежом;

- изучение основ территориального планирования на всех уровнях управления.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия, категории, и термины регионального управления;

- типологию и классификацию регионов;

- основные научные школы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих вопросы регионального управления;

- особенности территориальной организации региональной экономики в РФ;

- методы и средства управления региональным развитием;

- цели, принципы и механизмы государственного воздействия на социально-экономическое развитие регионов РФ.

Уметь:

- определять факторы и условия регионального развития;

- анализировать состояние экономики и социальной сферы региона, тенденции его развития;

- использовать плановый и программно-целевой подход для решения региональных проблем;

- применять современные инструменты регионального управления в практической деятельности.

Демонстрировать способность и готовность:

- к анализу значимых региональных социально-экономических проблем, явлений и процессов, тенденций их развития; работе с аналитической информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах, являющейся основой принятия разноплановых управленческих решений.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров осуществляется посредством достижения следующих образовательных результатов:

- способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

- умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владение средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);

- умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

- способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

- умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31).

Виды занятий и технологий обучения

Дисциплина «Региональное управление и территориальное планирование» общим объемом 144 часа изучается в 5учебном семестре. Программой дисциплины предусмотрена структура курса, состоящая из двух модулей. При этом каждый модуль представляет собой законченный блок, содержит целевую программу действий студента, методическое руководство и систему контроля.

Программа дисциплины включает лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студентов, различные формы и методы контроля знаний. Главный акцент при изучении дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» делается на практическую часть – освоение методов анализа информации на основе реальных данных, характеризующим социально-экономическое развитие и управленческие процессы на региональном уровне. Это закрепляется в приоритетном распределении учебной нагрузки в пользу семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по основной образовательной программе. Перечень форм организации обучения (ФОО) и применяемых инновационных методов представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

 

ФОО методы Лекции Семинарские и практические занятия Самостоятельная работа студентов
Мультимедийные технологии +    
Проблемное обучение + + +
Работа в группах   +  
Деловые игры   +  
Анализ конкретных ситуаций (case study)   + +

 

 

4. Система контроля качества знаний студентов

 

Оценка уровня освоения компетенций студентов имеет многоуровневый сквозной характер и осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра на практических (или/и семинарских) занятиях в соответствии с учебной программой. Текущему контролю подлежит проверка исходного уровня знаний студента по теме занятия или/и степень усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия. В качестве форм текущего контроля используется устный опрос, решение задач, тесты.

Количество этапов текущего контроля соответствует количеству практических (семинарских) занятий, уменьшенному на 2. В качестве шкалы оценок используется шкала, гармонизированная с балльно-рейтинговой системой.

Промежуточный контроль проводится 2 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины: при завершении изучения модуля «Методологические основы регионального управления» и модуля «Управление социально-экономическим развитием региона». Каждое из рубежных контрольных мероприятий проводится с целью определения степени усвоения материала указанных разделов дисциплины. В качестве форм рубежного контроля используется контрольная работа (по итогам изучения модуля 1) и тестирование (по итогам изучения модуля 2). Пересдача положительно написанной контрольной работы и/или теста для получения более высокой оценки не допускается. При неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида промежуточного контроля баллы не начисляются.

Итоговый контроль - это экзамен, установленный учебным планом.

Основным инструментом оценки работы студента в процессе учебной деятельности является система балльно-рейтинговой оценки знаний. Под балльно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов является одним из элементов управления учебным процессом Института на основе ранжирования студентов по результатам кумулятивной оценки их персональных достижений в учебной деятельности. При этом рейтинг студента представляет собой порядковый показатель, отражающий соотношение уровня учебных достижений обучающегося с уровнем учебных достижений других студентов: в группе, на курсе, факультете, Институте, направлении подготовки. Рейтинг по конкретной дисциплине служит оценкой академической успеваемости студента, используемой для определения рейтинга студентов за соответствующий семестр/период изучения данной дисциплины

Целями введения балльно-рейтинговой системы являются:

- объективная дифференциация оценки результатов учебной работы студентов;

- стимулирование повседневной систематической работы студентов;

- оптимизация учета объема и качества работы, выполняемой студентами;

- снижение роли случайных факторов при прохождении итогового контроля.

В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки академических достижений студентов ЮРИУФ РАНХиГС и учебно-тематическим планом дисциплины в рейтинговую оценку включены все виды учебной деятельности студентов:

- изучение теоретического материала – посещение и работа на лекциях (Р1);

- получение практических навыков –работа на практических и семинарских занятиях (Р2);

- контроль знаний студентов (Р3);

- выполнение самостоятельной внеаудиторной работы (Р4);

- результаты сдачи экзамена/зачета (Р5).

Рейтинг студентов основан на подсчете баллов, заработанных ими в течение семестра при выполнении всех предусмотренных учебным планом видов деятельности (таблица 2).


Таблица 2

Расчетные показатели рейтинга студента по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»

Критерии рейтинга Виды учебной деятельности студентов Нормативный рейтинг Нормативное количество работ Параметры и шкала перевода оценок в баллы
Р1 Посещение и работа на лекциях 9 лекций – 5 баллов 7-8 лекций – 4 балла 5-6 лекций – 3 балла 3-4 лекции – 2 балла Менее 3 лекций – 0 баллов
Р2 Работа на семинарских и практических занятиях Активное участие в работе, подготовка доклада – 0,9-1 балл Участие в работе – 0,7-0,8 баллов Дополнения, уточнения – 0,1-0,6 баллов
Р3 Промежуточный контроль знаний  
Р3.1 Тестирование   Письменная работа, включающая 10 тестовых заданий и задачу в каждом варианте. За каждый правильный ответ в полученном варианте задания начисляется 1 балл. Отдельно по пятибалльной шкале оценивается решение задачи. Время написания теста – 70 минут
Р3.2 Контрольная работа Письменная работа, включающая ответ на 2 теоретических вопроса. За каждый правильный ответ в полученном варианте задания начисляется 5 балловВремя написания контрольной работы – 70 минут.
Р4 Самостоятельная внеаудиторная работа (контрольная работа) Выполнение каждого из 5 заданий работы оценивается по следующей шкале: Отлично – 3 балла Хорошо – 2 балла Удовлетворительно – 1 балл Неудовлетворительно – 0 баллов
Р5 Итоговый контроль / экзамен   Отлично – 40 баллов Хорошо – 30 баллов Удовлетворительно – 20 баллов Неудовлетворительно - 0 баллов

 

Рейтинговый показатель по дисциплине рассчитывается накопительным итогом с начала семестра:

Р дисциплина = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5

Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена/зачета, является кумулятивной и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене/зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре, прибавляются баллы за ответ на экзамене/зачете, и полученные баллы переводятся в экзаменационные оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой (таблица 3):

Таблица 3

 

№ п/п Общая сумма баллов Итоговая оценка
Форма итогового контроля – экзамен
1. От 85 до100 баллов Отлично
2. От 70 до 84 баллов Хорошо
3. От 55 до 69 баллов Удовлетворительно
4. От 0 до 54 баллов Неудовлетворительно

 

Если студент при сдаче экзамена/зачета получил оценку «неудовлетворительно», то ему выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно/ незачет».

Если за работу в семестре студент получил от 35 баллов и выше, то он допускается к сдаче экзамена. В противном случае необходимо получить допуск к сдаче экзамена. Для этого студент должен в течение времени, отведенного на пересдачи экзаменов, пройти собеседование, сдать тест или другие контрольные работы по выбору преподавателя. После получения допуска студенту за работу в семестре начисляется 35 баллов по этой дисциплине, независимо от ранее полученных баллов.

Практические и семинарские занятия или рубежные контрольные мероприятия, пропущенные студентом в течение семестра, могут быть отработаны в соответствии с графиком аттестации.

Если занятия или тестирования пропущены по уважительной причине, то баллы, полученные на отработке, входят в рейтинг. Уважительной причиной пропуска занятий является пропуск, подтвержденный документом.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
Модуль 1. Методологические основы регионального управления
Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования    
Региональная структура РФ    
Основы регионального управления      
Система инструментов регулирования регионального развития      
Территориальное планирование      
Региональная политика      
Контрольная работа        
Модуль 2. Управление социально-экономическим развитием региона
Управление ресурсами регионального развития      
Управление территориально-отраслевой структурой экономики региона    
Управление региональными рынками и межрегиональными связями      
Управление региональным социально-экономическим развитием      
Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России    
Тестирование        
  Итого    

 


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования

 

Предмет, цель, задачи дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование». Основные понятия и категории региональной науки. Методы региональных исследований. Развитие региональных исследований в России и за рубежом. Теории размещения производства, центральных мест, региональной специализации и межрегиональной торговли. Общие теории размещения. Отечественная школа региональных экономических исследований. Современные направления развития теорий региональной экономики и регионального управления.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.