Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перечень теоретических вопросов.

1. Личность, ее психологическая структура.

2. Современные психологические теории личности.

3. Биологическое и социальное в личности. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность".

4. Активность личности и ее источники.

5. Направленность личности, характеристика ее компонентов.

6. Потребности, виды потребностей. Мотивы виды мотивов.

7. Сознание и "Я" - образ человека. Самооценка. Уровень притязаний личности.

8. Основные факторы и условия формирования личности. Формирование личности врача.

9. Деятельность, ее структура и виды.

10. Знания, умения, навыки, привычки.

11. Профессиональная деятельность врача: психологическая характеристика.

12. Общение, его функции и виды. Значение общения в профессиональной деятельности врача.

13. Средства общения. Речь. Функции и виды речевой деятельности.

14. Механизмы межличностного восприятия.

Личность - это конкретный человеческий индивид с присущими ему своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими качествами, которые обнаруживаются по-разному. Личность возникла и развилась в результате общественно - исторического развития человечества, в процессе труда.

Характерными признаками личности есть наличие у нее сознания, место, которое она занимает в обществе, его общественная роль, деятельность в пользу общества. Индивидуальность – своеобразное, неповторимое соединение таких психологических особенностей человека, как характер, темперамент, особенности, течение психических процессов (восприятия, памяти, мышления, чувств, воли), особенности мотивационной сферы.



Структура личности по С.Д.Максименко:

Направленность личности

a. Потребности:

b. мотивы

c. убеждения

d. идеалы

e. интересы

f. привычки

g. мировоззрение

h. установки

i. темперамент

j. характер

Индивидуально-типологические особенности

a. темперамент

b. характер

Возможности личности

a. способности

b. знания, умения и навыки

Психические процессы

a. познавательные

b. эмоционально-волевые

Система саморегуляции

 

Существуют разные взгляды на структуру личности.

Психологические компоненты: познавательные, эмоционально-волевые, направленность.

Биологическое и социальное находятся в единстве.

Человек - часть природы, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело сугубо человеческих особенностей.

Активность личности и ее источники.

Активность живых существ – внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма. Активность личности человека отличающаяся от активности животных. У животных это проявление инстинктивных биологических потребностей, а у человека это толчок его сознания и целенаправленное стремление.

Источником активности личности есть его органические и духовные потребности – в пище, одежде, знаниях, работе.

Потребность – это требование, которое проявляет зависимость человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отображают стойкие жизненно важные зависимости организма от среды.

Виды потребностей:

· физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;

· потребности в безопасности — безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;

· потребности в социальных связях — потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;

· потребности самоуважения — потребности в признании, одобрении;

· потребности самоактуализации — реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

Мотив –это реальное побуждение, которое в зависимости от определенных жизненных обстоятельств побуждает человека к действию.

Мотивами человеческой активности являются интересы.

Виды мотивов:

1) по характеру:

познавательные - это мотивы которые непосредственные связанные с целью, процессом и содержанием учения, со стремлением человека получали новые знания,

социальные - связаны с определенными взаимоотношениями между людьми в процессе учения

утилитарные - направлены на достижение человеком собственной пользы с помощью учения

2) по содержательным характеристикам:

по степени действенности (действенные, недейственные),

по особенностям образования (внутренне являющиеся результатом является результатом работы самого человека, внешние - формируются под влиянием окружающих),

по месту в иерархической системе (доминирующие, второстепенные),

по степени осознанности (четко осознанные, слабо осознанные, неосознанные );

3) по динамическим характеристикам:

по силе (слабые, сильные ),

по продолжительности (устойчивые, не устойчивые)

по эмоциональным особенностями (мотивы вызвавших положительные эмоции , которые вызвали негативные эмоции , нейтральные) .

Интерес - это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно важным объектам.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, стремлением овладеть им.

Жестким регулятором поведения есть убеждение.

Убеждение –это система мотивов личности, которая побуждает ее действовать соответственно своим взглядам и принципам. Убеждения становятся мощной силой при условии, что действия, которые предопределяются этими убеждениями, становятся обычными, К.Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему.

Важным осознаваемым мотивом есть идеал.

Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни на протяжении определенного времени. Он и определяет программу ее будущего самосовершенствования.

Направленность – это система доминирующих целей и мотивов деятельности личности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость.

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание – это осознание человеком себя самого в своем отношении к внешнему миру и другим людей. С эмоциональной сферой самосознания связанны такие его проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоуничижение, чувство собственного достоинства, спесивость. С волевой стороной психической деятельности человека, связанны такие проявления как сдержанность, самоконтроль, самодисциплина.

Теории личности

1. Биогенетическая концепция развития.Главным фактором человеческого развития считается наследственность, которая заведомо определяет все особенности развития личности. Все духовные качества личности, его сознание – это такой же естественный дар, как глаза, уши и т.д. Человек рождается с определенными моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. “Биогенетический закон” – ребенок, который родился, в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человечества: период скотоводства, земледельческий период, торгово – производственную эпоху. Лишь после этого он вступает в современную жизнь.

2. Социогенетическая концепция развития.Согласно социогенетическим теориям, развитие ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывается ребенок, в таком направлении и происходит ее развитие.

3. Методологическая концепция развития.В соответствии с которой биологические и социальные факторы конвергируют (сближаются).

4. Теория психического развития в отечественной психологииопирается на определение того, что движущие силы его развития обнаруживаются в несоответствии потребностей, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальных (таких, что не отвечают новым требованиям) возможностей их удовлетворить. На развитие личности влияет весь состав общественной жизни, достижения науки и техники, объем информации.

Развитие личности — сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.

Деятельность человека — сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной дели.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность.

Навыки - это усовершенствованные путем многоразовых упражнений компоненты умений, которые проявляются в автоматизированном выполнении действий.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

 

Психология общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для разных живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связным вербальным и невербальным действием. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, который получает ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения - информация, которая в межличностных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и так далее) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразное содержание информации в том случае, когда субъекты общения - люди.

Цель общения - отвечает на вопрос "Почему существо вступает в акт общения"? Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминалось в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека те же цели могут быть очень и очень разнообразными, являют собой средствами удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ её передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, языка и других знаковых систем, грамоты, технических средств записывания и хранения информации.

Структура общения:

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

 

       
   
Общение
 
 

 

 


Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит из обмена информации между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействий между общающимися индивидами (обмен действия). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную.

Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, то есть она возможна лишь благодаря использованию знаковых систем. Самое простое разделение коммуникации - на вербальную и невербальную, использование разных знаковых систем. Вербальная использует в качестве таковой человеческий язык. Язык является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации благодаря языку менее всего теряется смысл общения. Возможно, обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - "говорить" и "слушать" "Говорящий" сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (разные околоречевые добавки, которые придают общению определенное смысловое украшение - тип языка, интонирования, паузы и смех, покашливание и др.)

2) Оптико - кинестетические (это то, что человек "прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).

Жест - это движение рук или кистей, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие язык);

описательные (их смысл определен только при словах);

жесты, которые выражают отношение к людям, состояние человека;

мимика - это движение мышц лица;

пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

-- интимная (от 0 до 0,5 метров). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими довирительними отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Много передается с помощью жестов, взглядов, мимики;

- - межличностная (от 0,5 до 1,2 метров). На ней осуществляется общение между друзьями;

- - официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метров). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальные их отношения;

- - публичная (больше 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

 

4) Визуальный контакт. Визуалика или контакт глазами. Установлено, что обычно общающиеся смотрят друг другу в глаза не больше 10 секунд.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.