Виды занятий и технологий обучения Кафедра экономики, финансов и природопользования
Г.Г.Уварова, Ю.А.Мащенко
Региональное управление и
территориальное планирование
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ
Кафедра экономики, финансов и природопользования
Рецензент: д.э.н., профессор Кюрджиев С.П.
Уварова Г.Г, Мащенко Ю.А.
Региональное управление и территориальное планирование: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во Южно-Российского института – филиала РАНХиГС, 2014. 47 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит общие требования к освоению курса, учебно-тематический план, учебную программу, планы семинарских и практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену, методические указания по выполнению курсовых работ, список основной и дополнительной литературы, тесты.
Предназначен для бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».
Содержание
Общие сведения о курсе……………………………………………4
Учебно-тематический план ……………………………………….11
Программа дисциплины…………………………………………...12
Планы семинарских и практических занятий……………………18
Рекомендации по организации самостоятельной работы………27
Указания по выполнению курсовой работы……………………..31
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дисциплины………………………………………………………..36
Рекомендации по подготовке к промежуточному и итоговому
контролю знаний…………………………………………………..43
Глоссарий…………………………………………………………..50
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
В современных условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления социально-экономическими процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень территорий страны: округов, районов, регионов, муниципальных образований, а также входящих в их состав хозяйствующих субъектов. В связи с этим возникает настоятельная необходимость изучения теоретических и практических основ регионального управления и территориального планирования как комплекса специально организованных системных действий, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории.
Дисциплина «Региональное управление и территориальное планирование» входит в раздел профессионального цикла вариативного модуля основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление». Преподавание данной дисциплины предполагает обращение к знаниям и научным понятиям и категориям, освоенным в блоках общегуманитарных дисциплин, таких как «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Теория управления» и других. Знания и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование», необходимы для освоения других дисциплин профессионального цикла, обеспечивающих качество подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление».
1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование комплекса знаний о региональных аспектах управления развитием РФ, их отдельных элементах и взаимодействии между ними, экономических и управленческих отношениях, возникающих в процессе функционирования и развития социально-экономических систем региона, а также механизмах управления ими.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- определение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии Российской Федерации;
- овладение теоретическими основами регионального управления, методами региональных исследований, инструментами региональной политики;
- анализ современных тенденций управления социально-экономическим развитием регионов в России и за рубежом;
- изучение основ территориального планирования на всех уровнях управления.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, категории, и термины регионального управления;
- типологию и классификацию регионов;
- основные научные школы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих вопросы регионального управления;
- особенности территориальной организации региональной экономики в РФ;
- методы и средства управления региональным развитием;
- цели, принципы и механизмы государственного воздействия на социально-экономическое развитие регионов РФ.
Уметь:
- определять факторы и условия регионального развития;
- анализировать состояние экономики и социальной сферы региона, тенденции его развития;
- использовать плановый и программно-целевой подход для решения региональных проблем;
- применять современные инструменты регионального управления в практической деятельности.
Демонстрировать способность и готовность:
- к анализу значимых региональных социально-экономических проблем, явлений и процессов, тенденций их развития; работе с аналитической информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах, являющейся основой принятия разноплановых управленческих решений.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров осуществляется посредством достижения следующих образовательных результатов:
- способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
- умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владение средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);
- умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
- способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);
- умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31).
Виды занятий и технологий обучения
Дисциплина «Региональное управление и территориальное планирование» общим объемом 144 часа изучается в 5учебном семестре. Программой дисциплины предусмотрена структура курса, состоящая из двух модулей. При этом каждый модуль представляет собой законченный блок, содержит целевую программу действий студента, методическое руководство и систему контроля.
Программа дисциплины включает лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студентов, различные формы и методы контроля знаний. Главный акцент при изучении дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» делается на практическую часть – освоение методов анализа информации на основе реальных данных, характеризующим социально-экономическое развитие и управленческие процессы на региональном уровне. Это закрепляется в приоритетном распределении учебной нагрузки в пользу семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов.
Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по основной образовательной программе. Перечень форм организации обучения (ФОО) и применяемых инновационных методов представлен в таблице 1.
Таблица 1
ФОО
методы
| Лекции
| Семинарские и практические занятия
| Самостоятельная работа студентов
| Мультимедийные технологии
| +
|
|
| Проблемное обучение
| +
| +
| +
| Работа в группах
|
| +
|
| Деловые игры
|
| +
|
| Анализ конкретных ситуаций (case study)
|
| +
| +
|
4. Система контроля качества знаний студентов
Оценка уровня освоения компетенций студентов имеет многоуровневый сквозной характер и осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в течение семестра на практических (или/и семинарских) занятиях в соответствии с учебной программой. Текущему контролю подлежит проверка исходного уровня знаний студента по теме занятия или/и степень усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия. В качестве форм текущего контроля используется устный опрос, решение задач, тесты.
Количество этапов текущего контроля соответствует количеству практических (семинарских) занятий, уменьшенному на 2. В качестве шкалы оценок используется шкала, гармонизированная с балльно-рейтинговой системой.
Промежуточный контроль проводится 2 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины: при завершении изучения модуля «Методологические основы регионального управления» и модуля «Управление социально-экономическим развитием региона». Каждое из рубежных контрольных мероприятий проводится с целью определения степени усвоения материала указанных разделов дисциплины. В качестве форм рубежного контроля используется контрольная работа (по итогам изучения модуля 1) и тестирование (по итогам изучения модуля 2). Пересдача положительно написанной контрольной работы и/или теста для получения более высокой оценки не допускается. При неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида промежуточного контроля баллы не начисляются.
Итоговый контроль - это экзамен, установленный учебным планом.
Основным инструментом оценки работы студента в процессе учебной деятельности является система балльно-рейтинговой оценки знаний. Под балльно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов является одним из элементов управления учебным процессом Института на основе ранжирования студентов по результатам кумулятивной оценки их персональных достижений в учебной деятельности. При этом рейтинг студента представляет собой порядковый показатель, отражающий соотношение уровня учебных достижений обучающегося с уровнем учебных достижений других студентов: в группе, на курсе, факультете, Институте, направлении подготовки. Рейтинг по конкретной дисциплине служит оценкой академической успеваемости студента, используемой для определения рейтинга студентов за соответствующий семестр/период изучения данной дисциплины
Целями введения балльно-рейтинговой системы являются:
- объективная дифференциация оценки результатов учебной работы студентов;
- стимулирование повседневной систематической работы студентов;
- оптимизация учета объема и качества работы, выполняемой студентами;
- снижение роли случайных факторов при прохождении итогового контроля.
В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки академических достижений студентов ЮРИУФ РАНХиГС и учебно-тематическим планом дисциплины в рейтинговую оценку включены все виды учебной деятельности студентов:
- изучение теоретического материала – посещение и работа на лекциях (Р1);
- получение практических навыков –работа на практических и семинарских занятиях (Р2);
- контроль знаний студентов (Р3);
- выполнение самостоятельной внеаудиторной работы (Р4);
- результаты сдачи экзамена/зачета (Р5).
Рейтинг студентов основан на подсчете баллов, заработанных ими в течение семестра при выполнении всех предусмотренных учебным планом видов деятельности (таблица 2).
Таблица 2
Расчетные показатели рейтинга студента по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Критерии рейтинга
| Виды учебной деятельности студентов
| Нормативный рейтинг
| Нормативное количество работ
| Параметры и шкала перевода оценок в баллы
| Р1
| Посещение и работа на лекциях
|
|
| 9 лекций – 5 баллов
7-8 лекций – 4 балла
5-6 лекций – 3 балла
3-4 лекции – 2 балла
Менее 3 лекций – 0 баллов
| Р2
| Работа на семинарских и практических занятиях
|
|
| Активное участие в работе, подготовка доклада – 0,9-1 балл
Участие в работе – 0,7-0,8 баллов
Дополнения, уточнения – 0,1-0,6 баллов
| Р3
| Промежуточный контроль знаний
|
|
| | Р3.1
| Тестирование
|
| | Письменная работа, включающая 10 тестовых заданий и задачу в каждом варианте. За каждый правильный ответ в полученном варианте задания начисляется 1 балл. Отдельно по пятибалльной шкале оценивается решение задачи.
Время написания теста – 70 минут
| Р3.2
| Контрольная работа
|
|
| Письменная работа, включающая ответ на 2 теоретических вопроса. За каждый правильный ответ в полученном варианте задания начисляется 5 балловВремя написания контрольной работы – 70 минут.
| Р4
| Самостоятельная внеаудиторная работа (контрольная работа)
|
|
| Выполнение каждого из 5 заданий работы оценивается по следующей шкале:
Отлично – 3 балла
Хорошо – 2 балла
Удовлетворительно – 1 балл
Неудовлетворительно – 0 баллов
| Р5
| Итоговый контроль / экзамен
|
|
| Отлично – 40 баллов
Хорошо – 30 баллов
Удовлетворительно – 20 баллов
Неудовлетворительно - 0 баллов
|
Рейтинговый показатель по дисциплине рассчитывается накопительным итогом с начала семестра:
Р дисциплина = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена/зачета, является кумулятивной и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене/зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре, прибавляются баллы за ответ на экзамене/зачете, и полученные баллы переводятся в экзаменационные оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой (таблица 3):
Таблица 3
№ п/п
| Общая сумма баллов
| Итоговая оценка
| Форма итогового контроля – экзамен
| 1.
| От 85 до100 баллов
| Отлично
| 2.
| От 70 до 84 баллов
| Хорошо
| 3.
| От 55 до 69 баллов
| Удовлетворительно
| 4.
| От 0 до 54 баллов
| Неудовлетворительно
|
Если студент при сдаче экзамена/зачета получил оценку «неудовлетворительно», то ему выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно/ незачет».
Если за работу в семестре студент получил от 35 баллов и выше, то он допускается к сдаче экзамена. В противном случае необходимо получить допуск к сдаче экзамена. Для этого студент должен в течение времени, отведенного на пересдачи экзаменов, пройти собеседование, сдать тест или другие контрольные работы по выбору преподавателя. После получения допуска студенту за работу в семестре начисляется 35 баллов по этой дисциплине, независимо от ранее полученных баллов.
Практические и семинарские занятия или рубежные контрольные мероприятия, пропущенные студентом в течение семестра, могут быть отработаны в соответствии с графиком аттестации.
Если занятия или тестирования пропущены по уважительной причине, то баллы, полученные на отработке, входят в рейтинг. Уважительной причиной пропуска занятий является пропуск, подтвержденный документом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практи-
ческие
| Лабора-
торные
| Семи-
нары
| СРС
|
| Модуль 1. Методологические основы регионального управления
|
| Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования
|
|
|
|
| |
| Региональная структура РФ
|
|
|
|
| |
| Основы регионального управления
|
|
|
|
| |
| Система инструментов регулирования регионального развития
|
| |
|
| |
| Территориальное планирование
|
|
|
| |
| Региональная политика
|
|
|
|
| |
| Контрольная работа
| |
|
| | |
| Модуль 2. Управление социально-экономическим развитием региона
|
| Управление ресурсами регионального развития
|
| |
|
| |
| Управление территориально-отраслевой структурой экономики региона
|
|
|
|
| |
| Управление региональными рынками и межрегиональными связями
|
| |
|
| |
| Управление региональным социально-экономическим развитием
|
| |
|
| |
| Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России
|
|
|
| |
| Тестирование
| |
|
|
| | | Итого
|
|
|
|
| |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования
Предмет, цель, задачи дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование». Основные понятия и категории региональной науки. Методы региональных исследований. Развитие региональных исследований в России и за рубежом. Теории размещения производства, центральных мест, региональной специализации и межрегиональной торговли. Общие теории размещения. Отечественная школа региональных экономических исследований. Современные направления развития теорий региональной экономики и регионального управления.
|